Правоохранительная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

Деятельность государственных органов в целом охватывает различные сферы жизни общества. К ним, в частности, относится решение вопросов государственной внутренней и внешней политики, развития экономики, благосостояния населения, создания условий для поддержания обороноспособности, развития науки, культуры, образования, обеспечения правопорядка, охраны государственной и общественной безопасности страны, а также выполнение других важных функций.

Файлы: 1 файл

правоохранительная деятельность.docx

— 50.78 Кб (Скачать файл)
    1. Правовая основа и принципы деятельности милиции

Согласно ст. 4 закона «О милиции», в своей деятельности милиция руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федераций, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15). В соответствии с этим конституционным положением милиции при осуществлении своих функций следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего те или иные правоотношения, субъектом которых она является, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

Милиция применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

- когда закрепленные нормой  Конституции РФ положения, исходя  из ее смысла, не требуют дополнительной  регламентации и не содержат  указания на возможность ее  применения при условии принятия  федерального закона, регулирующего  права, свободы, обязанности человека  и гражданина и другие положения;

- когда нормативный акт, действовавший  на территории Российской Федерации  до вступления в силу Конституции  РФ, противоречит ей;

- когда федеральный закон, принятый  после вступления в силу Конституции  РФ, находится в противоречии  с соответствующими положениями  Конституции РФ;

- когда закон либо иной нормативный  правовой акт, принятый субъектом  Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации, противоречит Конституции  РФ, а федеральный закон, который  должен регулировать рассматриваемые  правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции РФ является отсылочной, милиция в процессе реализации своих полномочий должна применять закон, регулирующий возникшие правоотношения.

В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению в конкретной ситуации закон, милиция в лице ее сотрудника (руководителя учреждения) исходя из положений ч.4 ст.125 Конституции РФ вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона.

Указы Президента РФ как главы государства подлежат применению милицией в целом и ее отдельно взятыми сотрудниками, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

Обязательными для исполнения милицией признаются также некоторые ведомственные нормативные акты. Иногда вопросы, связанные с деятельностью милиции, могут быть урегулированы постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Если же положения закона отличаются от положений постановления Государственной Думы, то действует статья закона. Постановление Государственной Думы не является законом, и, следовательно, оно не может иметь перед законом преимущественного значения.

Закон «О милиции» (ст.3) определяет и основные принципы деятельности милиции. Первым назван принцип уважения прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Но осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии сост. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение милицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности.

Милиция обязана уважать права и свободы человека и гражданина и не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма.

Какую бы деятельность ни осуществлял сотрудник милиции, он всегда исходит из того, что в процессе осуществляемого им правоприменения должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности человека. Перед сотрудником милиции никогда не стоит задача причинить физические страдания или унизить человеческое достоинство.

Никакие благородные цели не могут оправдать факт непредусмотренного законом нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина, применения к человеку незаконных средств, пытки, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, а также непредусмотренного (необоснованного) законом насилия (принуждения).

Принцип законности – общеправовой конституционный принцип - требует от подразделений и сотрудников милиции осуществлять свои функции и реализовывать свои полномочия на основе строгого соблюдения Конституции РФ, Закона о милиции и других законов, регулирующих правовой статус и деятельность милиции.

Милиция, реализуя свой правовой статус, должна правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление сотрудника милиции от этого требования не только подрывает авторитет всей милиции, но и наносит ущерб делу укрепления законности.

Только урегулированная законодательством деятельность может быть частью осуществляемого милицией правоприменения, поэтому нарушение нормы права может вывести действие за пределы законности. Полученное сотрудником милиции, к примеру, с нарушением закона доказательство признается недопустимым и не может быть положено в основу обвинения.

Деятельность милиции может быть гласной и негласной. Хотя одним из принципов названа гласность, в полной мере этот принцип может затрагивать только гласную часть деятельность милиции, ибо предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, допускается только с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами[17] .

 

3.2. Организационно-функциональная  структура милиции

Среди важнейших для развития милиции мероприятий правового и организационного характера принципиальное значение имело законодательное деление милиции на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст. 7 закона «О милиции»). Это самостоятельные структурные подразделения органа внутренних дел.

Учреждение криминальной милиции было обусловлено обострением криминальной ситуации в стране. При этом довольно часто использовалась практика воздействия местной финансовой и политической элиты на работу тех подразделений, которые занимались противодействием наиболее опасным преступным проявлениям, в том числе со стороны должностных лиц. Во избежание этого криминальная милиция была выведена из подчинения региональных и местных органов власти

Закон возложил на криминальную милицию решение следующих основных задач:

1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство  предварительного следствия обязательно.

2. Организация и осуществление  розыска лиц, скрывающихся от  органов дознания, следствия и  суда, уклоняющихся от исполнения  уголовного наказания, без вести  пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством  РФ.

3. Оказание содействия  милиции общественной безопасности  в исполнении возложенных на  нее обязанностей.

Решение этих задач связано с реализацией трех основных функций криминальной милиции: противодействие преступности; розыскной функции; функции взаимодействия с иными милицейскими структурами.

Функция взаимодействия в части оказания содействия милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей осуществляется по ряду направлений: силы и средства криминальной милиции привлекаются к решению задач охраны правопорядка во время массовых мероприятий, в целях спасения людей при авариях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.

Противодействие преступности ведется путем предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, по делам о которых предварительное следствие обязательно. К таким преступлениям относятся тяжкие и особо тяжкие преступления. Полномочия криминальной милиции предусмотрены в нормативных правовых актах и других документах.[18]

Осуществление розыскной функции предполагает как непосредственный розыск лиц соответствующей категории, так и организацию такого розыска.

Помимо перечисленных выше задач, в компетенцию криминальной милиции входит принятие мер безопасности в отношении судей, работников правоохранительных органов; участие в контртеррористических операциях; осуществление контроля за оборотом наркотических средств; проведение экспертиз по уголовным делам и др. обязанности.

Состав криминальной милиции (рис. 1), порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определены постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №925[19] . Помимо указанных на схеме подразделений в организационную структуру криминальной милиции также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Ранее в состав криминальной милиции входил Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД РФ (подразделения по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ). В настоящее время он преобразован в самостоятельный федеральный орган исполнительной власти – Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков.

Большая часть вышеперечисленных подразделений функционирует по принципу специализации в противодействии определенным видам преступлений. Так, подразделения уголовного розыска решают задачи по предотвращению и раскрытию убийств, изнасилований, краж, разбоев, грабежей, вымогательств, хищений огнестрельного оружия и других преступлений, связанных с посягательством на жизнь и здоровье, общественную безопасность и собственность.

Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями занимаются борьбой с преступлениями в сфере экономической деятельности с посягательствами на интересы государственной службы, службы в

Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями

 

Уголовный Розыск

Подразделения по налоговым преступлениям

Подразделения по борьбе с организованной преступностью

КРИМИНАЛЬНАЯ МИЛИЦИЯ

Подразделения собственной безопасности

Оперативно-поисковые подразделения

Подразделения специальных технических мероприятий

Отряды милиции специального назначения


 

 

Рис. 1. Организационная структура криминальной милиции коммерческих и иных организациях.

Подразделения по борьбе с организованной преступностью специализируются на пресечении деятельности преступных сообществ, предупреждение, выявление и раскрытие фактов бандитизма, похищения людей, вымогательств, захватов заложников и т.п.

Отдельные подразделения, входящие в состав криминальной милиции, решают так называемые общие задачи, связанные с противодействием преступности. Так, функции оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий сводятся к добыванию сведений об оперативной обстановке, преступных группах, участниках преступной деятельности.

Подразделения собственной безопасности выявляют и пресекают преступления и иные правонарушения, совершаемые сотрудниками системы МВД РФ.

НЦБ Интерпола и его территориальные подразделения обеспечивают международный обмен информацией об уголовных преступлениях.

Система управления федеральной криминальной милицией показана в Приложении 4.

Таким образом, с созданием криминальной милиции был реализован принцип централизации организационно-правового строительства российской милиции.

Что же касается принципа муниципализации, то он претворяется в жизнь благодаря созданию милиции общественной безопасности – наиболее многочисленной службе в системе органов внутренних дел, ближе всех стоящей к населению, жителям городов и сельской местности.

В соответствии со ст. 9 закона РФ «О милиции» состав милиции общественной безопасности, порядок создания и ликвидации ее подразделений, а также численность, финансируемая за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. №926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» в ее состав входят службы и подразделения (отделы и др.), представленные на рис. 2.

Информация о работе Правоохранительная деятельность