Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 14:46, контрольная работа
Деятельность государственных органов в целом охватывает различные сферы жизни общества. К ним, в частности, относится решение вопросов государственной внутренней и внешней политики, развития экономики, благосостояния населения, создания условий для поддержания обороноспособности, развития науки, культуры, образования, обеспечения правопорядка, охраны государственной и общественной безопасности страны, а также выполнение других важных функций.
Кафедра профессиональной педагогики
Деятельность государственных органов в целом охватывает различные сферы жизни общества. К ним, в частности, относится решение вопросов государственной внутренней и внешней политики, развития экономики, благосостояния населения, создания условий для поддержания обороноспособности, развития науки, культуры, образования, обеспечения правопорядка, охраны государственной и общественной безопасности страны, а также выполнение других важных функций.
Центральное место в осуществлении правоохранительной деятельности, т.е. непосредственной охраны законности и правопорядка, государственной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, отведено правоохранительным органам, которые специально занимаются решением таких в опросов. Это те органы, которые созданы в основном или главным образом для осуществления правоохранительной деятельности.
Нет исчерпывающей формулировки понятия «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы» и в указах Президента РФ. Так, в Положении «О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью», утвержденном Указом Президента от 18 апреля 1995 г.[1] , речь идет о координации деятельности органов внутренних дел , органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента от 17 декабря 1997 г. № 1300, используется, например, фраза «правоохранительная и иные сферы государственной деятельности».
Словосочетания «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы» можно встретить в различных документах ненормативного характера. Например, в федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью говорится о правоохранительной деятельности, о правоохранительной системе, о взаимодействии правоохранительных органов. Эти понятия применяются и в других документах для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.
Определение понятия правоохранительной деятельности отсутствует и в юридических и толковых словарях. В них, в основном, ведется речь о правоохранительных органах. Например, в Советском энциклопедическом словаре к правоохранительным органам отнесены государственные органы, основной или специальной функцией которых является охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями[2] . В Большом юридическом словаре дается следующее определение правоохранительных органов: это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К правоохранительным органам относятся суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы контрразведки, таможенные органы, органы налоговой полиции, юстиции. В широком, смысле, — говорится в нем далее, — понятие «правоохранительные органы» включает также ряд негосударственных институтов: адвокатуру, третейский суд и др. 3
В литературе по вопросу о том, какие органы относятся к правоохранительным, и что следует относить к правоохранительной деятельности, существуют различные точки зрения. В свое время И.С. Самощенко писал, что правоохранительная деятельность — это «деятельность по охране предписаний и норм советского права от каких бы то ни было нарушений»[4] . В русском языке слово «охранять» означает «оберегать, стеречь». В практической же работе правоохранительные структуры реализуют свои полномочия чаще всего тогда, когда право уже нарушено. Можно согласиться с А. Тарасовым[5] , который полагает, что соответствующие государственные органы необходимо рассматривать в качестве правоохранительных на том основании, что они осуществляют охранительную деятельность при помощи правовых средств.
Характеризуя понятие «правоохранительная деятельность», важно иметь в виду, что в него нередко вкладывается различное содержание. Так, для одних специалистов-практиков данная деятельность — это то, что делается компетентными государственными органами в сфере борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. В данном случае ставится знак равенства между понятием правоохранительной деятельности и понятием борьбы с преступностью, правонарушениями. Для других — это обеспечение общественного порядка в общественных местах, на улицах, контроль над правильным проведением массовых мероприятий и т.д. Данные подходы нельзя признать правильными, поскольку они (каждый в отдельности) существенно сужают суть рассматриваемого нами вида деятельности. В целом сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка.
Итак, среди ученых существуют разные определения понятия правоохранительной деятельности. Наиболее часто встречающееся из них — это деятельность правоохранительных органов, суда, прокуратуры, направленная на поддержание законности и порядка и в первую очередь на борьбу с преступностью. Названная деятельность регулирует поведение людей и организаций. В целом правоохранительная деятельность гораздо более многоаспектна. Она включает в себя охрану любых законных прав и интересов граждан, государства, общественных организаций во всех сферах жизни общества.
В 1917 г. после Февральской революции в России началось строительство государства нового типа. Этот противоречивый и сложный процесс затронул все сферы жизни государства, включая и создание правоохранительных органов.
Во время Февральской революции полиция встала на защиту династии Романовых, поэтому Временное правительство было вынуждено издать 6 марта 1917 г. постановление о ликвидации корпуса жандармов, а 10 марта – об упразднении департамента полиции. Была провозглашена замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным муниципальным органам.
Правовые основы организации и деятельности милиции Временного правительства определялись в постановлении «Об учреждении милиции» 17 апреля 1917 г. В нем отмечалось, что создаваемая милиция подчиняется органам местного самоуправления, отличаясь тем самым от царской полиции по своей структуре и сущности. По замыслу создателей она должна была осуществлять только функции охраны общественного порядка. Начальник милиции назначался и увольнялся городской или уездной земской управой. Министру внутренних дел принадлежало общее руководство деятельностью милиции, издание инструкций и наказов для нее, а также производство ревизий.
Еще при выработке постановления «Об учреждении милиции» созданная для этих целей комиссия испытывала затруднения в связи с термином «милиция». Предлагалось назвать правоохранительные органы «общественной полицией» или «гражданской стражей». Однако большинством голосов комиссия решила сохранить термин «милиция» , аргументируя свой выбор тем, что зарождение милиции как органа службы общественного порядка было связано с Парижской коммуной.
Единства не было не только в названии, но и в структуре, функциях и управлении всех органов милиции. Политическая, экономическая и социальная нестабильность в стране сказывались и на ухудшении правопорядка. После Февральской революции преступность в стране приняла невиданный размах. Одной из причин явился Указ Временного правительства от 18 марта 1917 г. «Об амнистии для уголовных преступников». Только в Москве по этому указу было освобождено более 3 тыс. опасных уголовных преступников. Выпущенные из тюрем уголовные элементы в Петрограде, Москве и других городах громили отделения сыскной полиции, уничтожали регистрационные материалы, ведомости о судимости и т.д.
В усложнившейся обстановке органы местного самоуправления не смогли создать действенную систему по охране общественного порядка и борьбе с преступностью: сказывалось отсутствия опыта и профессиональных кадров. Чтобы как-то поправить положение стали предприниматься шаги по усилению и централизации органов милиции. 15 июня 1917 г. Временное управление по делам общественной полиции МВД было переименовано в Главное управление по делам милиции (Главмилиция) и штат его сотрудников был увеличен в два раза. Однако какими-либо управленческими функциями Главное управление наделено не было.
Принятые Временным правительством меры, касающиеся организации и деятельности милиции, не учитывали реальной действительности и были оторваны от процессов, происходящих в стране. Поэтому старая полиция, ликвидированная революцией, и новая гражданская милиция не стали действенной опорой власти.
Началом упразднения аппарата милиции Временного правительства послужил II Всероссийский съезд Советов 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г., который юридически закрепил ликвидацию Временного правительства, его органов в центре и на местах. На основании декрета съезда Советов при ВЦИК был создан Совет Народных Комиссаров (СНК), объединивший и возглавивший 13 комиссариатов. На Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) были возложены важные функции, включая организацию охраны общественного порядка в стране.
28 октября (10 ноября) 1917 г. НКВД издал
постановление «О рабочей
«1. Все Советы Рабочих и Солдатских Депутатов учреждают рабочую милицию.
2. Рабочая милиция находится
всецело и исключительно в
ведении Совета Рабочих и
3. Военные и гражданские власти
обязаны содействовать
4. Настоящее постановление в вести в действие по телеграфу»
Что касается милиции Временного правительства, то ее ликвидация осуществлялась двумя способами: если сотрудники милиции занимали откровенно враждебную позицию по отношению к Советской власти, она упразднялась сразу, если же основная часть сотрудников оставалась лояльной к новой власти, то из милиции удалялись лишь те сотрудники, которые были враждебно настроены к ней. Советское правительство лишь 4 декабря 1917 г. ликвидировало Главное управление по делам милиции, а Петроградская милиция была распущена только в декабре 1917 г.
В вышеупомянутом постановлении не предусматривались какие-либо конкретные организационные формы милицейского аппарата. Повсеместно создавались различные вооруженные формирования трудящихся, которые охраняли революционный порядок: комитеты революционной охраны (г. Петроград), отряды порядка и охраны (Вологодская губерния), охранные дружины (Смоленская губерния). Большую помощь оказывали и отряды Красной гвардии. Иногда (как, например, в г. Кронштадте) вводилась милицейская повинность, которая однако не получила широкого распространения.
Характерной особенностью всех вооруженных формирований было, во-первых, отсутствие штата постоянных профессиональных работников, и, во-вторых, осуществление как военных функций, так и функций охраны общественного порядка.
Такое разнообразие органов революционной охраны НКВД не устраивало. Исторические условия, переживаемые нашей страной в то время, требовали создания регулярной армии, специального аппарата для борьбы с контрреволюцией, штатных государственных органов охраны общественного порядка.
В марте 1918 г. Народный комиссар внутренних дел Г.И. Петровский поставил в Совете Народных Комиссаров вопрос об организации советской милиции на штатных началах. После его детальной проработки 12 октября 1918 г. НКВД и НКЮ РСФСР утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции как штатного государственного органа охраны общественного порядка, согласно которой милиция являлась исполнительным органом Советской власти на местах, находившимся в двойном подчинении — местным Советам в лице отделов управления губисполкомов и НКВД РСФСР. Инструкция устанавливала добровольный принцип комплектования кадров милиции и регламентировала ее права и обязанности по предупреждению и пресечению преступлений.