Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 08:28, контрольная работа
История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. История государства и права зарубежных стран - правовая (юридическая) наука, которая изучает исторические процессы развития системы государственных и юридических учреждений, выявляет исторические закономерности развития государства и права в хронологической последовательности и проявляющиеся в определённом историческом пространстве. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.
Введение
Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока
Древний Китай
Реформы Шан Яна
Система налогов.
Реформы Ван Мана
Государственные строй
Местное управление
Суд
Право Древнего Китая
Право в государствах античного мира
Государство в Афинах
Архонты и ареопаг.
Реформы Солона и Клисфена.
Заключение
Список используемой литературы
Ни египетская, ни вавилонская истории не сохранили сведений о правительственных мерах, преследующих общинные порядки или стимулирующих их прекращение. Примеры такого рода дает нам история Древнего Китая.
В период государственной раздробленности в Китае начинаются реформы. Крупным реформатором эпохи Цинь является Шан Ян (390-338 гг.) до н.э. Его принцип: иметь много наказаний и мало наград, жестко карать за мелкие преступления, тогда большим неоткуда будет взяться; разобщать людей взаимным доносительством и слежкой. Цель системы: наведение государственного порядка и насильственное объединение Китая. Реформы коснулись многих сторон жизни: свободная покупка и продажа земли нанесла удар по землевладению общины. Той же реформой были ликвидированы старые округа и повсеместно введено новое деление - на уезды. В интересах правительственного контроля над населением была сохранена и упрочена круговая порука: каждые пять крестьянских семейств составляли первоначальную ячейку-пятидворку; во главе ее стоял староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих людей. Пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» - клан и т. д., вплоть до округов и областей. Шан Ян перенес принцип «пятерок» на армию: за провинность одного отвечали все пять. В армии введено 18 степеней отличий. В расчет принималась храбрость в бою.
В китайском уголовном праве окончательно утвердился принцип групповой ответственности: наказание было распространено на невиновного. Реформы Шан Яна имели успех. Разложение общины было неизбежно и закономерно. Государство помогло этому процессу.
В IX году н.э. в результате государственного переворота получил власть Ван Ман, провозгласивший себя императором. Вводится государственное регулирование цен и процентов по ссудам, проведение денежной реформы и введение новых налогов. Реформами была запрещена продажа земель, все земли были объявлены государственными; никто не мог иметь больше определенного количества земли (около 2 га на семью); все безземельные могли получить землю по закону. Одновременно с тем было запрещено покупать и продавать рабов. Восстанавливалась сельская община, в рамках которой каждые 8 семей получали равные доли земли. Запрещением купли-продажи рабов имелось в виду прекратить самопродажу в рабство, распространенную из-за голода и поборов. Такими мерами хотели предотвратить разорение крестьян, помочь им сохранить землю.
Крупные землевладельцы саботировали проведение реформы. Правительство же не могло (или не хотело) преодолеть это сопротивление. Через три года свободная продажа земли и рабов была восстановлена. Реформы Ван Мана не только не улучшили, но даже ухудшили положение народа, более всего пострадавшего от экономической разрухи, спекуляций, дороговизны. Во второй половине II-го века н.э. в Китае разразился политический кризис. В 184 г. - мощное восстание «Желтых повязок» . В 220 г. император свергнут. Китай распался на 3 части.
Реформы Ван Мана не удались, ибо оказались нежизнеспособными. Сила закона не безгранична. Он не может навязать экономическим и социальным процессам то, что противоречит их природе.
Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия - наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь, со времени известного императора Циньской династии Цинь Ши-хуанди (III в. до н. э.) престол стал передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана. В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно сакрализуется. Этимология от латинского слова «сакрум» (святое, святыня, внушающее трепет, ужас), Он носит титул "сына Неба", который "управляется Небом", его называют "отцом и матерью" своих подданных. Ван - первосвященник. Управляемый ваном-царем и огромной массой иерархически организованного чиновничества, Древний Китай являет собой типичный пример восточной деспотии. Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены, два чиновника - гражданский и военный губернаторы. Вмешательство центрального правительства в дела управления стало повсеместным: его инспекторы, наезжая из центра, контролировали деятельность властей. Казначейство выпускало единую монету (впервые металлическую).
Особое место при дворе занимали шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие универсальную и особо доверительную работу по выполнению его различных административных и военных поручений. Ряд должностей был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот особых чиновников, подчиненных "надзирателю земель". По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах. Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями - чжухоу, они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван для обсуждения вопросов о "наказаниях, о ритуале, о справедливости". В VII-VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать на своих съездах "клятвенные договоры" между собой, ставшие основной формой их взаимоотношений.
Шан
Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые
привели к централизации царства Цинь
и его последующему усилению, завершившемуся
созданием Циньской империи. На основании
этих реформ была разрешена свободная
купля-продажа земли, введен налог на землю,
который взимался с каждого землевладельца
в зависимости от размеров его земельного
владения. С налогом на землю было введено
четкое административно-
Особая роль отводилась военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов и пр. О его важной роли свидетельствовало, в частности, то, что тайвэй наряду с первым министром (чэн-сяном) и верховным цензором (юйшидафу) входил в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников - "трех гунов". В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он тем самым выступал в роли "министра образования". Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они были "глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие государственные преступления.
Глава ведомства сельского хозяйства был своеобразным верховным казначеем, ответственным за поступления в государственную казну налогов, откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.
Государственные
формы эксплуатации податного крестьянства
требовали установления четкого административно-
Бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки, ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую работу подчиненных им чиновников.
Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, которое проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.
10 - в.
до н.э. Му-ваном было разработано
Уложения о наказаниях. Оно представляло
собой запись отдельных
Право знало понятия владения и распоряжения. Земля - государственная собственность, но владела ей община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. В начало правления династии Чжоу, действовала система «колодезных полей», 9 наделов земли. 8- в частном пользовании крестьян, с 9-ого, урожай, собранный всей общиной, отдавался царю. Позднее был введен денежный налог с каждой семьи.
Объектом права являлись рабы. Известны виды договоров: мены, купли - продажи, дарения, займа, личного найма. Семейное право - патриархальное. Абсолютная власть отца, мужа. Женщина личного имущества не имела, ее права в наследовании ограничены. Брак заключали родители. Распространено многоженство. Выделялись следующие виды преступлений; государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу). Против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража грабеж убой чужого скота), воинские (неявка на место сбора, не проявление мужества воином), отказ от уплаты, пьянство. Му - ван выделял 5 основных наказаний: Мосин (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 различных провинностей Исин(отрезание носа) за 1000 различных провинностей Фейсин(отрезание ног) за 500 различных провинностей Чужин (кастрация для мужчин и превращение в рабынь - затворниц женщин), За 300 провинностей. Данисин (отрубание головы) -за 200 провинностей. Такие наказания множили число инвалидов, но судя по всему, преступность не исчезла. От наказания можно было откупиться: За клеймо - 100 хуаней (2кг меди), за носи ногу - 200 хуаней, за оскорбление - 600, за смертную казнь - 1000. За укрывательство и недоносительство виновного рубили пополам. Действовало правило круговой поруки. Суд не отделен от администрации, верховный судья - император. На местах - представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, начальники тюрем и палачи. Судебное ведомство ("ведомство наказаний") строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого ведомства. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела.