Право как мера свободы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Фундаментальная проблема свободы из-за сложности и множественности подходов к ее решению требует теоретического осмысления и практического решения на каждом этапе развития человеческой цивилизации. Это обусловлено тем, что каждое поколение имеет собственную трактовку свободы, а проблема воплощения ее в праве отмечается дискуссионным характером. Целью исследования является комплексный философско-правовой анализ права как меры свободы личности сквозь призму ее понимание как формы творческой самореализации личности.

Содержание работы

Введеине 5
Глава 1. Общая характеристика категорий «право» и «свобода». 6
1.1. Понятие, сущность права 7
1.2. Свобода человека как сущность права 12
Глава. Проблемы права, как меры обеспечения свободы личности 16
2.1. Теоритические проблемы права и свободы личности 16
2.2. Правовые гарантии - как мера обеспечения прав и свободличности в современных условиях 24
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

f_562526153dfea8ee (2).docx

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Наряду  с такими понятиями, как негативная и позитивная свобода, в современной общетеоретической юриспруденции есть и понятие легитимированной свободы. Следует обратить внимание, что с позиций современного правопонимания, право является легитимированной степенью свободы.

Следует отметить, что собственно термин «мера» является неоднозначным. Мера - это единица измерения чего-либо, то, что является основой для оценки, сравнения чего-либо, но это также и величина, размер, степень чего-либо. Есть в словосочетании «право как мера свободы» термин «мера» указывает, что право, с одной стороны, является оценочным критерием («мерилом») объема свободы, с другой - право образует определенный ее масштаб, объем (в том или ином обществе свободы как таковой всегда может быть сравнительно «больше» или «меньше»). Традиционно в литературе термин «право как мера свободы» прежде используют как таковой, что акцентирует наличие у субъектов права, скажем так, соответствующего «пространства свободы» (в частности, большего по объему в демократическом обществе, менее - в тоталитарном).

Ученые  отмечают, что слово «свобода»  в словоупотреблении появилось в XXIV в. до н. н.э., когда правитель государства Шумера установил «свободу» для своих подданных путем применения санкций к недобросовестным чиновникам18.

Понятие «свобода» выходит за рамки юридических  понятий и институтов. Так, философы определяют свободу как «возможность поступать так, как хочешь»19. В юриспруденции понятие «свобода» имеет прямое отношение к выбору личностью варианта своего поведения (правомерного или противоправного).

Любая норма права как абстрактная  модель поведения, является в основном возможной или надлежащей (необходимой), указывает на определенный вариант поведения среди многих других (норма предусматривает выбор соответствующего варианта поведения). Именно так норма права ограничивает поведение субъекта права его общественно полезными или общественно необходимыми (иногда общественно допустимыми) формами. Соответствующее поведение (адекватную требованиям норм и принципов права) признают правомерным, тогда как противоправное предполагает нарушение соответствующих юридически определенных границ поведения.

Определение «степени свободы» нормами, принципами права (объективным правом) означает, что право - инструмент реализации и ограничения свободы. Реализация свободы, прежде всего, связана с субъективными правами, ограничение свободы - с юридическими обязанностями. Итак, «субъективное право» и «юридическая обязанность» - основные юридические категории, которые непосредственно связаны с реализацией и ограничением свободы.

Нормы права («Уполномоченное нормы», «обязательственные нормы», «запретительные нормы») предусматривают субъективные права и юридические обязанности их адресатов. Субъективные права и юридические обязанности предусматривают такой структурный элемент нормы права, как диспозиция. Из указанного делаем вывод, что диспозиция - часть нормы, в которой указываются права и (или) обязанности субъектов.

Субъективное  право, как таковое является прямым юридическим выражением степени свободы личности. Л.С. Алексеев отмечает: «По своей юридической природе субъективное право составляет юридическую возможность для конкретного субъекта права действовать согласно собственному волеизъявлению в целях удовлетворения своих интересов», «субъективное право - это юридически обеспеченная мера возможного поведения лица, что гарантирует ей... свободу выбора, пользование материальными и духовными благами», тогда как юридическая обязанность - «это мера (вид) надлежащего поведения, на которой настаивает правительство»20.

«Субъективное право» и «юридическая обязанность» - взаимосвязанные юридические категории (парные, то есть такие, которые противостоят друг другу21), которые имеют прямую связь прежде с объективным (положительным) правом, поскольку нормы объективного права закрепляют, предусматривают субъективные права и юридические обязанности. Любая норма права имеет предоставляющи-обязывающий характер: норма права, выраженная как разрешение, предусматривает соответствующую обязанность (запрет) не нарушать предоставленное право, выполнять то, на что имеет право уполномоченное лицо. Одновременно нормы, выраженные как обязанность (запрет), предусматривают наличие соответствующего права требовать исполнения этой обязанности22.

«Субъективное право» и «юридическая обязанность» - взаимосвязанные юридические категории, которые также имеют прямую связь и с правоотношениями. В правоотношениях субъективное право осуществляется (при условии выполнения соответствующей юридической обязанности его сторонами). Как известно, правовые отношения («юридические отношения») - это «предусмотренные юридическими нормами, принципами, права общественные отношения, которые выражаются во взаимных юридических правах и обязанностях субъектов права. Правоотношениями называют общественные отношения, содержанием которых являются субъективные права и юридические обязанности лиц, охраняемых государством.

В юридической науке уже давно  известным то, что логика правового  регулирования («законодательная техника») требует для выражения большей степени свободы использования законодателем запрета, а для определения меньшей степени - разрешения. Когда запрещены определенные действия - все другие разрешенные (их больше, чем запрещенных). Когда разрешены определенные действия - все остальные запрещены (их больше, чем разрешенных).

Следует заметить, что «степень свободы» личности, обусловленная правом и связана не только с такими фундаментальными юридическими понятиями, как «субъективные права» и «юридические обязанности». Например, «полномочия», «компетенция» должностных, служебных лиц, «правоспособность», «дееспособность», «свободы», «законные интересы» граждан, «права человека» - понятия, которые также имеют непосредственное отношение к «степени свободы» личности. Указанные понятия в целом охватываются категорией «правовой статус личности», который является глобальным юридическим выражением, отражением, закреплением степени свободы личности в той или иной стране.

Резюмируя, отметим, что свобода сама по себе является естественной неотъемлемой стороной бытия человека. Свобода в поведенческой саморегуляции личности предполагает наличие у нее возможности по своему усмотрению делать волевой выбор определенного варианта своего поведения. Однако объективация поведения человека как общественного существа и субъекта права требует сочетания в поведении свободы и необходимости. Соответственно, право, как «степень свободы» (легитимированных) предполагает связь реализации и ограничения свободы личности, прежде всего, с такими элементами ее правового статуса, как «субъективное право» и «юридическая обязанность».

 

2.2.   Правовые гарантии - как мера  обеспечения прав и свобод  личности в современных условиях

 

Важным  средством защиты прав и свобод человека являются гарантии. Они являются системой норм, принципов и требований, обеспечивающих процесс соблюдения прав и законных интересов человека. Назначением гарантий является обеспечение благоприятных условий для реализации конституционно закрепленного статуса человека. Таким образом, гарантии является средством, обеспечивающим переход от предусмотренных конституцией возможностей к реальной действительности. Эффективность гарантий зависит от уровня развития общеправовых принципов, состояния экономики, уровня развития демократических институтов, реальности политической системы, наличия системы совершенных законов в государстве, эффективности механизмов реализации законоположений, степени правового сознания, правовой культуры населения, согласованности интересов населения и общества в целом и наличие высокоэффективного органа конституционного контроля.

Обеспечение прав и свобод человека предполагает создание определенных условий, при которых реализация прав и свобод человека является беспрепятственной и максимально эффективной, охрана предотвращает малейшие возможности их нарушения, а защита от совершенного правонарушения способствует восстановлению нарушенных прав и привлечению виновного лица к ответственности.

Анализируя  сущность обеспечения прав и свобод человека, необходимо наряду с юридическими составляющими этой системы рассматривать и экономические, политические и социальные условия обеспечения прав и свобод личности, ведь перечисленные факторы как материальные условия жизнедеятельности общества обусловливают фактическое положение в сфере обеспечения прав и свобод личности.

Поэтому нельзя сводить процесс обеспечения  прав и свобод личности к реализации лишь отдельных юридических средств обеспечения без учета экономических, социальных, политических и других факторов социальной среды, без изучения общесоциальных условий их фактического осуществления. Все указанные аспекты должны быть учтены и должны найти свое отражение в понятии "обеспечение прав и свобод личности".

    Социальное назначение обеспечения  прав и свобод прежде всего  обусловлено потребностью в создании надлежащих условий (как фактических, так и юридических) для предоставления законодательно закрепленным правам и свободам реального и нерушимого характера, в ликвидации несоответствия между правовым и фактическим положением человека в обществе.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина всегда были в центре внимания жизни общества. Не только ученые правоведы, но и практики, чья деятельность постоянно связана с решением различных вопросов в сфере обеспечения реализации и охраны прав и свобод человека, занимающихся разработкой и внедрением новых эффективных механизмов для осуществления человеком и гражданином своих прав и свобод. Одно из центральных мест среди конституционных прав и свобод человека и гражданина занимают политические права, которые играют решающую роль в построении государства, а поэтому уровень их гарантированности обусловливает эффективность общественных отношений в будущем. Обеспечение выступает важнейшим фактором реального обеспечения политических прав и свобод личности, наряду с их признанием, соблюдением и уважением.

  Конституционно-правовые гарантии  политических прав и свобод  человека и гражданина в РФ обеспечены авторитетом основного закона. Конституция РФ устанавливает права человека и гражданина как задачу, к выполнению которой должны стремиться общество, государство с тем, чтобы каждый человек и каждый государственный орган всегда старались путем образования и разъяснения содействовать уважению прав человека и обеспечению национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов других государств, так и среди народов, находящихся под юрисдикцией РФ.

Как отмечает Витрук Н.В. обеспечение осуществляется с помощью специфических средств - гарантий, благодаря которым становится возможным беспрепятственное осуществление прав и свобод, их охрана от возможных противоправных посягательств и защиту от незаконных нарушений. Без соответствующих гарантий провозглашенные в Конституции и законах РФ права и свободы становятся "пустым звуком"23.

Проблема  полноты и гарантированности  прав человека приобрела в современном мире глобальное значение. Мировое сообщество пытается выработать единые правила социальной и правовой защищенности граждан, унифицировать, принять единые стандарты и процедуры, которые бы способствовали признанию достоинства, присущее всем членам человеческой семьи.

Стоит отметить, что в решениях международных  конференций, в различных договорах и соглашениях, в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и ее вспомогательных органов подчеркивается юридическая обязательность как гражданских, политических, так и социальных и экономических прав, их взаимосвязь и неделимость.

Конституционное стремление развивать и укреплять  демократическое, социальное, правовое государство невозможно реализовать без утверждения политических прав и свобод человека. Весомость политических прав в государственном процессе требует создания и развития системы гарантий, которые бы реально соответствовали существующим отношениям. Динамика общественных отношений, прежде всего в политической жизни, вызывает определенные изменения в теоретическом обосновании и практическом применении конституционно-правовых гарантий политических прав и свобод человека и гражданина. К этому времени в России проблема конституционно-правовых гарантий политических прав и свобод не была, к сожалению, должным образом изучена.

Кроме того, конституционно-правовые гарантии политических прав и свобод человека и гражданина занимают одно из главных мест в отрасли и науке конституционного права, поскольку они являются не просто движущей силой формирования сильного демократического и правового государства, но и обязательной их составляющей и одновременно критерием в признании таким государства24.

Метод юридических гарантий прав закреплен  в Конституции РФ, которая устанавливает, что: права и свободы человека и гражданина защищаются судом; каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий; каждому гарантируется право знать свои права и обязанности и т.д..

По  мнению российских ученых-конституционалистов  А.С. Пиголкина и Ю.А. Дмитриева, юридически нормативная методология обеспечения политических прав и свобод человека должна быть рассмотрена с учетом еще одной институциональной категории - правовой цели, которая понимается прежде всего, как "обеспечение выполнения требований права"25. Методологическими принципами реализации указанной цели являются правовые предписания, названные юридическими гарантиями законности.

Обращаясь к классификации правозащитной  цели, предоставленной российским государствоведом М.Н. Марченко, ее можно классифицировать от ее характера на группы.

Первая  охватывает общую и частную (специфическую, конкретную) цель. В зависимости от того, какой круг правозащитных отношений контролируется целью, она может быть общей и частной. Общая цель осуществляется только через методы реализации частной (конкретной) цели. Вот почему законодатель всегда формулирует в правозащитном законе не только общую цель, а специфическую (частную), конкретизируя ее до такого уровня, чтобы она могла выступать как непосредственная. Ко второй группе можно отнести основную и неосновную цель. Основной целью является цель, без реализации которой норма права и право не могут быть реализованы. Неосновная цель правового характера - та, которая усиливает эффективность (материальную, моральную и идеологическую) предполагаемого действия той или иной нормы права. Третья группа включает в себя цели,икоторые различаются через полноту восстановления конечного результата. Четвертую группу составляют цели, различающиеся по степени обоснованности. В нее может входить объективно достоверная цель или объективно ошибочна. Истинность или ложность той или иной правовой цели выводится по результатам объективного развития общества и существующих интересов всего народа. Относительно пятой группы правозащитной цели необходимо отметить, что для реализации цели защиты политических прав и свобод человека недостаточно, чтобы она была объективно достоверной. Важно, чтобы она была и реальной и своевременной. Шестая группа включает цель защиты, которая отличается средствами реализации субъективных прав и которая имеет условные названия, точнее: "материальная" и "инструментальная". Наконец охарактеризуем седьмую группу правозащитной цели обеспечения политических прав и свобод человека и гражданина, которое различается по характеру, это - "юридическая" и "не юридическая". Их отличает происхождение. Природа "юридической" цели возникает в недрах права, а происхождение "не юридической" цели связано с недрами общественного бытия. "Юридическая" цель есть не что иное, как "цель в праве", а "не юридическая" цель предсталяет собой "цель права"26.

Информация о работе Право как мера свободы личности