Правонарушение: понятие, признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 08:42, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение правонарушений в обществе, то есть, раскрытие социальной сущности правонарушений, это должно служить более глубокому и правильному решению юридических вопросов, связанных с этим явлением.
В рамках указанной цели необходимо решить ряд частных задач, а именно:
Чтобы анализировать социальную сущность, необходимо, прежде всего, раскрыть понятие правонарушения, начав с социологического определения и подчеркнув юридическое понятие и его составляющие;
следует исследовать и охарактеризовать признаки правонарушения, которые отличают их от других общественных явлений;
рассмотреть и классифицировать различные виды правонарушений;
выявить причины и условия существования правонарушения.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие правонарушения, его признаки
1.1 Социальное определение правонарушения 5
1.2 Юридическое определение правонарушения и его признаки 9
2. Классификация правонарушений 10
3. Юридический состав правонарушений 21
4. Причины и условия преступности 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая ТГиП.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

- Причинная связь между деянием и наступившим вредом - обязательный элемент объективной стороны любого правонарушения. Противоправное деяние не может быть элементом объективной стороны правонарушения, если оно не причиняет вреда правопорядку. А так как этот вред должен быть вредом от поведения самого правонарушителя, то нужна непосредственная прямая связь между поведением и наступившим вредом. Иначе наступивший вред не может быть вменен в вину данному лицу.

Поскольку в  силу взаимосвязи явлений объективного мира причина и следствие нередко могут меняться местами то при рассмотрении правонарушения всегда следует четко установить, предшествовало по времени то или иное поведение наступившему результату.  Если нет, то нет и причинной связи между ними.  

- Внешняя сторона противоправности.  Эта сторона противоправности выражается в законе несколькими способами:

Во-первых, путем  прямого запрета (например, запрещается  переноска и передвижение несовершеннолетними  тяжестей, превышающие установленные для них предельные нормы - ст.  175 Кодекса законов о труде РСФСР).  Во-вторых путем косвенного запрета, когда в норме определяется противоправное поведение и устанавливаются наказания за его совершение.  Например, в ч.  1 ст.  144 Особенной части Уголовного кодекса говорится о наказуемости тайного похищения чужого имущества.   В-третьих, путем изложения в правовой норме положительного, правомерного поведения.  В этом случае иной, противоположный вариант поведения будет нежелательным, и поэтому запрещенным. 

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее виновное противоправное деяние, то есть правонарушитель.  Но не каждое лицо может признаваться субъектом правонарушения.   Способность собственными действиями приобретать права и нести обязанности, включая ответственность свойственна человеку, обладающему индивидуальным, имеющим достаточный уровень сознанием и волей, благодаря которым он может занять определенную общественную позицию, разумно оценивая свое и чужое поведение.   Закон признает ответственными субъектами правонарушений деликтоспособных,  то есть дееспособных и вменяемых, всех лиц достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой.  Малолетние и психически больные не обладают необходимым сознанием и волей, чтобы адекватно оценивать и разрешать жизненные ситуации: дети вследствие недостаточного психологического и физического развития,  а душевнобольные - вследствие патологического развития (слабоумия) или деградации сознания (душевной болезни).   Полная гражданская дееспособность наступает с совершеннолетием, но закон устанавливает различные возрастные границы деликтоспособности.  Так, уголовная ответственность наступает по достижении 16 лет, а за отдельные, более тяжкие виды преступлений - с 14 лет;  административная ответственность - с 16 лет; ответственность по трудовому праву - с момента заключения трудового договора с 16 лет, а в исключительных случаях с 15 лет;  по гражданскому праву ответственность в полном объеме возникает с 18 лет, а частичная - с 15 лет.   При гражданско-правовых поступках, если они совершаются малолетними или недееспособными лицами, имущественную ответственность несут родители или опекуны, если они не докажут что вред возник не по их вине.  Лицо, совершившее преступление и признанное судом в момент его совершения невменяемым, привлекается не к уголовной ответственности, а к принудительному лечению.  

Субъективная  сторона правонарушения - ее составляет вина.  Вина как психическое отношение лица к совершенному правонарушению имеет различные формы.  Она родовое понятие, которое охватывает умысел и неосторожность.  Это необходимый обязательный элемент всякого правонарушения.   «Абстрактной вины нет, она всегда конкретна, но конечно в теории о ней приходится говорить как о едином целом, имеющем некоторые общие признаки».35

Умысел проявляется в том, что лицо осознает не только противоправность своего деяния и возможность наступления в результате его общественно опасных, вредных последствий, но и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) возможность наступления таких последствий. 

Неосторожность как форма вины в уголовном и административном праве делится на преступную небрежность и преступную самонадеянность.  Неосторожность характеризуется как: 1) предвидение возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия и легкомысленный расчет на их предотвращение; 2) не предвидение возможности наступления таких последствий при обязанности и возможности их предвидеть.  

К первому моменту относится самонадеянность, например, водитель автомашины на скользкой дороге значительно превышает скорость, осознавая что делать этого не следует и предвидит возможные последствия, но надеется, что его профессионализм поможет избежать аварии. Ко второму моменту относится преступная небрежность, так, рабочий сбрасывает со строящегося здания остатки строительных материалов и тем самым причиняет увечья прохожему.  

Также в субъективную сторону состава правонарушения входят такие элементы как мотив - внутреннее побуждение к правонарушению, и цель - конечный результат к которому стремится правонарушитель, совершая противоправное деяние.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что состав правонарушения – это научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных элементов и признаков отдельных разновидностей правонарушений, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.

 

4. Причины и условия преступности.

Наука о преступности и ее причинах сформировалась во второй половине XIX века и получила название криминология. Некоторое время ее называли также уголовной этиологией, уголовной социологией или биологией — в зависимости от того, специалистами каких наук являлись изучавшие преступность ученые.

О причинах и условиях преступности, об одном из главных в криминологии,  на сегодняшний день, говорить, пожалуй, не менее сложно, чем о других. Причины и условия преступности в разных источниках называются по-разному (детерминанты, факторы и пр.).

Под  причиной  понимается  явление  (или  их  совокупность),  которые  порождают  другое  явление,  рассматриваемое  как  следствие. 

Определяя причину правонарушений и пути ее устранения, необходимо учитывать  следующие принципиально важные (методологические) положения.

  1. Нельзя смешивать причину правонарушений в целом и причину конкретного правонарушения.

Причина правонарушений в целом обусловлена комплексом прежде всего социальных, а также  личностных факторов как внешнего, так и внутреннего порядка.

Для выявления этой причины  требуется сложная аналитическая работа, учет всех криминогенных ситуаций и обстоятельств. Причина конкретного правонарушения лежит, как правило, на поверхности и связана с условиями, в которых оказался правонарушитель, свойствами его характера и психики, иными словами, она носит ситуативный характер.

  1. Следует различать причину умышленных и причину неосторожных правонарушений, укладывающихся в схему: «Лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных следствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть».

В уголовном праве  такая форма неосторожной вины называется небрежностью. В общеправовом плане, имея в виду все правонарушения и все виды проступков, можно предложить термин «правовая небрежность».36

Правонарушения, совершенные  следствие правовой небрежности, не представляют такой опасности, как умышленные, и основным направлением их предотвращения должно быть правовое воспитание граждан, повышение уровня их правовой культуры. Наибольшую опасность для личности и общества представляют умышленные правонарушения. И речь должна идти о причине и путях устранения прежде всего именно этих правонарушений.

  1. При объяснении правонарушений и их причины необходимо исходить из единства социального и биологического в природе и поведении человека.

Спор об том, является ли преступление явлением биологическим  или социальным, продолжается уже более столетия. Представители так называемой антропологической школы в уголовном праве и криминологии считают преступность явлением биологическим, подчиняющимся физиологическим и психологическим законам. У истоков антропологической школы стояли итальянский судебный психиатр и антрополог Ч. Ломброзо и его последователь — итальянский криминалист Э. Ферри.

Ч. Ломброзо разработал теорию прирожденного преступника, согласно которой есть люди, обладающие определенным набором признаков (стигматов), а потому предрасположенные к совершению преступлений, т.е. потенциальные преступники. Человека, совмещающего в себе не менее пяти таких признаков, Ломброзо назвал преступным типом. Среди общей массы мужчин, совершивших преступления, преступный тип, по его данным, составляет 31%. Доведенная до крайности, эта теория приобретает расистский, антигуманный характер, оправдывая принудительные превентивные меры к лицам, не совершившим преступления.

В настоящее время  биологические теории преступности большей частью сочетаются с социологическими, культурологическими, психологическими или иными объяснениями. Укажем в этой связи на некоторые основные учения о причинах преступности, получившие в настоящее время достаточно широкое распространение.

Немалое число сторонников  имеет теория наследственного предрасположения к преступлениям (О. Кинберг, О. Ланге, Е. Гейер, Ж. Пинатель, А. Штумпль и другие). Некоторые из них — юристы, другие — медики. Они полагают, что, поскольку по наследству передаются многие психические свойства, это характерно и для склонности к преступлениям. В такой связи анализируются биографии однояйцевых близнецов или у преступников выискивается дополнительная хромосома.

Разновидностью данной теории является концепции конституционального предрасположения к преступлению. Немецкому психиатру Э. Кречмеру принадлежит идея связи между физической конституцией человека, психическим складом и типом поведения. Он делил по этим признакам людей на три типа, утверждая, например, что атлетически сложенные люди могут быть склонны к тяжким насильственным преступлениям.

Известной популярностью  пользуется психоаналитическая теория Фрейда и его последователей. Фрейд рассматривал преступление как проявление врожденных, глубоко заложенных в психике человека бессознательных инстинктов и влечений, главным образом сексуального характера, а также страха смерти. Человек, таким образом, выступал в отрыве от реальных условий своего социального бытия.

Исследование преступности с позиций ее социальной природы  начали первыми ученые-статистики. А. Кетле, изучая особенности распределения преступников по полу, возрасту, месту и времени совершения преступлений, обратил внимание на связь их поведения с различными сторонами социального бытия.

Английский ученый Д. Говард полагал, что успехи в борьбе с преступностью и в исправлении преступников может принести разумная организация исполнения наказания, при которой важными составными частями являлись бы производительный труд, воспитание и обучение осужденных. При этом подчеркивалось, что преступники имеют право на человеческое отношение, хотя бы потому, что само общество сделало их преступниками.

Конечно же, существуют и  другие многочисленные теории.

  1. Следует разграничивать причину, условия и поводы правонарушений.

Причина правонарушения – основной фактор нарушения норм права – это стремление лица удовлетворить (или проявить) противоправным (противозаконным) способом свои интересы, стремления, эмоции.37

Условия же – те самые негативные обстоятельства, которые формируют причину. Воздействуя на них, можно повлиять и на причину правонарушений.

Повод – это ситуативное понятие. Он является «толчком» к совершению противоправного деяния, провоцирует его. В качестве примера могут служить обида, вспышка ярости и др.

В числе основных условий  правонарушений в современном российском обществе можно выделить следующие:

  1. Низкий уровень материальной жизни населения.

Болезненный и  противоречивый переход к рыночным отношениям, нестабильность и упадок экономики, инфляция при низкой заработной плате резко снизили жизненный уровень подавляющего большинства населения России. Непомерно высокие цены на продукты питания и промышленные товары привели к росту таких преступлений, как кражи, иные хищения имущества, грабежи, разбои.

При сохранении этих тенденций в российской экономике, можно с уверенностью прогнозировать дальнейший рост корыстных преступлений. Они пойдут на убыль лишь при стабилизации, а затем и возрастании жизненного уровня населения.

Однако останутся  и, вероятно, будет расти число корыстных преступлений, совершаемых предпринимателями, банковскими работниками и другими лицами. Но эти преступления будут вызваны уже не бедностью, а желанием умножить свое богатство.

  1. Низкий уровень правовой культуры граждан.

Правовая культура гражданина предполагает не только знание им правовых норм, но также и стремление их исполнять38. Сказанное относится ко всем без исключения правовым нормам, а не к определенной их категориям.

Мировая практика показывает, что планомерная, целенаправленная работа по правовому воспитанию граждан - важнейшее направление предупреждения всех правонарушений.

  1. Кризис морали.

На смену  господствовавшей десятилетиями морали советского общества, приходит новая мораль. Низкий престиж государственных структур и должностных лиц, обладающих низким авторитетом среди населения и основательно дискредитирующих власть  и законность как таковые, недобросовестное предпринимательство и коммерция, оправдание любых, даже противозаконных способов приобретения денежных и материальных ценностей — это лишь некоторые показатели кризиса морали в нашем современном обществе.

Информация о работе Правонарушение: понятие, признаки