Право как система. Частное и публичное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что система права настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени ее существования научный интерес к системе права не только не исчезает, но и возрастает. В теории и практике современной России, активно внедряющей институты рыночной экономики, возрождается идея деления права на публичное и частное. Внедрение принципов гражданского общества и правового государства предопределяют активное использование этой идеи в законодательной и правоприменительной деятельности Российского государства, что невозможно без ее теоретического осмысления наукой права.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и структурные элементы системы права 4
§1 Понятие системы права. Система права и правовая система 4
§2 Структурные элементы системы права 6
Глава 2. Понятие, отличия и значения публичного и частного права 10
§1 Понятие публичного и частного права 10
§2 Значение частного и публичного права в системе права 17
§3 Частные и публичные начала в системе гражданского процесса 18
Заключение 29
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по праву как системе.doc

— 422.03 Кб (Скачать файл)

Впоследствии появились довольно оригинальные вариации восприятия частного и публичного права. В частности, заслуживающей особого рассмотрения представляется позиция М.П. Каревой. Главная ее особенность состоит в том, что ученый исключала вопрос о дуализме правового строения из тематики системы, структурного строения права. По ее идее, деление права на публичное и частное относится не к систематике и не к систематизации, а к сущности права. По мнению М.П. Каревой, сама суть права такова, что оно всегда сочетает в себе общественные и индивидуальные (личностные) интересы. В зависимости от преобладания регламентируемой заинтересованности правовые предписания могут быть подразделены на два блока, которые и именуются публичным и частным правом.

При этом именно интересы, согласно пояснениям М.П. Каревой, являются критерием, определяющим сущность правового поведенческого правила. Все остальные показатели - формально-юридический, мотивационный, и иные - являются лишь производными и носят обосновывающий, но не объясняющий характер. Их выделение во многом предопределено стремлением представителей цивилистического направления правовой науки уяснить и доказать специфику корреспондирующей области юриспруденции. Само же учение о дуализме права направлено на изучение противоречий интересов между субъектами права. «Эти противоречия являются основой деления права на публичное и частное, но отнюдь не системы действующего... права».3 К выявлению внутреннего строения позитивного права дуалистическая платформа не имеет отношения.

В современный период идеи о дуализме системы права получают все большее распространение. При этом частное и публичное право освещаются в отечественной юридической литературе с самых разнообразных позиций. Так, по мнению В.В. Болговой, «римское право, дав традицию терминологического обозначения частного и публичного права, не предполагало именно разграничения права на две самостоятельные области... Все исследования показывают, что процесс теоретического оформления идеи дихотомии права относится к Новому времени... Для сфер частного и публичного права создаются самостоятельные юрисдикционные системы». 4

Вместе с тем роль интересов в анализе правовых явлений не исчерпывается их значением для разграничения частного и публичного в праве. Категория интереса приобретает важное значение в анализе правовых явлений с применением системного подхода - комплекса методов и средств, позволяющих изучать свойства, структуру, функции правовых норм и урегулированных правом общественных отношений в целом, представив их в качестве системы со сложными межэлементными взаимосвязями, влиянием элементов на систему, а также влиянием самой правовой системы на ее структурные элементы. Как отмечается, системность социально-экономической, исторической формации в целом обусловливает и системность (подсистемность) ее компонентов: экономической, политической, правовой систем, из чего вытекает необходимость системного подхода и исследования также и этих компонентов.5

Разносторонние, а зачастую и противоречивые интересы проявляются как при построении системы, так и в процессе ее функционирования. В правовом поле именно интересы становятся побудительным мотивом для совершения человеком тех или иных поступков, с которыми закон связывает наступление правовых последствий, основой для формирования и изъявления воли. Интерес - это основа действий субъектов (элементов системы), динамики в социальной правовой системе. В теории справедливо отмечается, что интересы личности существуют объективно, независимо от осознания их носителем. Будучи осознанными, интересы служат стимулом к действию. Следовательно, воля лица в конечном итоге обусловлена его интересами. Иными словами, лицо, ставя цель и добиваясь ее, руководствуется своими интересами. Но если воля лица есть способ (средство) удовлетворения интереса, а государство преследует целью удовлетворение законных интересов личности, то всемерное развитие личной инициативы есть средство достижения этой цели.6

В правовой науке не осталась без внимания проблема соотношения публичных и частных интересов, их оптимального баланса и эффективного взаимодействия. Так, еще С.А. Муромцев писал о том, что в наиболее отвлеченном, научно-философском смысле общее благо есть все то, что способствует наибольшему счастью наибольшего числа лиц. Частный интерес способствует, напротив, счастью отдельных лиц, без отношения к счастью прочих. Общее благо не враждебно по природе своей частному интересу, оно только комбинирует многие частные интересы, чтобы достигнуть, как сказано, наибольшего счастья наибольшего числа лиц. Общее благо есть не что иное, как сочетание, которое необходимо для совместного развития многих частных интересов.7 Публичный интерес в наиболее общем смысле не противоречит частным, в значительной степени он является результатом их координации, предпринимаемой для достижения общего блага. В процессе формирования публичного интереса вполне закономерным становится некоторое ограничение интересов частных, и тому есть рациональное объяснение в теории систем.

Свое выражение такой интерес находит в правовых нормах. Как справедливо указывает Д.Н. Горшунов, публичный интерес - это признанные государством общественные интересы, выраженные в нормах права и обеспеченные принудительной силой государства.8 Важным является и характер связи частных интересов с публичным и между собой. По оценке Д.Н. Горшунова, общественный (публичный) интерес - это не просто сумма частных интересов, а значимая связь между совпадающими и одинаково важными элементами правомерных интересов множества частных лиц, исключающая иные элементы, не являющиеся значимыми для всех субъектов.

Отмеченные факторы позволяют применить для анализа частных и публичных интересов системный подход. Публичные интересы - это совокупность частных интересов (элементов), связанных между собой, образующих единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его элементам, взятым в отдельности. В этом смысле публичный интерес - это система частных интересов. Публичные и частные интересы, на наш взгляд, соотносятся как система и ее элементы. Заметим также, что системный подход не выхолащивает, а лишь оттеняет одну важную философско-правовую грань рассматриваемой проблемы. Как было справедливо указано В.Д. Переваловым и В.А. Бубликом, придание публичной значимости частным интересам - качество правового государства, ибо таковым может называться то государство, которое ставит в центр общественной жизни индивида, его потребности, интересы, права и свободы, являясь эффективным инструментом их реализации.9

Вся совокупность частных интересов, как охраняемых и признаваемых правом, так и находящихся вне сферы правового регулирования, является средой для системы публичного интереса, представляющей собой организованную часть такой среды, выделенную из нее и соответствующую функциональному назначению системы. Система публичного интереса - это совокупность связанных между собой элементов, обособленная от среды и при этом взаимодействующая с ней как единое целое. Комплекс некоторых элементов становится системой лишь тогда, когда между ними задан закон взаимодействия, определены структурные закономерности системы. В системе публичного интереса законом взаимодействия становятся правила координации частных интересов (таких, как предъявление к их носителям требования о соблюдении охраняемых интересов иных субъектов, а также интегративного интереса, становящегося общим для всех членов общественной системы). Такие правила становятся связями в системе публичного интереса.

Система публичного интереса - яркий пример проявления особых интегративных качеств, объединяющих элементы в единую систему. Очевидно, что публичный интерес не является суммой интересов частных, их свойств. Эта его особенность объясняется системным качеством целостности. Возникающая благодаря связям в системе, переносящим свойства каждого элемента (частного интереса) ко всем остальным, целостность порождает условия взаимодействия частных и публичных интересов, требует формирования и поддержания соответствующих правил. Итак, общее благо, общий (публичный) интерес - система частных интересов.

Соотношение частных и публичных интересов в общественной системе определяет условия централизации либо децентрализации в ее управлении. Как отмечал С.А. Муромцев, под общим благом разумеют отношения, которые всеми признаются - открыто или смутно - в интересах общежития, но никому не дороги в особенности, кроме разве немногих лиц, образующих, во всяком случае, исключение и находящих особое удовлетворение в общественной деятельности. Под частным интересом разумеются принадлежности той части порядка, основанного в видах общежития, которая наиболее близка отдельным лицам. По такому разграничению общее благо есть общественность, связь отдельных лиц между собой; частный интерес - самостоятельность отдельного лица в кругу данного общежития, устройство индивидом своего мирка, своего узла отношений, который, конечно, входит в состав общего порядка, но дорог индивиду потому, что он сам лично служит его центром.10 Публичные интересы («интерес общежития») достигаются централизованным управлением, позволяющим подчинить волю отдельных лиц целям общественным. Полное удовлетворение частных интересов возможно лишь в условиях децентрализации, передачи части функций по управлению множеству независимых самоуправляющихся центров.

Характер интересов - это также и основа для формирования механизма их защиты. На разных этапах развития общества государство выбирает различные приемы и способы для эффективной реализации права на защиту интересов как отдельной личности, так и всего общества в целом. Весьма чувствительным здесь становится объем государственного вмешательства в частные дела, учет мнения отдельного индивида при решении вопроса о защите имеющихся или предписываемых ему интересов. Но все же определяющими при построении системы защиты интересов частных и публичных становятся приоритеты, расставленные обществом и формализующим волю последнего законодателем. Защите чьих интересов будет отдано первоочередное внимание? Кто принимает решение о применении механизма защиты? - вот те вопросы, ответы на которые формируют правовой режим отношений по защите интересов. Вне зависимости от того, какая концепция будет воспринята, следует помнить о том, что правосудие по гражданским делам, как справедливо указывает Г.А. Жилин, предназначено преимущественно для разрешения частноправовых конфликтов, однако каждый процесс, обеспечивший надлежащую защиту прав, свобод и законных интересов конкретных участников судопроизводства, реализует и значительный общественный интерес, поскольку вносит свой вклад в гармонизацию общественных отношений в Российской Федерации в соответствии с требованиями права.11.

§2. Значение частного и публичного права в системе права

 

Деление права на частное и публичное предполагает не разделение права на «самостоятельные» сферы, а выявление и различение фундаментальных направлений правового воздействия. Двойственная теория никоим образом не увязана с противопоставлением, абсолютным обособлением частного и публичного права. Вместе с тем сущностное предназначение права - регламентировать общественные отношения и воздействовать на поведение имеющих различные интересы лиц - обусловливает наличие в строении данного явления как общих принципиальных установлений, так и подразделений частного и публичного права.

Н.В. Разуваев в обоснование выделения частного и публичного права указывает на наличие в духовной культуре двух самостоятельных и специфических областей: правовой и политической. Таковые, по его мнению, «включают» в правовой проекции частное и публичное право. С целью разъяснения данного постулата Н.В. Разуваев ссылается на исследования правовых систем различных исторических периодов прошлого. «Так, уже в Древней Индии правоведы выделяли две основные юридические категории: дхарма и артха. Соответственно существовали два жанра юридической литературы, составлявшие в своей совокупности систему древнеиндийского позитивного права: дхармашастры и артхашастры. Первые представляли собой предписания морально-этического и собственно юридического характера, посвященные регулированию... отношений, образующих предмет частного права. Вторые содержали предписания, касающиеся вопросов политики, войны и мира, государственного управления и т.п., т.е. всего того, что входит в сферу публично-правового регулирования. Еще более последовательное разграничение публично-правовой и частноправовой сфер проводили древнеримские юристы, которым принадлежит заслуга выделения самих категорий частного и публичного права»12.

В ряде случаев размежевание права на частные и публичные блоки оценивается и сугубо с позиций относимости таковых к классификации субъективных правомочий участников правового общения, но не к данным объективного права. В современной отечественной юридической доктрине приверженность ей четко выражена В.П. Мозолиным: «Объективное право всегда имеет публичный характер. Правовые же отношения, возникающие на основании норм объективного права, могут быть публично-правовыми и частноправовыми. Соответственно, аналогичная градация применима к субъективным правам участников правоотношения в обществе с рыночной экономикой».13

Вместе с тем содержание и строение права неоднородно; в них наличествует каждый из элементов дуалистической конструкции (а равно и «скрепляющее», объединяющее таковые звено). Это предопределено адресностью самого правового действия, а именно тем, что субъектами права являются не только публично-политические образования, но и, причем именно в первую очередь, индивиды.

§3. Частные и публичные начала в системе гражданского процесса

 

 

Повышение эффективности гражданского судопроизводства, его оптимизация невозможны без познания исторически сложившихся подходов к построению гражданской юрисдикции, оценке ее роли в системе социального управления. Гражданское судопроизводство - это элемент социальной системы, в этом качестве процесс выступает особой формой волевого воздействия на общественные отношения в интересах обеспечения их оптимального функционирования. Публичные начала - это основа системы социального управления, именно они обеспечивают ее стабильность.

Публичный характер правосудия по гражданским делам обусловлен рядом факторов. Прежде всего, публичные начала - это основа управления в обществе. Как элемент системы социального управления правосудие по гражданским делам представляет собой целенаправленное воздействие на отдельные элементы общественной системы для их приведения в соответствие с установленными правилами и обеспечения оптимального функционирования всей системы. Правосудие по гражданским делам - это регламентированная законом властная деятельность, содержанием которой является распространение действия общих нормативных предписаний на конкретные индивидуальные общественные отношения посредством вынесения правоприменительных актов индивидуального характера. Обязательный субъект любых процессуальных отношений (суд) наделен полномочиями своей волей, проявляемой односторонне и непосредственно, определять поведение подчиненных, подвластных лиц - участников процесса. Е.Г. Стрельцова указывает, что само по себе существование органа, разрешающего споры, как органа государственного предполагает наличие публичного элемента, ответственного в том числе за присутствие государственного и общественного интереса при рассмотрении каждого спора судом и за повышенный объем гарантий, предоставляемых правосудием, по сравнению с иными формами разрешения споров. В данном случае повышенный объем гарантий есть та ответственность государства, которую оно берет на себя в рамках обязательств по предоставлению правосудия как перед сторонами спора, так и перед обществом в целом.14 Публичный интерес в разрешении дела судом - это основа публичного начала в процессе. Именно публичным интересом определяется выбор приемов правового воздействия, условий централизации при управлении общественной системой.

Информация о работе Право как система. Частное и публичное право