Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 11:43, курсовая работа
Цель данной работы состоит в выявлении и анализе существенных признаков правомерного поведения и правонарушения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и признаки правомерного поведения;
- изучить понятие и ключевые признаки правонарушения;
-охарактеризовать основные виды правомерного поведения и правонарушения.
Введение.......................................................................................................................3
1. Правомерное поведения и правонарушения, их признаки……………………..5
1.1. Признаки правомерного поведения…………………………………………5
1.2. Признаки правонарушения…………………………………………………..8
2. Теоретико-правовые критерии выделения видов правомерного поведения
и правонарушения ................................................................................................15
2.1 Виды правомерного поведения .....................................................................15
2.2 Виды правонарушений. ..................................................................................16
Заключение.................................................................................................................31
Список используемых источников………………………………………………..34
«Преступление - наиболее
опасная разновидность
«Общественная опасность - это способность деяния причинить вред общественным отношениям, объективное свойство, позволяющее оценить поведение человека с позиций определенной социальной группы».29
Общественная опасность свойственна любому правонарушению, но их отличает степень и характер общественной опасности. Общественная опасность преступлений наиболее ярко проявляется в том, что часть из них посягает на основы общественного и государственного строя. Но, однако, в своей массе преступления опасны не потому, что посягают на основу общественного и государственного строя. В основном преступления представляют собой вредные посягательства на общественные отношения, которые могут быть объектом и других правонарушений. В общей форме можно сказать, что к числу факторов, которые учитываются законодателем при квалификации тех или иных разновидностей виновных противоправных деяний в качестве преступлений, относятся: большая общественная опасность непосредственного объекта посягательства, распространенность определенных деяний и как следствие этого - их серьезная вредность для общества, значительность причиняемого действием (бездействием) вреда, совершение противоправного деяния одним и тем же лицом систематически, повторно или при наличии других отягчающих обстоятельств. Общественная опасность присуща всем элементам состава преступления, в том числе и субъекту. «Не случайно взятые в совокупности преступления образуют специфическое социально правовое явление - преступность, с которой всякое общество вынуждено вести непримиримую борьбу. Для субъекта, виновного в совершении преступления и привлеченного к ответственности, законом предусмотрены специальные последствия - судимость». 30
Повышенная общественная опасность преступлений предопределяет их формально-юридическую сторону. «В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит». 31 Аналогия в уголовном праве недопустима.
По своему характеру преступления всегда являются уголовными правонарушениями. «Государственно-правовая теория и практика большинства стран исходит из того, что за пределами противоправных деяний, предусмотренных уголовным законодательством, правонарушений, квалифицируемых как преступления, нет и не может быть».32
Общественно опасный характер преступлений находит свое отражение в характере санкций уголовного закона. За преступления применяются наказания - наиболее строгие меры государственного принуждения, которые существенно ограничивают правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления (лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ или лишение каких-либо специальных прав, высокие штрафы и др.). За особо опасные преступления предусмотрена исключительная мера наказания – пожизненное заключение. Такого рода санкций, которые имеют резко выраженный карательный характер и направлены против личности, свободы, чести правонарушителя, не знает ни одна другая отрасль российского права.
Преступления выступают по отношению к проступкам как нечто общее, заключают в себе основные черты, свойственные всем проступкам, а следовательно, и правонарушениям в целом. «Не противоречит ли это утверждение предшествующим выводам о том, что преступления качественно отличаются от проступков? На наш взгляд, не противоречит, ибо указанное положение относится не к социальной значимости преступлений от проступков, а к внешним чертам и признакам правонарушений в целом, как общественного явления». 33
Следует иметь в виду, что внутриотраслевое деление преступлений на группы (виды) не совпадает с делением проступков на виды. Систематика преступлений проводится по, более дробным признакам. Поэтому неправильно рассматривать характеристику проступков как аналогию характеристики отдельных видов преступлений.
Проступки представляют собой «виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия». 34
Различные виды проступков по характеру своей общественной значимости друг от друга не отличаются: все они общественно вредны. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни совершаются проступки, в зависимости от характера наносимого вреда и особенностей, соответствующих им правовых санкций проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения.
Основным нормативным документом, регулирующим административные правонарушения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях. «Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность».35 Как видно из определения, административное правонарушение – это, прежде всего деяние противоправное. Противоправность является обязательным признаком административного проступка. Административные проступки отличаются от преступлений тем, что они не общественно опасны, но они общественно вредны. Общественная вредность их состоит в том, что они мешают осуществлению нормальной дополнительной и распорядительной деятельности государственных и общественных органов и организаций, дестабилизируют ее, посягают на общественный порядок. Отсутствие общественной опасности отличает административные правонарушения от аналогичных, смежных уголовных преступлений. Критерии, позволяющие отличить административные правонарушения от преступления, могут быть следующие: а) наличие или отсутствие тяжких последствий; б) размер материального ущерба, причиненного правонарушителем; в) повторность или неоднократность деяния, либо применения за него административного воздействия. От гражданских, дисциплинарных и иных проступков административные правонарушения отличаются не отсутствием общественной опасности, а другими материальными чертами и свойствами, которые обусловлены их направленностью на определенную сторону правопорядка.
«Направленность административных проступков против порядка государственного управления определяет как общие черты их общественной вредности, так и характерные особенности их объективной и субъективной сторон». 36
«В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения, нормальному развитию и реализации которых административное правонарушение препятствует. Следует при этом подчеркнуть, что объектом проступка могут быть далеко не все общественные отношения, а лишь те из них, которые охраняются правом». 37
Административные правонарушения характеризуются, как правило, нарушением требований определенных актов административных органов, регулирующих общественные отношения в сфере их компетенции. Подавляющее большинство составов административных правонарушений так обычно и формулируется: нарушение правил уличного движения, санитарных правил, правил торговли и т.д. Другой особенностью объективной стороны административных правонарушений является то, что они не связаны с причинением непосредственного, особенно материального вреда, а, как правило, создают только возможность наступления такого вреда в будущем либо не создают и этой возможности. Что касается субъективной стороны административных правонарушений, то ее особенности определяются направленностью этого вида правонарушений против порядка управления. Преобладающей формой вины здесь является неосторожность. «Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.» 38 Но возможны и умышленные проступки. «Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий».39
Действующее законодательство об административной ответственности не допускает аналогии закона. «Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством». 40
Основным нормативным актом, регулирующим гражданские правоотношения, является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), первая часть которого вступила в силу с 1 января 1995 года, а вторая - с 1 марта 1996 года.
«Гражданские проступки - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность».41 Подходы к пониманию гражданского правонарушения у теоретиков и у практиков различны.
Свое внешнее выражение гражданские правонарушения находят в причинении гражданам или их организациям имущественного вреда, неисполнении договорных обязательств, распространении сведений, порочащих честь и достоинства гражданина, заключении незаконных сделок, нарушении гражданских прав тех или иных лиц либо организаций.
«В зависимости от
характера гражданско-
К самостоятельным разновидностям гражданских правонарушений, помимо внедоговорного причинения вреда личности или имуществу другого и неисполнения обязательств, вытекающих из договоров и иных предусмотренных законом оснований, следует относить, как считает Л.И. Спиридонов, и все иные разновидности деяний, которые запрещены законом с помощью гражданско-правовых или сходных с ними по характеру санкций некоторых других отраслей права. Таковыми являются: недействительные сделки, их исполнение и т.п. деяния, предусмотренные нормами гражданского права, вступление в брак при условии состояния в другом нерасторгнутом браке, неправомерное осуществление родительских прав. То, что все указанные разновидности деяний образуют (при определенных условиях) правонарушения, совершенно несомненно, все они запрещены законом, противоправны». 43
Все перечисленные противоправные деяния не имеют общественно опасного характера. Их характерной чертой является направленность против особого объекта: урегулированных гражданским правом имущественных отношений в сфере гражданского оборота, а также тесно связанных с ними некоторых личных отношений граждан. С объективной стороны они характеризуются причинением, как правило, имущественного ущерба.
Для субъективной стороны гражданских правонарушений характерно умышленное, а чаще - неосторожное пренебрежение имущественными правами и охраняемыми законом имущественными интересами организаций или отдельных индивидов со стороны нарушителя.
Указанные черты отличают гражданские правонарушения от правонарушений административных, дисциплинарных и других.
Дисциплинарные правонарушения (проступки) представляют собой «вредные для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины». 44
Дисциплинарные проступки выражаются в виде прогулов, опозданий, пропусков учебных занятий, невыполнении распоряжений администрации, нарушении требований уставов и т.д. и дезорганизуют в целом работу трудовых коллективов, отрицательно влияют на трудовую, служебную, воинскую дисциплину.
Следует признать неправомерными попытки представить дисциплинарные проступки и аналогичные им преступления как правонарушения, посягающие на различные объекты (например, дисциплину, с одной стороны, и правильность и безопасность транспорта с другой). Особенности дисциплинарных правонарушений обуславливаются характером тех общественных отношений, на которые посягают дисциплинарные проступки.
Объектом дисциплинарных проступков в юридической литературе называется государственная дисциплина или просто дисциплина. «Под дисциплиной понимается обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку». 45 Но о дисциплине, как объекте дисциплинарных проступков, можно говорить как о дисциплине в объективном смысле, т.е. как о строгом порядке в деятельности той или иной организации. И о поведении, установленном соответствующими правилами поведения организации в процессе функционирования того или иного коллектива людей.
Самостоятельный вид правонарушений образуют действия государственных органов, уполномоченных на издание правовых актов, когда последние противоречат требованиям закона. Типично для этих правонарушений то, что они неразрывно связаны с правонарушениями со стороны одного или нескольких должностных лиц. «Основой данного феномена служит нарушение принципа верховенства закона и поднормативности правоприменительных актов. Этот вид правонарушений пока не получил в науке достаточной разработки, хотя число нормативных актов (например, актов министерств и ведомств), противоречащих закону, довольно велико. В условиях строительства правового государства, важнейшим принципом которого является верховенство закона, подобные факты недопустимы, а потому проблема требует дальнейшего изучения». 46
Еще один вид правонарушения - процессуальное правонарушение. Оно связано с нарушениями государственными органами или гражданами интересов правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушитель состоит в правоотношении (например, неявка свидетеля в суд).
Выделяют еще один вид - международное правонарушение - «это противоречащее нормам международного права или собственным обязательствам действие или бездействие субъекта международного права, причиняющее ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу». 47