Право в государствах античного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 08:28, контрольная работа

Описание работы

История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. История государства и права зарубежных стран - правовая (юридическая) наука, которая изучает исторические процессы развития системы государственных и юридических учреждений, выявляет исторические закономерности развития государства и права в хронологической последовательности и проявляющиеся в определённом историческом пространстве. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

Содержание работы

Введение
Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока
Древний Китай
Реформы Шан Яна
Система налогов.
Реформы Ван Мана
Государственные строй
Местное управление
Суд
Право Древнего Китая
Право в государствах античного мира
Государство в Афинах
Архонты и ареопаг.
Реформы Солона и Клисфена.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ИГИПЗС1.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Право в государствах античного мира

Право как один из факторов,  скрепляющих гражданское общество  и элементы его культуры,  не сразу достигло в эпоху античности зрелости  и  совершенства.  На  ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени  разработанности  основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных  Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов,  и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве.                                             Утверждение полисной системы имело результатом активизацию  правотворческой  деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки.  На смену  неписаным  обычаям,  толкование  которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией,  приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме.  Право в античном мире,  таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор  полисной  жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.  Признание законодательства,  а  не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение  в  качестве  одного  из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией  сложившихся  в более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая,  согласно греческой традиции,  кодификация  права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодифи кация Харонда в  Катане  (Сицилия).  Подобные  сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в.  до н.э.  (Законы Драконта).                                            

Начало новой  демократической  конституции в Афинах предусматривающей разработанную процедуру принятия  законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в.  до н.э. В Риме традиционные правовые  обычаи  подверглись  обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считается решение народного собрания.                               

Как отмечал Солон,  жизнь общества должна  регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских  лет  воспитывалось  уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ,  утверждавший,  что  полисные законы восходят к разумному началу,  пропагандировал  соблюдение  законов всеми афинянами.                                      

В Афинах,  где  утвердилась  демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось  с разумом и со справедливостью,  сложилось своеобразное правовое  государство,  благами  которого  не могли,  однако,  пользоваться рабы и иностранцы.  Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в  римском  обществе.  Безусловное следование республиканским законам было для римлян не  только  юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал  государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей,  "связанных  между собой согласием в вопросах права".  Таким образом,  идея правового государства  берет свое начало и в республиканском Риме.                 

Не случайно,  что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные,  была выработана  наиболее  совершенная  в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право – это вершина в истории права античности и древнего  мира  в целом. Оно представляет собой одно из величайших достижений античной культуры,  влияние которого на последующее  развитие  европейского  права и цивилизации трудно переоценить.  Оно приобрело в известной мере вневременной, вне исторический характер.                        

Римское право лишь со значительными оговорками можно рассматривать как рабовладельческое.  На первый  взгляд оно  может  казаться таким,  поскольку сформировалось и достигло своего апогея в обществе,  в  основе  которого лежало  наиболее развитое во всем античном мире классическое рабство. Но очевидно, что не рабство предопределило основное содержание римского права,  его филигранную юридическую технику.  Римское право в том  виде,  в каком  оно приобрело мировое значение (это прежде всего частное право, закрепляющее интересы индивида, частного собственника),  представляет  собой порождение рыночных отношений и торгового оборота.                        

На ранних этапах истории Римского государства, когда в  обществе сохранялись многие элементы патриархального быта, а товарно-денежные отношения не получили еще развития,  римское право отличалось традиционализмом, формализмом и сложными обрядами,  тормозившими экономический оборот. Постепенный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по  тем  временам  империи имел своим результатом не только рост рабства, но и товарного производства, а в конечном счете создание самого  сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства,  настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.                                        

Сила частной собственности и построенного на ней товарного оборота ломала устаревшие и стеснительные  правовые формы.  На их месте создавалось новое и совершенное в технико-юридическом  отношении  право,  способное урегулировать тончайшие рыночные отношения,  удовлетворить другие потребности развитого гражданского  общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общества,  если только в его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство.  Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла и римская юриспруденция,  представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденции зародилась юридическая  профессия, а соответственно с нее берет начало и специальное правовое образование.                             

2.1. Государство в Афинах

Возникновение государства.  Территорию  Аттики  (об ласть Греции,  где впоследствии возникло Афинское госу дарство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени,  каждое  из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на  участки  с  наследственным семейным владением,  к развитию имущественной дифференциации  и  постепенному  выделению  родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали  в рабство.  Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и  торговли,  чему  благоприятствовало приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых обращали военнопленных.  К началу I тысячелетия до н.э.  рабовладение было распространенным явлением,  хотя эксплуатация  рабского труда  еще не стала основой общественного производства. Рабы были заняты главным образом в домашнем  хозяйстве, ремесле,  реже на полевых работах. Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы. Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных,  к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов,  из их представителей формируется совет старейшин и избираются  басилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество,  часто называемое военной демократией.  Но  и оно,  сохраняя традиции родоплеменной организации влас ти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных,  между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой.  Важную роль сыграли и внешние факторы его существования.

Географические условия,  требовавшие  приспособления ведения  хозяйства к условиям окружающей природной среды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним интенсификация  межплеменных  контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен,                            необходимость урегулирования  и  устранения возникающих конфликтов,  вышедших за племенные рамки, стали предпосылками   для  объединения  племен  Аттики  под  единой властью.                                             

Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном  процессе образования государства в Афинах были реформы,  связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений,  происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет,  управлявший делами всех  четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар. Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.                    

Территориальная организация   общества  настоятельно требовала  единообразного  (независимого  от  племенных различий) и,  следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования  развивающихся  социальных  отношений.  Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество  оказалось в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межплеменные распри. Но уже возникали новые острые конфликты в связи с усиливающейся имущественной дифференциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявившиеся  в  углубляющихся  противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты,  иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов  власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти,  стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны,  средством соглашения и примирения, с другой - силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными,  их разделением (также  приписываемым  Тесею) на эвпатридов - благородных,  геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников.

К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключительное право на занятие общественных должностей, что вело  к дальнейшему отделению публичной власти от населения.  Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками,  составлявшими большинство свободных,  постепенно отстранялись от непосредственного активного  управления общественными  делами.  За  ними сохранилось лишь право участвовать в народном собрании,  роль которого  в  это время значительно упала.  Вместе с тем положение мелких землевладельцев становилось все более тяжелым.  Они разорялись  и  вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала,  по условиям  которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.                                   

2.2. Архонты и ареопаг. 

Эвпатриды,  опираясь на свое богатство  и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают  власть  базилевса,  связанную  с традициями родовой демократии.  Его функции переходят к новым,  выборным  из эвпатридов должностным лицам - архонтам.  Поначалу должность архонта  была  пожизненной, затем  ее ограничили десятилетним сроком.  С VII в.  До н.э.  стали избираться девять архонтов сроком  на  один год.  Коллегия  архонтов  не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса,  но и со временем взлла в свои руки все руководство страной. Тогда же,  в VIII в.  до н.э., возник еще один новый орган публичного управления -  ареопаг.  Заменив  совет старейшин,  ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание,  и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов. Аттическое общество превращается в политическое  общество - общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним.  Былому синкретизму  (не расчлененности) общества и власти приходит конец. Одновременно продолжает  развиваться  и  другой процесс, характерный для возникновения государства, - территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа - навкрарии,  жители  которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль,  а также поставить для него экипаж.                     

2.3. Реформы Солона и Клисфена. 

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения.  В среде эвпатридов  и геоморов  выделяются богатые землевладельцы,  некоторая часть эвпатридов беднеет,  а геоморов - превращается  в батраков,  обрабатывающих  чужую землю,  получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет  свободу  и  продается в рабство за границу.  Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан,  по-прежнему отстраненной от власти.  Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий  - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев,  торговцев  и ремесленников,  стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких  собственников.  Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой  аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами. Для смягчения  этих  противоречий  и  сплочения всех свободных в  единый  господствующий  класс  требовались глубокие социальные и политические преобразования.  Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э.  Хотя Солон был эвпатридом,  он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев  населения. Главной целью реформ Солона было                примирение интересов различных  враждующих  группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.                                          Реформы Солона явились важным этапом  в  образовании государства в Афинах,  и их результаты можно сравнить с политической революцией.  Прежде всего Солон провел сисахфию - долговую реформу, которая означала прямое вмешательство  в  отношения  собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу,  - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.                                              Сисахфия посягала на интересы родовой знати  и  была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты - не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян  свободную  куплю-продажу  земли  и  дробление земельных владений,  он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты. С именем Солона связана также цензовая реформа,  которая  была  направлена  на  уничтожение наследственных привилегий знати,  замену привилегий происхождения привилегиями богатства.  Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые граждане были отнесены к первому  разряду,  менее богатые - ко второму и т.д.  Каждый разряд имел  определенные  политические  права:   общественные должности  могли  занимать  только граждане первых трех разрядов,  а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага)  только  граждане  первого разряда.  Бедняки, входившие  в  низший,  четвертый  разряд,  этого  права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в на родном собрании,  роль которого увеличивается. Собрание стало  вырабатывать законы,  избирать должностных лиц и принимать от них отчеты. Одновременно Солон сделал уступки и бедноте,  и  эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа - гелиэи,  в которую  мог  быть избран  любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения.  В интересах вторых был учрежден новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от  каждого  племени,  где  еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.                                    Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в  Афинах. Но  компромиссный  характер  реформ  помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой  аристократии  и  не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через  некоторое  время  к установлению тирании Писистрата.  а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепил успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать,  но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах  считался  незаконный правитель,  не обязательно устанавливающий жестокий режим.  Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев,  предоставив им кредит. Активная внешняя политика  и  создание  военного  флота привлекли  на  его сторону афинских торговцев.   Однако эти  мероприятия  требовали  все возрастающих, денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство.  При поддержке Спарты,  опасавшейся усиления  Афин, тирания была свергнута.  Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась  неудачен.  Опираясь на бедноту,  богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном,  изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами.  Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была  разделена  на  10  территориальных фил, каждая из которых включала  три  находящиеся  в  разных местах территории (триттии) -- городскую,  прибрежную и земледельческую.  Они делились в свою очередь на  демы. Такая  структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних  родовых  традиций,  на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и  те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения. Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой.  Совет руководил  политической жизнью  Афин в период между созывами народного собрании и осуществлял исполнение его решений.  Был  создан  еще один  орган - коллегия десяти стратегов,  которая также комплектовалась с  учетом  территориальной  организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги  имели  лишь  военные  функции,  но позднее  они  оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства. С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать  старые порядки при Клисфене в практику народных собраний была введена особая процедура, получившая название  остракизма.  Ежегодно созывалось народное собрание,  определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются                            опасными для государства.  Если такие лица  назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того,  кто,  по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный  вначале против родовой аристократии,  использовался впоследствии в  политической  борьбе  между различными  группировками,  существовавшими  в афинском обществе. Реформы Клисфена завершили длительный  процесс  становления государства в Древних Афинах. Зарождающаяся после  Тесея  дифференциация  властных функций приводит к организации органов  их  осуществления.  В  результате  постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления  политической власти.  Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом.  Монополизация права на осуществление властных функций становится легитимным правом на использование принуждения.  Политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной властью, а аппарат ее осуществления - государственным аппаратом. Так, вслед  за  растянувшейся  на  века революцией в экономических отношениях происходила социальная революция,  а  затем и революция политическая,  завершившаяся возникновением государства.  Все они не были  единовременными актами. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом,  завершившейся победой демоса.  В результате этой победы в Афинах возникло  рабовладельческое государство в форме демократической республики.

Информация о работе Право в государствах античного мира