Право как мера свободы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:20, дипломная работа

Описание работы

Целью моей работы является комплексное изучение проблемы определения понятия права и его сущности.
К задачам данного исследования можно отнести:
1.конкретизировать на основе имеющихся определений понятие права;
2.показать место и роль права;
3.выявить сущность права и назначение;
4.изучить функции права.

Содержание работы

Введение
1.Предпосылки происхождения права

1.1. Понятие и сущность права
1.2.Право и свобода....................................................................................21

1.3.Признаки права.....................................................................................26

1.4.Сущность права.....................................................................................32
1.5.Функции права......................................................................................34

2. Правовой статус личности
2.1Понятие, виды.......................................................................................40
2.2 Принцип и содержание правового статуса личности.......................47

2.3.Права и свободы человека и гражданина.........................................51
2.4. Конституционные права и свободы человека и гражданина.........57
2.5.Гарантии прав и свобод личности......................................................65
Заключение................................................................................................73
Глоссарий...................................................................................................77
Список использованной литературы………………………………….82
Приложение

Файлы: 1 файл

diplom Нарек.doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

Специальные юридические  гарантии являются совокупностью установленных законодательством способов и средств, которые направлены на устранение, предупреждение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. Эти гарантии включают23:

1) улучшение качества законодательства, его совершенствование;

2) эффективное и исчерпывающее регулирование правовыми средствами всех отношений, нуждающихся в юридической регламентации;

3) эффективную и четкую деятельность правоохранительных органов – прокуратуры, суда, специальных инспекций, милиции, направленную на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности, контрольно-надзорную деятельность специальных органов – КС, судебных, прокурорских и следственных органов;

4) контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, усовершенствование юридической службы государственных, частных и иных учреждений и организаций;

5) принятие специальных институтов и процедур, которые направлены на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, и др.), тщательную разработку процессуальных норм при анализе уголовных, гражданских и иных дел;

6) принятие мер ответственности (юридических санкций) за правонарушение.

Гарантии – это  система условий, средств и  способов,  обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности  для  выявления,  приобретения  и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают  международно  – правовые гарантии, гарантии в рамках региональных  международных  сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно  –  правовые   гарантии   закрепляются   во   Всеобщей декларации  прав  человека,  международных пактах и других документах.

Их  осуществлением  занимаются  ООН,  ее  органы,   а   также  организации, действующие  под  эгидой  (ЮНЕСКО),  через  различного  рода   международные программы и проекты.

Важное  значение  в  этом  плане  имеет  деятельность  Совета  Безопасности, комитетов    Генеральной    Ассамблеи,    Международного    Суда    ООН    и специализированных учреждений – Комитета по  правам  человека,  Комитета  по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации  основных прав и свобод возлагают на себя и государства, не являющиеся членами ООН.

Гарантии   региональных   международных   сообществ  (Европейский Союз,  Совет Европы,  Совет государств Балтийского моря, Организация африканского          единства,           Организация           американских       государств,    Ассоциация        государств        Юго     –     Восточной         Азии,       Содружество

Независимых  Государств)    осуществляется     также    через  различные учреждения на основе соответствующих нормативно – правовых актов.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в  конституциях  и  иных законодательных   актах    государств,    обеспечиваются    соответствующими материальными средствами.

Правовые   гарантии   могут   быть   материальными    (нормативные установления, определяющие условия реализации  прав  и  свобод),  идеальными (юридические   фикции),   процессуальными   (процедура   приостановления   и прекращения  полномочий  судей),   технико   –   юридическими   (конституции  гражданско – правовых исков).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе углубленного изучения данной темы можно сделать  следующие выводы о праве его  сущности и назначении:

  1. Право – это, прежде всего, совокупность, а точнее – система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система.

Уяснение вопроса о  сущности права также, как и уяснение вопроса о понятии права, представляет определенную сложность, поскольку в литературе отсутствует однозначное решение этого вопроса. Кроме того, в ряде современных учебников по теории государства и права этот вопрос или вообще не рассматривается, или подменяется вопросом о понятии права. В этой связи хотелось бы обратить внимание на узловые моменты, связанные с уяснением данного вопроса, и предложить некоторые варианты его решения.

Государство, регулируя  общественные отношения, определяет в  своих нормах меру, границы свободы  участников этих отношений, одновременно обеспечивая, охраняя эту свободу. Даже тогда, когда государство признаёт естественные права человека и закрепляет их в своих нормах, оно превращает эти права в субъективные, и социально оправданная свобода, составляющая сущность этих естественных прав, превращается в признанную государством свободу. Следовательно, сущность субъективного права будет составлять свобода (мера свободы), которая установлена или признана государством и гарантирована им. Что же касается объективного права, то о нем, в принципе, тоже можно говорить как о свободе, поскольку государство, регулируя общественные отношения, в своих нормах определяет свободу поведения участников общественных отношений. Однако это, как представляется, не выражает сущности объективного права. Ведь государство в своих нормах определяет не только права, т.е. свободу поведения, но и обязанности, которые выступают в качестве требований, предъявляемых государством к участникам общественных отношений, и которые ограничивают их свободу. 

В основе любой системы  норм или правил поведения лежат  как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц. Они отражают объективные потребности общества и государства и «проецируются» на реально существующие экономические, политические и иные отношения.

Разумеется, процесс создания и функционирования системы норм не только не отрицает, а, наоборот, всячески предполагает существование наряду с объективными и субъективных факторов. Речь при этом идет о разработке и осуществлении в той или иной стране научно обоснованной правовой политики, подготовке и реализации планов законодательных работ, активного участия специалистов-юристов в процессе правотворчества, правоприменения, в правоохранительной деятельности государственных органов.

2. Право – это не простая система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем различных социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются различными негосударственными – общественными, партийными и иными органами и организациями.

Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы, или же путем передачи отдельных  своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем случае говорят о «санкционировании», т.е. дачи разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными институтами.

В отечественной и  зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся друг от друга суждения.

Суть первого из них  состоит в том, как верно подмечает  известный российский правовед Г.Шершеневич, что нормы права рассматриваются в виде «требований государства». Государство при этом, «являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом». Государство в свете такого сужения рассматривается как явление первичное, а право – вторичное.

Смысл второй, противоположной  точки зрения заключается в том, что само государство и государственная  власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать «не факт, а право». Государство, хотя он и издаст правовые акты, «не может быть источником права», «потому что оно само вытекает из права». Над государством находится право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.

Наконец, третий подход к  определению характера взаимоотношений государства и права состоит в том, что не следует вообще заострять внимание на данном вопросе. Спор о том, что логически предшествует другому - государство или право, – пишет в связи с этим венгерский государствовед и правовед И.Сабо, «столь же бесплоден как и спор о том, что исторически появилось раньше – государство или право». С его точки зрения, тезис, согласно которому «право – это просто лишь государственный приказ, представляет собой такое же одностороннее упрощение», как и суждение о том, что государство является «слугой права».

По мнению автора, государство  и право «настолько соответствуют  друг другу, настолько едины», что  вопрос о том, что из них первично что – вторично, «порожден не столько реальной действительностью (и в этом не является вопросом факта), сколько специфически априорным подходом к соотношению этих двух явлений. Этот априорный подход характеризуется либо подчеркиванием государственного волюнтаризма, либо выделением абстрактной идеи права как самоцели».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Право

это система общеобязательных, нормативных предписаний или  правил поведения, которые устанавливает  и реализует государство.

2

Свобода

способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения.

3

Нормативность

Нонормативность права обусловлена   типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

4

Адресаты нормативных  правил

однородные  категории лиц: военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т. п.

5

Общеобязатель ность  права

создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации.

6

Формализованность

для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре.

7

Определенность

 правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника.

8

Государственная природа

государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга

9

Государственная защита

в случае нарушения правовольного неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

10

Системность

право представляет собой  не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм — организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой

11

Социальная составляющая

социальные группировки, находящиеся у власти, всегда имеют возможность влиять на процессы правотворчества в собственных, корпоративных целях.

12

Сущность  права

объективно  обусловленная и нормативно закрепленная общая воля всех членов общества как результат согласования индивидуальных и коллективных интересов по коренным, долговременным вопросам жизни общества и государства

13

Правовое регулирование

это осуществляемая при  помощи системы правовых средств

14

Правовой статус

 комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи

15

Общий правовой статус

это статус лица как гражданина государства, члена общества

16

Политические права

это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие  свободу действий граждан по участию  в формировании и управлении органов  государственной власти и местного самоуправления

17

Личные или гражданские  права

совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству

18

Гарантии

это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности  для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод


 

 

 

   Список использованных источников

 

1

Абдулаев М.И. Теория государства  и права: Учебник. - М.:   ТК Велби; Екатеринбург: Институт частного права, 2004.

2

Алексеев С.С., Архипов  С.И. и др. Теория государства и права. Учебник.– М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

3

Бошно С.В. Теория государства  и права: учебное пособие. – М, Юристъ, 2007.

4

Венгеров А.Б. Теория государства  и права: учебник. - "Волтерс Клувер", 2000.

5

Габричидзе Б.Н. Конституционное право - М.: Проспект, 2010. - 472с

6

Головистикова А.Н. Грудцына Л.Ю. Права и свободы человека. Трактовка свободы как важнейшего принципа права // Адвокат. 2010. N7.

7

Демин А.В. Теория государства  и права. М., 2002

8

Доржиев Ж.Б. Теория государства и права: учебно-методическое пособие. М., ВСГТУ, 2005.

9

Енгибарян Р.В. Конституционное  право - М.: Юристъ, 2009. - 495с.

10

Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права: учебное  пособие.– М.: Юрист, 2007.

11

Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993

12

Катков Д.Б. Конституционное  право - М.: Юриспруденция, 2005. - 188с.

13

Колоколов Н. Права и  свободы // ЭЖ-Юрист. 2009. N 30.

14

Конституционное право / Под ред. А.Е. Козлов. - М.: БЕК, 2010. - 464с.

15

Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарев. - М.: Юристъ, 2005. - 592с

16

Конституционное право / Под ред. С.А. Авакьяна. - М.: Норма, 2010. - 688с.

17

Куликов В.И. Конституционное  право Российской Федерации - М.: Высшая школа, 2010. - 180с.

18

Мальцев Г.В. Понимание  права. Подходы и проблемы. М., 2007.

19

Марченко М.Н. Теория государства  и права: учебник. – М.: Проспект, 2008.

20

Маслов А.В. Конституция  Российской Федерации: Комментарий. - М.: Статут, 2010. – 532с.

21

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юстицинформ, 2008.

22

Морозова Л.А. Основы государства  и права. М., 2000.

23

Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. М., 1999.

24

Основы права. Ред. Лазарева В.В. М., 2001.

25

Марченко М.Н. Теория государства  и  права. М., 1996.

26

Общая теория права / Под  ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М: Изд. Норма, 2006.

27

Общая теория права и  государства: учебник. / Под ред. В.В. Лазарева – М.: Издательский дом  Инфра – М, 2007.

28

Общая теория права: учебное  пособие для юридических вузов. / Под ред. В.И. Цыганова. – М., 2007.

29

Основы государства  и права: учебное пособие. / Под  общей ред. С.А. Камарова. – М.: Манускрипт, 2007.

30

Пиголкин А.С. Общая  теория права. - М.: Изд. МГТУ. 2005.

31

Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001.

32

Проблемы общей теории права и государства: учебник. / Под  ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Высшее образование, 2008.

33

Пьянов Н.А. Понятие, сущность и назначение права. // Государство  и право. – 2004 –. № 5.

34

Рогов В.А. История государства и права России IX-начала XX веков. М., 1995.

35

Сандевуар П. Введение в  право. М., 1994

36

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

37

Теория права и государства: учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Протасова. – М.: Юристъ, 2002.

38

Теория права и государства: учебник для вузов. / Под ред. С.С. Алексеева. – М., 2008.

39

Теория государства  и права. Ред. Алексеева С.С. М., 1998.

40

Теория государства  и права. Ч. I. Ред. Венгерова А.Б. М., 1995.

41

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2008.

Информация о работе Право как мера свободы личности