Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:30, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что система права настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени ее существования научный интерес к системе права не только не исчезает, но и возрастает. В теории и практике современной России, активно внедряющей институты рыночной экономики, возрождается идея деления права на публичное и частное. Внедрение принципов гражданского общества и правового государства предопределяют активное использование этой идеи в законодательной и правоприменительной деятельности Российского государства, что невозможно без ее теоретического осмысления наукой права.
Введение 3
Глава 1. Понятие и структурные элементы системы права 4
§1 Понятие системы права. Система права и правовая система 4
§2 Структурные элементы системы права 6
Глава 2. Понятие, отличия и значения публичного и частного права 10
§1 Понятие публичного и частного права 10
§2 Значение частного и публичного права в системе права 17
§3 Частные и публичные начала в системе гражданского процесса 18
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Вместе с тем, как справедливо отмечал М.А. Гурвич, само по себе правомочие суда как выражение власти юридически представляет собой право на одностороннее волеизъявление, вытекающее из общей установленной законом компетенции суда осуществлять правосудие. Но суд не только вправе вынести решение. При существовании условий, определяющих это право, суд не может не вынести решения; он обязан решение вынести.15 Состояние обязанности суда по правосудию возникает вследствие юридического факта - обращения заинтересованного лица к суду за защитой своего или чужого интереса либо наступления обстоятельств, вызывающих право и обязанность действовать по собственной инициативе. В этом смысле публичная обязанность суда обусловлена реализацией установленного ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. права частного лица на справедливое судебное разбирательство: каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Публичные начала процесса - это еще и гарантии справедливого судебного разбирательства, обязательные как для участников процесса, так и для самого суда стандарты справедливой судебной процедуры.
Регулирование процессуальных отношений основано на началах власти и подчинения. С.С. Алексеев указывает, что исходные начала публичного права: порядок «власти-подчинения», порядок, в соответствии с которым лица, обладающие властью, вправе односторонне и непосредственно, в принципе без каких-либо дополнительных решений иных инстанций, определять поведение других лиц (подвластных, подданных), сообразно чему вся система властно-принудительных учреждений обязана силой принуждения обеспечивать полную и точную реализацию приказов и команд власти, а «все другие» должны безусловно им подчиняться.16 Такой властью наделен суд: именно его властные решения по всем вопросам обеспечиваются государственным принуждением, именно суд в одностороннем порядке управляет поведением подвластных лиц, в первую очередь участников производства по делу. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, руководит процессом, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (ч. 2 ст. 12 ГПК РФ, ч. 3 ст. 9 АПК РФ). Описанный С.С. Алексеевым порядок, в соответствии с которым отдельные властные органы наделяются полномочиями в одностороннем порядке определять поведение других лиц, а система всех иных органов власти обеспечивать реализацию вынесенных ими актов, - это необходимое условие правоприменения. Только при таком положении органа, применяющего право, реальным становится распространение действия норм права на конкретные общественные отношения. Гражданский процесс есть подсистема применения права, а потому публичное начало - это залог эффективной организации и результативного действия процесса как механизма защиты прав и законных интересов, это основа внутрисистемного управления. Публичные начала формируют каркас процессуальной системы, обеспечивают ее стабильность в изменяющейся среде, являются условиями достижения системой целей, на которые она сориентирована, гарантиями справедливого судебного разбирательства.
Таким образом, публично-правовые начала в гражданском процессе - это, во-первых, условия, обеспечивающие рассмотрение юридического дела властным органом (судом) и вынесение им правоприменительных актов индивидуального характера, распространение действия общих нормативных предписаний (норм права) на конкретные общественные отношения; а во-вторых, обязательные как для участников процесса, так и для самого властного органа (суда) стандарты справедливого разбирательства.
Как публичный механизм гражданское судопроизводство выступает формой регулирующего воздействия государства на частную сферу. Такое влияние не может быть безграничным; правовым механизмом, с помощью которого устанавливаются его пределы, становится система частного права. В теории эта грань права отмечается многими учеными. Существование публичного и частного права как элемент гражданского общества - необходимая предпосылка для ограничения вторжения государства в сферу личных имущественных и иных интересов, создания надежных способов защиты прав и законных интересов граждан, их объединений, частных хозяйственных структур, предотвращения подмены гражданско-правовых способов защиты субъективных прав личности административно-правовыми.17 С.В. Дорохин в своем исследовании приходит к выводу о том, что в общетеоретическом аспекте вопрос разграничения публичного и частного права - это вопрос отграничения вмешательства государства в сферу частных интересов его граждан. Такое вмешательство не может быть всеобъемлющим, безграничным и произвольным, а публичная власть не вправе считать себя единственным и подлинным выразителем и защитником любых интересов своих граждан.18 Ограничивающей произвольное вмешательство государства ролью определяется философско-правовое значение частных начал гражданского процесса.
Анализ публичных и частных начал в процессе - необходимое условие для установления пределов вторжения государства в среду имущественных и иных интересов отдельных лиц, оптимизации работы механизма, обеспечивающего защиту прав граждан и организаций в порядке гражданского судопроизводства. Реализованные в законе частные и публичные начала - это индикатор исторически достигнутого уровня государственного вмешательства. Так, по оценке В.В. Яркова, снижение степени государственного вмешательства в частноправовые отношения определяет пересмотр таких институтов гражданского и арбитражного процесса, как участие органов исполнительной власти и прокурора в суде. Вместе с тем полное устранение государства от вмешательства в частноправовые отношения невозможно, что обусловливает существование проблемы защиты публичных и общественных интересов в суде.19
Правосудие по гражданским делам - сложная открытая социальная система. Ее движение от исходного состояния к конечному зависит не только от управления, но и в значительной степени от саморегулирования.
Построенная исключительно на публичных началах и действующая в публичных интересах система гражданского судопроизводства не обеспечит достижение всех целей, которые ставит перед ней общество, не станет эффективным механизмом защиты прав и законных интересов субъектов права, разрешения юридических дел, не займет надлежащее место в системе урегулирования частных конфликтов. Объективно существующее саморегулирование в системе гражданского судопроизводства - это сфера действия правовых начал частного характера.
Публичное и частное право - две основные подсистемы правового регулирования, а гражданский процесс - необходимый элемент последней. Целостность определяет перенесение на процесс свойств этих подсистем. Увеличение доли частных начал в правовой системе не может быть ограничено только отдельной ее частью, а потому распространяется в той или иной степени и на гражданский процесс. Изменение объема и содержания субъективных материальных (гражданских, семейных, трудовых) прав требует изменения форм их защиты в суде. Возникновение и развитие в гражданском процессе частных начал - это закономерный результат усиления в среде основанных на частном интересе общественных отношений, регулируемых правом и защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, начал децентрализации, координации, автономии субъектов при реализации ими функции выбора, логичный итог повышения роли субъективного фактора в общественной жизни.
Появление частноправовых начал в цивилистическом процессе обусловлено его свойствами как саморегулирующейся системы. Эти начала состоят в упорядочении процессуальных правоотношений на основе частных интересов субъектов в ходе рассмотрения и разрешения дела судом. Самоорганизация выражается в совершении субъектами либо в отказе от совершения действий, с которыми процессуальный закон связывает наступление правовых последствий. Саморегулирование в системе гражданского судопроизводства - это сфера действия правовых начал частного, а не публичного характера. Публичные начала формируют основу системы, поддерживают ее стабильность. Частные начала обеспечивают движение и развитие системы, ее адаптацию к изменяющимся условиям среды.
Ограничением произвольного вмешательства государства не исчерпывается значение частного права в социальной системе. Частные начала в процессе - это основа построения системы защиты интересов лица в отношениях не только с судом, но и с другими участниками процесса. Сфера действия частных начал становится областью, противопоставленной области действия норм публичных, императивных. Уместно здесь высказывание К. Вербар о том, что в правовом государстве границы любой частной свободы могут быть очерчены исключительно в понятии публичного порядка. Однако публичный порядок - это не всякий порядок и тем более не такой как, например, в тоталитарном государстве. Публичный порядок целиком и полностью направлен на защиту общего, социального интереса, интереса большинства. Кроме того, он базируется на фундаментальных принципах права. Последние служат ему одновременно в качестве подтверждения и границ.20
Целями обусловлена публичная природа процесса. Цели гражданского судопроизводства производны от целей системы более высокого уровня - системы правового регулирования. Как форма управляющего воздействия правосудие направлено на упорядочение общественных отношений (обеспечение законности и правопорядка), их развитие в соответствии с заданными закономерностями, отражающими общественные потребности. Используемые методы регулирования в процессе проникнуты публичным началом. Поддержание правопорядка - это в первую очередь общественный интерес. Не случайно в доктрине гражданское судопроизводство во все времена признавалось публичной отраслью права потому, что оно обеспечивало правопорядок, который достигался посредством защиты нарушенных прав.21
Правосудие - это форма реализации государственной власти. Вполне логично искать публичные начала в гражданском процессе среди норм, выражающих отношения централизации, управления процессуальными действиями участников из единого центра (в качестве которого выступает суд), отношения дисциплины как обязательного для всех участвующих в деле лиц подчинения установленному процессуальному регламенту, иерархической подчиненности. Частноправовые элементы, отражающие начала децентрализации (перехода части функций в управлении процессом разрешения спора от суда к участникам процесса), свободы отдельных субъектов в выборе форм и условий защиты права, проявляются в нормах иного порядка: предоставляющих сторонам процесса право выбора формы разрешения конфликта самостоятельно, в определенной мере автономно от государства, своей волей и, что важно, в своих интересах.
Гражданское процессуальное право - элемент публичной сферы. Оно регулирует отношения судов с гражданами, организациями, другими государственными органами. Суд выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества, наделен правом императивно предписывать правила поведения гражданам и иным субъектам права, требовать от них точного соблюдения норм законодательства, применять к нарушителям меры юридической ответственности. Любой участник процесса обязан подчиняться и неукоснительно выполнять правовые предписания. Значительная часть норм гражданского процессуального права носит императивный характер, а заданные правила не могут быть изменены участниками правоотношений. Гражданский процесс построен на началах власти и подчинения. Вместе с тем автономность воли и частная инициатива подчиненного субъекта не исключаются. За рамками процесса в среде общественных отношений граждане, организации продолжают выступать как независимые, самостоятельные субъекты, вступающие в равноправные договорные отношения с другими субъектами права, что не может не оказывать влияния на сам процесс. В таких условиях субъект сохраняет право самостоятельно решать, использовать свои права или воздерживаться от дозволенных действий, может автономно проявлять свою волю и частную инициативу. Все это не может оставаться за рамками регулирующего воздействия гражданского процессуального права.
Нормы частного права - инструмент управления отношениями частной сферы. По образному выражению С.С. Алексеева, частное право потому и называется «частное», что оно юридически закрепляет автономный, суверенный статус личности и свободу личности в ее, данной личности, делах - частных делах.22
Появление частных начал в гражданском процессе обусловлено необходимостью предоставления правовых возможностей для защиты частных интересов, реализации закрепляющих эти интересы прав, создания комплекса процессуальных правил, обеспечивающих личности суверенный статус и свободу в частных делах. Децентрализация управления, реализуемая путем развития инициативы управляемых субъектов, снижает затраты на приведение общественной системы в соответствие с установленными правилами, повышает эффективность регулирования.
Частные начала в гражданском процессе отражают основы координации (согласования) деятельности участников процессуальных отношений в условиях их юридического равенства, координации, направленной на создание условий для максимально эффективной реализации ими собственных (частных) интересов. Достижение этой цели требует передачи инициативы самим участникам регулируемых отношений, построения системы децентрализованного регулирования, или саморегулирования. Сохранение сферы действия публичных начал связано с реализацией государственных и общественных (публичных) интересов. Их эффективная защита возможна в условиях централизованного регулирования, построения системы, основанной на субординации (подчинении) неравноправных субъектов: управляющего и управляемых.
В гражданском судопроизводстве юридически значимые условия поведения участников определяются нормами процессуального законодательства. Применение таких правил, подчинение частных лиц государственной воле обеспечивается судом. Вместе с тем в отдельных случаях законодатель предоставляет участвующим в деле лицам право самостоятельно принимать решение о совершении процессуальных действий и вступлении в отношения, регулируемые процессуальным правом.
В основу такого рода решений ложится частный интерес, а потому их принятие должно происходить в условиях, обеспечивающих его достижение. К таковым относятся: самостоятельность, автономность субъекта, его независимость от государственной власти, свобода реализации собственной воли и отсутствие давления со стороны кого бы то ни было как при формировании воли, так и при ее изъявлении. Выражение частноправовых начал производно от статуса участника процесса, от целей его участия в рассмотрении дела.
Таким образом, значительной степени индикатор, отражающий глубоко укорененные, исторически обусловленные подходы к оценке сущности гражданской юрисдикции, ее места в общественной системе. Сочетание частных и публичных начал в том или ином виде проявляется в большинстве институтов процессуального права, характером последних определяется соотношение таких начал.
Информация о работе Право как система. Частное и публичное право