Право социального обеспечения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии источников права социального обеспечения, их видах и классификации, рассмотреть законы и указы Президента РФ как источники права социального обеспечения.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие источников права социального обеспечения и их виды.
2. Изучить классификацию источников права социального обеспечения.
3. Рассмотреть законы и указы Президента РФ как источники права социального обеспечения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5
1.1.Понятие источников право социального обеспечения и их классификация 5
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 10
3.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

Источники ПСО реферат.docx

— 46.30 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5

1.1.Понятие источников  право социального обеспечения  и их классификация 5

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ИСТОЧНИКОВ ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ 10

3.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человеческая жизнь очень  хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности  перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии  его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника  средств существования. К таким  обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца  и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку  они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят  от воли отдельного человека. Но они  прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает  на себя определенную долю ответственности  за их наступление и создает систему  социальной защиты, предоставляет государственные  пенсии, социальные пособия и услуги.

Концепция социальной защиты населения России применительно  к новым политическим и экономическим  условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под  социальной защитой в широком  смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной  личности, на выявление и нейтрализацию  негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для  самоопределения и утверждения  в жизни.

В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических  и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого  уровня жизни.

Но при всей новизне  эта концепция должна базироваться на результатах и выводах отечественных  ученых, ранее исследовавших такие  важнейшие составные элементы социальной защиты, как социальное обеспечение  и социальное страхование.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по материальному  обеспечению из внебюджетных фондов социального страхования или  за счет средств государственного бюджета  лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц  с доходами ниже прожиточного минимума. по оказанию бесплатной медицинской  помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному  обслуживанию на основании Федерального и территориальных перечней и  некоторые другие отношения, а также  тесно связанные с ними процедурные  и процессуальные отношения, образует самостоятельную отрасль права - право социального обеспечения.

Все выше сказанное определяет актуальность рассматриваемой темы.

Объектом исследования в  данной работе является право социального  обеспечения. Предметом исследования являются источники права социального  обеспечения, их классификация и  характеристика.

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии источников права социального обеспечения, их видах и классификации, рассмотреть  законы и указы Президента РФ как  источники права социального  обеспечения.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1.  Изучить понятие источников права социального обеспечения и их виды.

2.  Изучить классификацию источников права социального обеспечения.

3. Рассмотреть законы и указы Президента РФ как источники права социального обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.1.Понятие источников право социального обеспечения и их классификация

Слово "источник" используется в правовой науке не как самостоятельное, а в устойчивом словосочетании "источник права" и становится юридическим термином или специальным именем понятия "источник права", смысл и значение которого определяется и смыслом, вложенным  в понятие "право" (а это зависит  от правопонимания), и контекстом его  употребления.

История правовых учений обнаруживает самые разные научные  подходы и методологические направления, с позиций которых рассматривается  проблема источников. Существовали разные традиции в изложении этого вопроса; свои особенности имеют подходы  к пониманию права и его  источников в Древности, в Средние  века, в Новое время и в XX в. Тем не менее, во всем многообразии правовых теорий можно выделить три  основных подхода к пониманию  источников права.

Первый из них предполагает, что источники  права – это исходная идея, сила, воля, основная норма и т.д., из которой "проистекает" право. В этом смысле нередко в качестве синонимов  употребляют выражения "почва  права", "основания права", "корни  права", "отправная точка права" и т.д. Здесь вопрос об источниках права в значительной своей части  совпадает с вопросом о сущности права и становится сердцевиной  всей теории правопонимания. Такой  подход в рассмотрении источников права  характерен для философско-правовых доктрин, стремящихся постичь сущность права, его основные качества, объяснить  социальную роль права и его значение для социализации человека и гуманизации  общества.

В основе второго  подхода лежит понимание права  в более узком значении: право  рассматривается как система "действующего", "позитивного" права. Как правило, эта часть теоретических разработок имеет своим предметом проблемы объективирования и приобретения нормами  права общеобязательного характера. Теории этого класса чаще относят  к источникам права формы внешнего выражения права или, в некоторых  случаях, систему "правообразующих" факторов, определяющих характерные  черты содержания права.

Третий подход характерен для правовых концепций, которые можно назвать переходными. Эти концепции имеют разную степень  логичности, завершенности, стройности. Однако их объединяет одна ярко выраженная черта – попытка во всех возможных  вариантах совместить принципы позитивизма  и так называемого "юридического натурализма". Такой путь приводит к "многоуровневому", или "интегративному", подходу в правопонимании.

Подводя итог, ретроспективному обзору проблемы источников права в контексте правовых учений, можно сделать вывод о том, что до начала XIX в. источники права  не были самостоятельным предметом  исследования, т.к. понимались лишь как  часть учения о праве и рассматривались  как основа правопонимания. Актуальность проблемы источников права в их формально-юридическом  значении увеличивалась параллельно  с укреплением господства позитивистских теорий правопонимания, для которых  зачастую философско-правовой вопрос об источнике права был решен  однозначно в пользу государства (воли государства).

Необходимо  подчеркнуть, что важнейшим признаком, превращающим формы внешнего выражения  права в источники права, является официальное признание за определенной формой выражения норм характера  источника, т.е. придание ему способности  содержать подлежащие неукоснительному исполнению нормы. Официальное признание  отдельных видов форм выражения  социальных правил в качестве источника  создает возможность отыскать в  них правила, на основе которых компетентные государственные органы не только вправе, но и обязаны основывать свои решения. В этом смысле установление исчерпывающего перечня внешних форм юридических  норм фактически указывает и правоприменителю, и правопользователю место нахождения общеобязательных, признаваемых и защищаемых государством правил поведения и  создает необходимое условие  для правоприменения. Фактически мы имеем дело с источником права  не в качестве правообразующего фактора, а с источником готовых, уже созданных, существующих и действующих норм права, которые приобретают способность  к реализации благодаря тому, что  содержатся в официально признанных источниками формах.

Итак, источники  права в формально-юридическом  смысле есть не что иное, как особая ипостась внешних форм выражения  права, определяющая для участников реальных правоотношений местонахождение  и ряд право-употребительных свойств  подлежащих применению норм позитивного  права.

Системные свойства источников права. Источник права проявляет  свое содержание и сущность через  систему системных связей, причем – в динамике их развития. Система  источников права – это не только их совокупность. Характер системы  обусловливается взаимосвязанностью отдельных видов источников права. Свойства каждого из них определяют целостность свойств системы, которая  не может быть сведена к простому суммированию свойств источников права, а представляет собой качественные признаки целого.

Важнейшей стороной системы является ее динамический аспект – внутренняя организация источников права, их функциональность, упорядоченность  взаимодействия, что, в конечном итоге, определяет целостность всей системы.

Необходимо  отметить, что система источников права отвечает всем необходимым  принципам, позволяющим использовать системный метод для организации  исследования источников права как  с точки зрения их внутренней организации  и взаимодействия, так и с точки  зрения их взаимодействия с внешней  средой, т.е. способности выступать  в качестве самостоятельного элемента системы более высокого порядка. К системным принципам источников права можно отнести:

1) структурность;

2) внутреннюю  системность структурных элементов,  выступающих в виде подсистемы;

3) целостность;

4) взаимозависимость  системы и ее внешней среды.

Рассмотрение  источников права как целостной  системы позволяет выявить и  рассмотреть совокупность ее отличительных  свойств, без учета которых трудно судить о перспективах и темпах ее развития. К ним в литературе относится: организованность, целостность, сложность, инерционность, синергетичность. Эти  качества относятся к разряду  фундаментальных, закладывающих основу как статических, так и динамических характеристик системы источников права.

Организованность, характеризующая уровень налаженности системы, обеспечивает сосредоточение действий системы, благодаря концентрации ресурсов и фокусировании свойств, достигаемое на основе функциональной взаимодополняемости элементов  данной системы, что позволяет разрешать  актуальные противоречия системы. Организованность источников права обеспечивает организованность всего правового воздействия  на общественные отношения. Каждый отдельный  вид источников права имеет свои свойства, определяющие их юридическую  природу, роль и место в системе  источников права, и выполняет свою функциональную нагрузку.

Целостность – такое многоаспектное свойство системы, которое позволяет судить о ней как о едином организационно-функциональном образовании. Целостность отражает, прежде всего, функциональную и организационную  завершенность системы источников права.

Интегрированность системы источников права проявляется  в функциональной ориентированности  взаимодействий отдельных видов  источников права на сохранение и  развитие целостности путем снятия актуальных противоречий системы.

Важнейшим компонентом  целостности является устойчивость, т.е. способность системы противостоять  разрушающим воздействиям. Одним  из аспектов целостности выступает  связность.

К иным аспектам выражения целостности системы  обычно относят связанность и  иерархичность уровней и элементов  системы по вертикали.

Коррелятивность, как проявление целостности системы, отражает систему параллельных взаимозависимостей между элементами системы.

Сложность как  интегральное системное качество выражается, прежде всего, в разнообразии видов  источников права, которые находятся  в нелинейных взаимосвязях. Источники  права, объединенные в систему, отличаются друг от друга не только особенностями  их возникновения, но и внутренней организацией правового материала, характером норм, в них содержащихся, и т.д.

Другим проявлением  сложности является определенная противоречивость. Разные источники могут содержать  нормы, рассчитанные на регулирование  однотипных общественных отношений, но предусматривающие различные правила  поведения субъектов. Большинство  таких противоречий снимается за счет организационных ресурсов самой  системы источников права. Так, например, очевидно, что норма любого национального  источника права, вошедшая в противоречие с нормой конституции, признается не действующей и не подлежит применению.

Особое качество – инерционность системы. Она  заключается в способности системы  сохранять свое состояние и оказывать  определенное сопротивление факторам, ведущим к ее изменению. Инерционность  проявляется, во-первых, в том, что  при любых воздействиях для перехода системы из одного состояния в  другое требуется некоторое время, т.е. происходит запаздывание реакции  на воздействие. Во-вторых, инерционность  системы находит свое выражение  в сопротивлении снижающим эффективность  ее функционирования помехам, возникающим в результате переходного от одного состояния системы к другому.

Синергетические свойства системы источников права  убеждают, что источники ее развития нельзя сводить к внешним факторам. Мало того, вектор такого развития должен определяться синергетическими процессами внутри системы. Внешние волевые  факторы лишь моделируют систему  источников права и придают ее развитию лишь определенную ориентацию, а способность данной системы  выполнить социальный заказ зависит  уже от внутренних свойств, в том  числе – от механизма самоорганизации. В переходный период система источников права не утрачивает своей целостности  и функциональных возможностей, а  лишь меняет свою целевую ориентацию и в соответствии с ней обновляет  свою структуру.

Информация о работе Право социального обеспечения России