Правительство РФ группирует
подразделения милиции общественной безопасности,
финансируемые за счет средств федерального
бюджета, следующим образом:
- дежурные части, подразделения
дознания, изоляторы временного
содержания подозреваемых и обвиняемых,
подразделения лицензионно-разрешительной
работы и контроля за частной
детективной и охранной деятельностью,
подразделения охраны и конвоирования
подозреваемых и обвиняемых;
- подразделения ГИБДД, осуществляющие
технический надзор;
- подразделения ГИБДД, осуществляющие
розыск автомототранспортных средств
и контроль за соблюдением
установленных правил безопасности
дорожного движения;
- подразделения ГИБДД
по обеспечению безопасного и
беспрепятственного проезда автомобилей
специального назначения;
- отряды милиции особого
назначения;
- подразделения патрульно-постовой
службы и подразделения по
делам несовершеннолетних;
- подразделения по охране
дипломатических представительств
и консульств иностранных государств.
Указом Президента РФ от 12.02.1993
г. «О милиции общественной безопасности
(местной милиции) в Российской Федерации»
установлено, что финансирование милиции
общественной безопасности и органов
управления этой милицией осуществляется
за счет средств республиканского бюджета
РФ, республиканских бюджетов республик
в составе РФ, краевых, областных бюджетов
краев и областей, областного бюджета
автономной области, окружных бюджетов
автономных округов, городских бюджетов
г. Москвы и С-Петербурга, а также за счет
других средств местных бюджетов и средств,
поступающих от предприятий, учреждений
и организаций, объекты которых охраняются
милицией по договорам.
Основными задачами милиции
общественной безопасности являются:
- обеспечение личной безопасности
граждан;
- охрана общественного
порядка и обеспечение общественной
безопасности;
- предупреждение и пресечение
преступлений и административных
правонарушений;
- раскрытие преступлений,
по делам о которых производство
предварительного следствия не
обязательно, и расследование преступлений
в форме дознания;
- оказание в пределах
ее компетенции помощи гражданам,
должностным лицам, предприятиям, учреждениям,
организациям и общественным
объединениям.
Компетенционные полномочия
сотрудников милиции общественной безопасности
можно представить в виде 3 групп:
1. Полномочия в сфере
оперативно-розыскной деятельности,
вытекающие из возложенных на
подразделения милиции общественной
безопасности обязанностей, связанных
с выявлением, предупреждением и
раскрытием преступлений, отнесенных
к их компетенции.
Фактически специализированных
оперативных подразделений в милиции
общественной безопасности нет. В соответствии
с приказом МВД России, регламентирующим
порядок осуществления оперативно-розыскной
деятельности органами внутренний дел,
подразделения милиции общественной безопасности
(в частности, участковые уполномоченные
милиции, сотрудники ОМОНа, сотрудники
ряда подразделений ГИБДД, лицензионно-разрешительной
работы, паспортно-визовой службы) наделяются
ограниченным правом осуществления ОРД
и проведения отдельных оперативно-розыскных
мероприятий.
2. Полномочия уголовно-процессуального
характера, связанные с наделением
подразделений милиции общественной
безопасности функциями органа
дознания – формы предварительного
расследования, осуществляемого дознавателем
по уголовному делу, по которому
производство предварительного
следствия необязательно (ст. 5 УПК
РФ)[20] .
В соответствии с ч.2 ст.40 нового
УПК РФ на милицию общественной безопасности
как орган дознания возлагается:
- дознание по уголовным
делам, по которым производство
предварительного следствия необязательно,
в порядке, установленном гл.32 кодекса;
- выполнение неотложных
следственных действий по уголовным
делам, по которым производство
предварительного следствия обязательно
– в порядке, установленном ст.
157 кодекса.
3. Полномочия в сфере
административно-юрисдикционной деятельности,
вытекающие из наделения подразделений
милиции общественной безопасности
правами в части применения
мер административного принуждения
и производства по делам об
административных правонарушениях.
Заключение
Завершая разноаспектную характеристику
самого мобильного и многочисленного
структурного подразделения правоохранительных
органов России – милиции, ее структуры,
задач, принципов и направлений деятельности,
истории возникновения, развития и неоднократных
реорганизаций, можно сделать следующие
важные выводы.
1. Современный свой вид российская
милиция приобрела далеко не
сразу, хотя дату ее образования
принято соотносить со временем
возникновения Советского государства.
В период с Февральской до
Октябрьской революций 1917 г. функции
охраны общественного порядка
были возложены на милицию
Временного правительства, при этом
большевики делали все возможное,
чтобы превратить ее в резерв
революционных сил. Датой образования
советской милиции считается 10 ноября
1917 г., когда НКВД издал постановление
«О рабочей милиции». Оно не
предусматривало каких-либо конкретных
организационных форм милицейского
аппарата, кроме того отсутствовал
штат постоянных профессиональных
работников. Эти недостатки были
устранены после вступления в
силу Положения ВЦИК и СНК
РСФСР «О советской рабоче-крестьянской
милиции» от 10 июня 1920 г.
2. В трудные для нашей страны
годы гражданской и Великой
отечественной войны многие сотрудники
милиции героически сражались
на фронтах. Те же, кто не был
призван в армию, работал за
себя и за товарищей, ушедших
на фронт. В годы лихолетья
многократно возросли задачи
милиции. Ей надлежало бороться
с дезертирством и мародерством;
пресекать факты паникерства
и саботажа; выявлять провокаторов;
бороться с хищениями на транспорте;
находить и обезвреживать убийц,
грабителей, лиц, занимающихся разбоями,
кражами из квартир, хозяева которых
находились в эвакуации; заниматься
розыском лиц, пропавших без вести
и выполнять огромные объемы
другой работы. В подавляющем
большинстве случаев сотрудники
милиции успешно с ней справлялись.
3. Процесс реорганизации коснулся и самой
милиции, и ее министерства. Он завершился
принятием в 1991 г. Закона РСФСР «О милиции»,
который определил законодательную основу,
правовой статус, основные задачи, права
и обязанности милиции. Изменилась и структура
МВД, теперь она включала Центральный
аппарат, службы криминальной милиции
и милиции общественной безопасности
и целый ряд других подразделений. Функции
криминальной милиции сводились к противодействию
преступности, розыску и взаимодействию
с другими милицейскими структурами. При
этом криминальная милиция была выведена
из подчинения региональных и местных
органов власти. Милиции общественной
безопасности было предписано решать
задачи по обеспечению личной безопасности
граждан; охране общественного порядка
и обеспечению общественной безопасности;
предупреждению и пресечению преступлений
и административных правонарушений. Она
создавалась как самая многочисленная
служба в системе органов внутренних дел,
более тесно контактирующая с городским
и сельским населением страны.
4. В целом, милиция обеспечивает решение
возложенных на нее правоохранительных
задач. Это выражается в сокращении количества
тяжких и особо тяжких преступлений; противодействии
преступным проявлениям на всех территориальных
и иерархических уровнях; пресечении деятельности
преступных групп; осуществлении специальных
оперативно-профилактических мероприятий
и многом другом. По большому счету милиции
удается держать под контролем оперативную
обстановку в стране.
Список литературы
1. Конституция
Российской Федерации (с изм. от 10.02.1996
г). – СПб, 2000.