Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:20, дипломная работа
Целью моей работы является комплексное изучение проблемы определения понятия права и его сущности.
К задачам данного исследования можно отнести:
1.конкретизировать на основе имеющихся определений понятие права;
2.показать место и роль права;
3.выявить сущность права и назначение;
4.изучить функции права.
Введение
1.Предпосылки происхождения права
1.1. Понятие и сущность права
1.2.Право и свобода....................................................................................21
1.3.Признаки права.....................................................................................26
1.4.Сущность права.....................................................................................32
1.5.Функции права......................................................................................34
2. Правовой статус личности
2.1Понятие, виды.......................................................................................40
2.2 Принцип и содержание правового статуса личности.......................47
2.3.Права и свободы человека и гражданина.........................................51
2.4. Конституционные права и свободы человека и гражданина.........57
2.5.Гарантии прав и свобод личности......................................................65
Заключение................................................................................................73
Глоссарий...................................................................................................77
Список использованной литературы………………………………….82
Приложение
Специальные юридические гарантии являются совокупностью установленных законодательством способов и средств, которые направлены на устранение, предупреждение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. Эти гарантии включают23:
1) улучшение качества законодательства, его совершенствование;
2) эффективное и исчерпывающее регулирование правовыми средствами всех отношений, нуждающихся в юридической регламентации;
3) эффективную и четкую деятельность правоохранительных органов – прокуратуры, суда, специальных инспекций, милиции, направленную на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности, контрольно-надзорную деятельность специальных органов – КС, судебных, прокурорских и следственных органов;
4) контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, усовершенствование юридической службы государственных, частных и иных учреждений и организаций;
5) принятие специальных институтов и процедур, которые направлены на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, и др.), тщательную разработку процессуальных норм при анализе уголовных, гражданских и иных дел;
6) принятие мер ответственности (юридических санкций) за правонарушение.
Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно – правовые гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.
Международно – правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах.
Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под эгидой (ЮНЕСКО), через различного рода международные программы и проекты.
Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН и специализированных учреждений – Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, не являющиеся членами ООН.
Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго – Восточной Азии, Содружество
Независимых Государств) осуществляется также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно – правовых актов.
Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными средствами.
Правовые гарантии могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (юридические фикции), процессуальными (процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико – юридическими (конституции гражданско – правовых исков).
Заключение
В процессе углубленного изучения данной темы можно сделать следующие выводы о праве его сущности и назначении:
Уяснение вопроса о сущности права также, как и уяснение вопроса о понятии права, представляет определенную сложность, поскольку в литературе отсутствует однозначное решение этого вопроса. Кроме того, в ряде современных учебников по теории государства и права этот вопрос или вообще не рассматривается, или подменяется вопросом о понятии права. В этой связи хотелось бы обратить внимание на узловые моменты, связанные с уяснением данного вопроса, и предложить некоторые варианты его решения.
Государство, регулируя общественные отношения, определяет в своих нормах меру, границы свободы участников этих отношений, одновременно обеспечивая, охраняя эту свободу. Даже тогда, когда государство признаёт естественные права человека и закрепляет их в своих нормах, оно превращает эти права в субъективные, и социально оправданная свобода, составляющая сущность этих естественных прав, превращается в признанную государством свободу. Следовательно, сущность субъективного права будет составлять свобода (мера свободы), которая установлена или признана государством и гарантирована им. Что же касается объективного права, то о нем, в принципе, тоже можно говорить как о свободе, поскольку государство, регулируя общественные отношения, в своих нормах определяет свободу поведения участников общественных отношений. Однако это, как представляется, не выражает сущности объективного права. Ведь государство в своих нормах определяет не только права, т.е. свободу поведения, но и обязанности, которые выступают в качестве требований, предъявляемых государством к участникам общественных отношений, и которые ограничивают их свободу.
В основе любой системы норм или правил поведения лежат как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц. Они отражают объективные потребности общества и государства и «проецируются» на реально существующие экономические, политические и иные отношения.
Разумеется, процесс создания и функционирования системы норм не только не отрицает, а, наоборот, всячески предполагает существование наряду с объективными и субъективных факторов. Речь при этом идет о разработке и осуществлении в той или иной стране научно обоснованной правовой политики, подготовке и реализации планов законодательных работ, активного участия специалистов-юристов в процессе правотворчества, правоприменения, в правоохранительной деятельности государственных органов.
2. Право – это не простая система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем различных социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются различными негосударственными – общественными, партийными и иными органами и организациями.
Создавая нормы права,
государство действует
В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся друг от друга суждения.
Суть первого из них состоит в том, как верно подмечает известный российский правовед Г.Шершеневич, что нормы права рассматриваются в виде «требований государства». Государство при этом, «являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом». Государство в свете такого сужения рассматривается как явление первичное, а право – вторичное.
Смысл второй, противоположной точки зрения заключается в том, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать «не факт, а право». Государство, хотя он и издаст правовые акты, «не может быть источником права», «потому что оно само вытекает из права». Над государством находится право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.
Наконец, третий подход к определению характера взаимоотношений государства и права состоит в том, что не следует вообще заострять внимание на данном вопросе. Спор о том, что логически предшествует другому - государство или право, – пишет в связи с этим венгерский государствовед и правовед И.Сабо, «столь же бесплоден как и спор о том, что исторически появилось раньше – государство или право». С его точки зрения, тезис, согласно которому «право – это просто лишь государственный приказ, представляет собой такое же одностороннее упрощение», как и суждение о том, что государство является «слугой права».
По мнению автора, государство и право «настолько соответствуют друг другу, настолько едины», что вопрос о том, что из них первично что – вторично, «порожден не столько реальной действительностью (и в этом не является вопросом факта), сколько специфически априорным подходом к соотношению этих двух явлений. Этот априорный подход характеризуется либо подчеркиванием государственного волюнтаризма, либо выделением абстрактной идеи права как самоцели».
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Право |
это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. |
2 |
Свобода |
способность
и возможность сознательно-воле |
3 |
Нормативность |
Нонормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий. |
4 |
Адресаты нормативных правил |
однородные категории лиц: военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т. п. |
5 |
Общеобязатель ность права |
создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. |
6 |
Формализованность |
для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. |
7 |
Определенность |
правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. |
8 |
Государственная природа |
государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга |
9 |
Государственная защита |
в случае нарушения правовольного неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции. |
10 |
Системность |
право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм — организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой |
11 |
Социальная составляющая |
социальные группировки, находящиеся у власти, всегда имеют возможность влиять на процессы правотворчества в собственных, корпоративных целях. |
12 |
Сущность права |
объективно обусловленная и нормативно закрепленная общая воля всех членов общества как результат согласования индивидуальных и коллективных интересов по коренным, долговременным вопросам жизни общества и государства |
13 |
Правовое регулирование |
это осуществляемая при помощи системы правовых средств |
14 |
Правовой статус |
комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи |
15 |
Общий правовой статус |
это статус лица как гражданина государства, члена общества |
16 |
Политические права |
это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления |
17 |
Личные или гражданские права |
совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству |
18 |
Гарантии |
это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод |
1 |
Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ТК Велби; Екатеринбург: Институт частного права, 2004. |
2 |
Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. Учебник.– М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. |
3 |
Бошно С.В. Теория государства и права: учебное пособие. – М, Юристъ, 2007. |
4 |
Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. - "Волтерс Клувер", 2000. |
5 |
Габричидзе Б.Н. Конституционное право - М.: Проспект, 2010. - 472с |
6 |
Головистикова А.Н. Грудцына
Л.Ю. Права и свободы человека.
Трактовка свободы как |
7 |
Демин А.В. Теория государства и права. М., 2002 |
8 |
Доржиев Ж.Б. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. М., ВСГТУ, 2005. |
9 |
Енгибарян Р.В. Конституционное право - М.: Юристъ, 2009. - 495с. |
10 |
Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: учебное пособие.– М.: Юрист, 2007. |
11 |
Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993 |
12 |
Катков Д.Б. Конституционное право - М.: Юриспруденция, 2005. - 188с. |
13 |
Колоколов Н. Права и свободы // ЭЖ-Юрист. 2009. N 30. |
14 |
Конституционное право / Под ред. А.Е. Козлов. - М.: БЕК, 2010. - 464с. |
15 |
Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарев. - М.: Юристъ, 2005. - 592с |
16 |
Конституционное право / Под ред. С.А. Авакьяна. - М.: Норма, 2010. - 688с. |
17 |
Куликов В.И. Конституционное право Российской Федерации - М.: Высшая школа, 2010. - 180с. |
18 |
Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 2007. |
19 |
Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. – М.: Проспект, 2008. |
20 |
Маслов А.В. Конституция Российской Федерации: Комментарий. - М.: Статут, 2010. – 532с. |
21 |
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юстицинформ, 2008. |
22 |
Морозова Л.А. Основы государства и права. М., 2000. |
23 |
Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 1999. |
24 |
Основы права. Ред. Лазарева В.В. М., 2001. |
25 |
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. |
26 |
Общая теория права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М: Изд. Норма, 2006. |
27 |
Общая теория права и государства: учебник. / Под ред. В.В. Лазарева – М.: Издательский дом Инфра – М, 2007. |
28 |
Общая теория права: учебное пособие для юридических вузов. / Под ред. В.И. Цыганова. – М., 2007. |
29 |
Основы государства и права: учебное пособие. / Под общей ред. С.А. Камарова. – М.: Манускрипт, 2007. |
30 |
Пиголкин А.С. Общая теория права. - М.: Изд. МГТУ. 2005. |
31 |
Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001. |
32 |
Проблемы общей теории права и государства: учебник. / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Высшее образование, 2008. |
33 |
Пьянов Н.А. Понятие, сущность и назначение права. // Государство и право. – 2004 –. № 5. |
34 |
Рогов В.А. История государства и права России IX-начала XX веков. М., 1995. |
35 |
Сандевуар П. Введение в право. М., 1994 |
36 |
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. |
37 |
Теория права и государства: учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Протасова. – М.: Юристъ, 2002. |
38 |
Теория права и государства: учебник для вузов. / Под ред. С.С. Алексеева. – М., 2008. |
39 |
Теория государства и права. Ред. Алексеева С.С. М., 1998. |
40 |
Теория государства и права. Ч. I. Ред. Венгерова А.Б. М., 1995. |
41 |
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2008. |