Право в государствах античного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 08:28, контрольная работа

Описание работы

История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение, как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. История государства и права зарубежных стран - правовая (юридическая) наука, которая изучает исторические процессы развития системы государственных и юридических учреждений, выявляет исторические закономерности развития государства и права в хронологической последовательности и проявляющиеся в определённом историческом пространстве. Она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития государства и права.

Содержание работы

Введение
Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока
Древний Китай
Реформы Шан Яна
Система налогов.
Реформы Ван Мана
Государственные строй
Местное управление
Суд
Право Древнего Китая
Право в государствах античного мира
Государство в Афинах
Архонты и ареопаг.
Реформы Солона и Клисфена.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ИГИПЗС1.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Афинское государство в V-IV вв. до н.э. В первую половину V в.  до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих  государств  греческого мира.  Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских  войнах, интенсивное  экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя.  Образованный в  ходе  греко-персидских войн союз греческих государств был первоначально возглавлен Спартой.  К 70-м годам, когда военные действия были перенесены на море,  руководство союзом перешло к Афинам.  В 478 году до н.э. был образован Делосский морской союз (симмахия), возглавляемый Афинами. В союз входило 140-160 греческих государств, снаряжавших  военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну. Командование флотом было поручено Афинам. Со временем постройка флота перешла к  Афинам,  туда же была переведена с Делоса казна союза,  а форос превратился в налог,  собираемый с союзников и находившийся в бесконтрольном распоряжении Афин.  Недовольство союзников подавлялось силой,  на их территории стали создаваться  афинские  поселения (клерухии),  превратившиеся практически в военные гарнизоны,  во многие союзные государства направлялись афинские должностные лица, к афинским судам  перешло  рассмотрение  некоторых  дел граждан союзных государств, а Совет пятисот стал решать дела союза.                                            Гегемония Афин в союзе превратила его в могущественную Афинскую архэ - державу, беспощадно эксплуатировавшую союзников, обогащавшуюся за их счет и силой удерживавшую их в союзе.                                     Изменение внешнеполитического   положения  Афин,  их обогащение повлекли за собой изменения в  социально-политических  отношениях.  Эфиальт  почти полностью лишил ареопаг политической власти, передав его основные функции  народному собранию,  Совету пятисот и гелиэе.  За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции. С именем Перикла связан расцвет афинской демократии. При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми  полноправными  гражданами.  Для приобщения  к  активной  политической  жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение  за  исполнение  государственных должностей. Отходит в  прошлое патриархальное рабство.  На смену ему идет классическое, античное рабовладение. Рабы, которые  начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу.  Государственные рабы эксплуатируются преимущественно в рудниках и каменоломнях,  частные рабы - на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем.  Численность рабов значительно возросла и примерно в четыре раза  превышала  число  свободных афинян.  Противоречие между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества.  Обострились  и  противоречия  между  афинскими гражданами и метеками (поселившимися в Афинах иностранцами),  число которых росло и достигло половины численности афинян.  Метеки,  занимавшиеся торговлей и ремеслом,  были существенно ограничены в имущественных  правах,  полностью лишены права участвовать в политической жизни.                                                

Афинская демократия вступила в период своего расцвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла. Но и после этих реформ существенную роль  в  истории Афин  играли  нараставшие противоречия между различными социальными группами свободных афинян. Все более углублявшаяся имущественная дифференциация разделила свободных граждан на две неравные и фактически неравноправные группы  - небольшую группу богатых рабовладельцев (землевладельцы, торговцы, судовладельцы, ростовщики, хозяева  ремесленных мастерских) и основную массу свободной бедноты (земледельцы,  ремесленники, моряки) и лишенных собственных  средств существования люмпенов,  живших за счет подачек государства и богачей.                   

Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с теми она  была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в которой развивались противоречия между свободными - рабовладельцами, с одной стороны,  и мелкими производителями и люмпенами -  с другой.  Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе. Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных  граждан,  обеспечивающей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую  республику,  в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э.  и просуществовала (с некоторыми перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э. Основными органами  Афинского  государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.     

Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять,  а позднее сорок раз в  год. При  особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного собрания была обширной:  оно  принимало  законы,  издавало постановления по частным вопросам (псефизмы),  избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира,  обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.                                          

В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские  граждане,  достигшие  20-летнего возраста.  Женщины  и метеки в народное собрание не допускались.  Как правило,  редко участвовали в его  деятельности крестьяне,  занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в.  до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего  6000  человек,  то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян. Повестка дня  каждого собрания определялась заранее.

Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения  стабильности  законодательства,  было право любого участника собрания,  сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора  к суду.  Кроме того,  председатель народного собрания мог не ставить на голосование те  предложения,  которые,  с его точки зрения, являлись незаконными.               

   Принятый народным  собранием  законопроект становится законом только в том случае,  если он не отвергался затем гелиэей.                                          

   В Совет пятисот (буле) входило  по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты)  избирались по жребию на один год из граждан,  достигших 30 лет.  К компетенции Совета относились вопросы управления:  осуществление  дипломатических  сношений с другими государствами,  управление финансами, надзор за арсеналами,  доками,  флотом,  регулирование  торговли, контроль за должностными лицами.  Последние имели право выступать  в  Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения.  Важнейшей функцией Совета было  предварительное обсуждение вопросов,  поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.                              

   Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который  во  время  работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен:  председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания).  По  окончании  срока  службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности. Гелиэя была высшим судебным  органом  государства  и состояла из 5000 судей и 1000 запасных:  по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались  по жребию на один год из граждан,  достигших 30 лет.  В составе гелиэи функционировали 10  коллегий,  в каждой  из которых было по 500 судей и 100 запасных.  В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о  государственных  преступлениях  и  о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам,  рассмотренным другими судами.  Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом  отвергать законопроекты, принятые народным собранием.   

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В последние века до новой эры и в первые века новой эры китайское общество и государство развивались по пути от рабовладения к феодализму. Рабы сажались на землю, крестьяне переходили в разряд арендаторов и зависимых работников. Крестьянское всенародное восстание «красных бровей» 18 г. до н. э. вынудило правительство к освобождению части рабов, к изданию закона о запрещении убивать их без суда. Рабовладение было подорвано.

Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути ведут в Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие к Средиземноморью. Слава и величие ее измерялись не только обширностью территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и народов. В формировании римской культуры приняли участие многие народы, подчинявшиеся римской власти, в том числе и население древневосточных государств, в частности Египта. Особая роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала грекам. Как писал римский поэт Гораций, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла». У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития. Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации – Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота. Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его более подвижным, восприимчивым. Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины и ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. История политических и правовых учений”. Краткий учебный курс. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.

  1. Законы из Эшнунны //Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие /Под ред. проф. З.М. Черниловского М.: НОРМА, 1996, 2001. Ч.1 - 480с, Ч.2 - 712с.  2 -е изд., стереотип. - М.: НОРМА, 2004 - 624с, 2003 - 720с

  1. «Всеобщая история права и государства». Учебник для вузов. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.

  1. Всеобщая история права и государства. Графский В.Г. - Учебник - 2007. - 752 с

  1. История государства и права зарубежных стран. Никифорова Н.А. - Учебное пособие -2007. — 160 с. 

  1. История государства и права зарубежных стран. Кудинов О.А.  - Учебное пособие - 2004. — 305 с. 


Информация о работе Право в государствах античного мира