Право как мера свободы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Фундаментальная проблема свободы из-за сложности и множественности подходов к ее решению требует теоретического осмысления и практического решения на каждом этапе развития человеческой цивилизации. Это обусловлено тем, что каждое поколение имеет собственную трактовку свободы, а проблема воплощения ее в праве отмечается дискуссионным характером. Целью исследования является комплексный философско-правовой анализ права как меры свободы личности сквозь призму ее понимание как формы творческой самореализации личности.

Содержание работы

Введеине 5
Глава 1. Общая характеристика категорий «право» и «свобода». 6
1.1. Понятие, сущность права 7
1.2. Свобода человека как сущность права 12
Глава. Проблемы права, как меры обеспечения свободы личности 16
2.1. Теоритические проблемы права и свободы личности 16
2.2. Правовые гарантии - как мера обеспечения прав и свободличности в современных условиях 24
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

f_562526153dfea8ee (2).docx

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, как это следует уже из самих их названий, ввели другую классификацию, которая широко используется в международной практике.

 

1.2.  Свобода человека как сущность  права

 

Сущностью права является свобода человека, но свобода не любая, а определенным образом определена и обеспечена. Свобода - это присущие человеку свойство и форма жизни, отражают ее стремление к самовыражению, самореализации, но это не означает, что свобода является возможностью осуществления любых действий. "Если свобода состоит вообще из возможности делать все, что хотят, то мы можем признать такое представление полным отсутствием культуры мысли", то есть это иллюзия свободы, ее суррогат, произвола. Настоящая свобода тесно связана с необходимостью - объективными законами развития общества, реализуется на основе их познания и в соответствии с ними.

Свобода субъекта включает и свободу выбора определенного варианта действия, свободу воли как свойство субъекта принимать соответствующее решение, свободу действия как беспрепятственное его осуществления. Реальный характер социальных закономерностей предусматривает ограничение только абсолютной свободы субъекта, но обусловливает наличие свободы выбора и осуществления определенного многообразия деяний, в том или ином случае отражают необходимость. Право и есть "царство реализованной свободы"6, той ее сферой, в рамках которой социальный субъект, способный принимать адекватные социальным закономерностям решения, свободен в выборе варианта действия и беспрепятственному его осуществлению.

Реальная  сфера свободы социального субъекта как сущность права проявляется в различных правовых явлениях - нормах права, субъективных правах и обязанностях, правовых принципах, правоотношениях и т.д., каждое из которых в свойственной ему форме отображает сферу свободы того или иного субъект объекта (общества, государства, общественной организации, человека)​. Сфера свободы является единство противоположностей - свободы как вариантов действий, которые ей соответствуют, и несвободы как ограничение количества этих вариантов, но и последняя по своей сути есть свобода в том смысле, который рассматривался ранее. Несвободу как объективно обусловленное ограничение свободы выбора следует отличать от абсолютной свободы, поскольку именно она является противоположностью истинной свободы - произволом или несвободой, поэтому, если свобода является проявлением необходимости, то несвобода, произвол - случайности, хаоса.

Различные социальные субъекты обладают неодинаковой способностью познавать объективные условия своей жизни, действовать на их основе, поэтому в обществе создаются разнообразные механизмы, присущими им средствами способствуют реализации свободы субъектов или противодействуют проявлениям произвола (обычаи, мораль, религия, юридическое право, политические нормы и т.д.).

Не  только право, но и некоторые другие социальные явления отражают сферу свободы социального субъекта. Например, мораль, наука, обычаи, политика и т.д.. Однако каждому из них присущи как "своя" сфера свободного общественной жизни, так и средства ее определения и обеспечения.

Право как определенная сфера свободы  характеризуется тем, что оно является свободой:

а) взаимодействия с другими субъектами;

б) в первую очередь, действий, которые  находят свое внешнее воплощение в виде действий или бездействия;

в) сочетает в себе свободу общества и его членов;

г) границы которой определяются обществом, а не отдельным человеком;

д) реализация которой обеспечивается, защищается юридическими средствами;

ж) не каждого отдельного индивида, а  типичных членов общества, типология которых осуществляется в соответствии с их места и роли в обществе, поэтому границы свободы равны для каждого из одноименных субъектов7.

К правовой сферы свободы относятся  не все, а лишь определенная часть социальных деяний, отмечаются:

а) социальной значимости, то есть они  являются блага, ценность не только для отдельного субъекта, но и общества в целом, а отсюда следует, что эти действия являются формой взаимодействия членов общества как между собой, так и со своими объединениями, обществом вообще и влияют тем или иным образом на их функционирование;

б) сознанием, то есть эти действия являются результатом и осуществляются на основе адекватного отражения действительности ;

в) волевым характером действий, выполняемых  добровольно самими субъектами, отражают их отношение к действительности;

г) социальной обусловленностью - существуют объективные и субъективные факторы, вызывающие эти действия ;

д) внешней выраженностью, т.е. эти действия тем или иным образом влияют на окружающую среду, могут фиксироваться в материальных объектах или наблюдаться другими субъектами в форме действий или бездействия;

е) массовостью - по определенным своим  признакам они должны быть распространены, а не оригинальными, единичными;

ё) повторяемостью, т.е. осуществляться как  в прошлом, так и настоящем или будущем времени.

Сфера свободы как существенная черта  права находит свое воплощение:

а) в правосознании в форме правовых идей, принципов, теорий, концепций, чувств, взглядов, убеждений субъектов права;

б) в правоспособности субъектов, т.е. их свойства иметь свободную волю, осуществлять свободный выбор;

в) в правовом поведении в виде действий или бездействия, которые являются результатом свободы выбора и свободы воли взаимодействующих субъектов;

г) в правовых нормах - моделях поведения  и их системе как масштабе свободы общества и его членов;

д) в законах и других нормативных  актах и индивидуальных решениях, является внешней формой определения и выражения права как меры свободы ;

е) в субъективном праве и обязанности - формы свободы, соответственно, как возможности и необходимости определенных действий и т.п.8.

По  нашему мнению, право как мера свободы, масштаб которой отражает характеристики, свойства определять границы свободы, отделять ее от несвободы (произвола), оценивать социальное поведение с точки зрения ее соответствия объективным закономерностям функционирования и развития общества. В отличие от других социальных определений свободы право - это ее мера, которая является:

1)  формально - определенной, то  есть четко зафиксированной в  форме моделей поведения в нормах и нормативных предписаниях, которые внешне отражены в особых письменных документах (нормативных актах, договорах, судебных прецедентах);

2)  равной - свобода различных  субъектов определяется единственным способом, на единых принципах;

3)  справедливой - отображает объективно  обусловлено соотношение свободы выбора вариантов поведения и их ограничений в соответствии с достигнутым обществом уровня цивилизованности, социального прогресса;

4)  институциональной - в разнообразии  своих проявлений, форм составляет определенный социальный институт как феномен, самостоятельное явление;

5)  легитимной - общепризнанной,  воспринятой обществом;

6)  универсальной. - Способной урегулировать  разные по природе социальные отношения.

 

 

Глава. Проблемы права, как меры обеспечения  свободы личности

 

2.1.  Теоритические проблемы права  и свободы личности

 

Человек как личность является субъектом  свободы, иначе говоря, владельцем свободы. Человек владеет, пользуется, распоряжается свободой, и это делает ого личностью, представляет его как личность. Естественность свободы как неотъемлемой стороны (качественной и количественной) человеческой жизнедеятельности обусловлена ​​естественным существованием самого человека. Человек возникает как одно из явлений природы, закономерной условием определенного самостоятельного существования которого должно быть и является его свобода среди других природных явлений, то есть вместе с человеком одновременно возникает и существует и его свобода. Отсюда и вывод как самоочевидная истина: человек и свобода явления неотделимы друг от друга. Более того, «человек обречен на свободу», отметил когда-то Ж.-П. Сартр, и эти слова стали крылатыми - их часто воспроизводят в своих трудах философы, развивая их так или иначе, например суждением: «человек обречен на свободу» «и эта свобода не позволяет ей быть просто вещью, просто материей».

Без свободы, вне свободы как таковой  невозможно сознательное поведение личности, поведенческая саморегуляция личности. В связи с этим, учитывая значение для человека свободы как таковой, Д. А. Керимов отмечает: «Человеческая жизнь приобретает смысл только в условиях подлинной свободы. Только свобода все человеческое превращает в подлинно человеческое, и только в условиях свободы личность получает возможности для раскрытия и развития своих способностей и талантов, для проявления инициативы и волевых стремлений» 9.

Д. А. Керимов, исследуя проблему свободы  человека, указывает, что человек должен иметь не только внешнюю, но и внутреннюю свободу. Индивида нельзя признать внутренне свободным, если он участвует, вопреки собственной воле, в создании того, что противоречит его представлениям, мировоззрениям, желаниям, Внутренняя свобода предполагает свободу мнений, убеждений, веры, словом, полную автономию личности. Именно поэтому свободу следует понимать не только как господство людей над их окружающей действительностью, над обстоятельствами и условиями бытия, но и как умение владеть своими страстями и помыслами. Свобода включает в себя не только, так сказать, внешнюю, но и внутреннюю свободу, господство человека не только над силами природы и общества, но и над самим собой, отмечает Д. А. Керимов и поэтому предлагает следующее определение понятия свободы: свобода - это «внешнее и внутреннее состояние независимости личности, познает действительность и действует согласно познанному, разумно сочетает свои интересы с интересами общественного прогресса» 10.

С другой точки зрения, свобода - это  возможность личности самостоятельно выбирать тот или иной вариант своего поведения среди ряда возможных. Иначе говоря, свобода личности предполагает возможность по собственному усмотрению делать волевой выбор определенного варианта своего поведения. В литературе отмечают: «Свобода - это свобода воли»11, «в реальной жизненной ситуации у лица обычно несколько вариантов возможного поведения»12. Сделанный выбор - осуществлена функция свободы, соблюдение избранного достижения запланированного результата - ее задача.

Жизнедеятельность человека характеризуется сочетанием свободы и необходимости. «Свобода» и «необходимость» - «философские категории, выражающие отношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества»13, «нельзя не только провозглашать, но и представлять себе свободу без необходимости, вне объективными закономерностями и случаями развития природы и общества, если мы намерены рассуждать о свободе в строго научном и настоящем ее значении»14.

Категории «свобода» и «необходимость», учитывая поведение личности предусматривают невозможность абсолютной свободы в сфере объективации человеческого поведения. Общеизвестно, что абсолютная свобода личности в обществе - это произвол, уничтожение свободы как таковой, торжество права силы, права сильного. С другой стороны, следует отметить, что абсолютная несвобода личности предполагает уничтожение сознательного поведенческого самоопределения личности, превращения ее в биоробота. В связи с указанным Л.С. Алексеев утверждает: «Полное подавление воли, свободы выбора всех человеческих индивидов без исключения» означает «разрушение самоопределения личности», противоестественное возвращения людей «к варварству, дикости, первобытного стада», поскольку без самоопределения личности в цивилизованном обществе «не может быть социального взаимодействия, которое цементирует общественный организм... Не только производство, экономический строй, но и культура, сознание, воля человека отвергают полную, абсолютную несвободу»15.

Природа общества такова, что в обществе невозможны ни абсолютная несвобода, ни абсолютная свобода личности. Возможна только мера свободы личности. Современная юриспруденция отмечает: степень свободы в обществе олицетворяет само право (в литературе уже давно обращают внимание, что невозможно рассуждать о праве, не обращаясь к вопросу о необходимости и свободе). Право противостоит произволу, анархии в общественных отношениях, является тем социальным институтом, инструментом, который служит упорядочению свободы в обществе, то есть право является мерой объективно возможной и необходимой свободы в обществе - свободы личности, других субъектов социального общения.

Л. И. Лазебний случайно акцентирует: «Понимание права как меры свободы человека в обществе имеет социально - философский характер, поскольку право определяется путем сведения к категории свободы, это одна из ипостасей свободы, один из конкретно -исторических путей ее развития. Право как особая сфера социальной деятельности возникает в виде особого механизма социальной регуляции свободы»16.

Также автор, выделяет формальную и материальную стороны свободы. Формальная сторона свободы предполагает наличие обеспечения возможностей человека и свободы его действий, гарантированное отсутствие препятствий по той или иной ее деятельности; материальная же - наличие у человека условий, ресурсов, детерминирующих развитие его свободы, возможностей (например, получение образования, рост благосостояния).

В современной юриспруденции получило распространение учение И. Берлина о двух типах (концепции) свободы, а именно о негативной (отсутствие вмешательства в жизнедеятельность человека со стороны других) и позитивную свободу (самостоятельное принятие человеком решений относительно совершения своих действий)17. В сущностном плане отрицательной свободе (свободе от вмешательства других субъектов) противопоставлена позитивная свобода как возможность и наличие ресурсов для реализации человеком своего потенциала, осуществлению которого могут мешать в определенном обществе некоторые ограничения, такие, например, как «класизм», «сексизм», «расизм».

На  основе учения И. Берлина, его терминологии в современной юридической науке первое поколение прав человека - личные (гражданские) права - определяют как негативные права (составляют определенную перечнем соответствующих прав человека сферу его свободы, в которую ни при каких обстоятельствах никто не может вмешиваться). Иначе говоря, именно такая категория прав человека, личные (гражданские) права, связывается с понятием (термином) «негативная свобода. С другой стороны, понятие положительных прав (второе поколение прав человека - «социальные», «экономические», «культурные») предусматривает, что в отличие от негативных прав, олицетворяющих независимость личности в определенных ее действиях представителя власти, позитивные права требуют для их реализации определенных целенаправленных, обеспечивающих действий со стороны государства («позитивного вмешательства» в их осуществление, наличия соответствующих « положительных услуг» со стороны государства).

Информация о работе Право как мера свободы личности