Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 19:40, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе основным источником права является нормативно-правовой акт - продукт официальной
деятельности компетентных органов государства. Правовые предписания находятся под его защитой, а их реализация
обеспечивается материально- организационными (средствами государственной власти.
Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.
Что представляет собою теория государства и права?

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы12345.docx

— 54.80 Кб (Скачать файл)

совершении преступлений, уклоняющихся от

исполнения уголовного наказания и

административного ареста, военнослужащих,

подозреваемых в совершении преступления

или административного правонарушения до

передачи их военным патрулям. При

выполнении своих обязанностей сотрудники

милиции вправе беспрепятственно входить в

жилье и иные помещения граждан,

осматривать из при преследовании лиц,

подозреваемых в совершении преступления.

Это право м. б. использовано также при

наличии достаточно серьезных данных о том,

что в помещении и территориях совершено или

совершается преступление, произошел

несчастный случай а также для личной

безопасности граждан и общественной

безопасности при стихийных бедствиях,

катастрофах и т.п. Причем во всех случаях,

когда проникновение в жилище осуществлено

сотрудниками милиции против воли

проживающих в нем граждан милиция обязана

уведомить о совершенных ею действиях

прокурора в течение 24 часов. Для проезда к

месту стихийного бедствия, доставленная в

лечебные учреждения граждан нуждающихся в

срочной медицинской помощи, преследования

лиц совершивших преступления и т.п.,

милиция имеет право использовать

транспортные средства предприятий,

учреждений, граждан кроме транспорта,

принадлежащего дипломатическим,

консульским и иным представительствам

иностранных государств, международным

организациям и спецтранспорта. В

установленных законом случаях милиция

имеет право применять физическую силу, а

также специальные средства (резиновые

палки, слезоточивый газ, наручники,

светозвуковые средства отвлекающего

воздействия, средства разрушения преград,

принудительной остановки транспорта,

водометы и бронемашины, специальные

окрашивающие средства, служебные собаки) .

Особое место занимает право сотрудников

милиции применять огнестрельное оружие.

Это право используется сотрудниками

милиции для защиты граждан от нападения

опасного для их жизни или здоровья, в случае

отражения нападения на сотрудника милиции,

когда его жизнь или здоровье подвергаются

реальной опасности для освобождения

заложников, для пресечения побега из-под

стражи и в других случаях, строго оговоренных

в законе РСФСР “О милиции” .

   Судебная власть, место  и роль в сист.

ПО органов.

   В различные периоды  развития России 

к концепции разделения властей относились

по-разному, но лишь с принятием конституции

12 дек. 1993 г. было закреплено, что 

государственная власть в РФ осущ. на основе

разделения на законодательную,

исполнительную и судебную. Они

самостоятельны. Из этого положения =>, что

судебная власть — одно из проявлений

государственной власти в целом. Субъектом

осущ. ее явл. не любой орган гос. власти, а

лишь суд, кот. обладает присущими только ему

возможностями и особенностями воздействия

на поведение людей, а через это на процессы

происх. в обществе. С учетом этого судебную

власть можно опр. как реализуемые

занимающими особое положение в гос.

аппарате органами, возможностями и

способностями воздействия на поведение

людей и соц. процессы. Кроме того суду

можно приписать ряд других действий, в том

числе, что данная власть может

реализовываться только сециально

создаваемыми гос. учреждениями, т.е. судами.

Кроме того у этих органов д. б. свои присущие

только им способности и возможности

воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и

взаимозависимы.

   К осн. полномочиям  суда относятся 

понятия правосудия, его может осущ. только

суд и никакой др. орган. Это специфич.

судебные полномочия. Сюда включ. и ряд др.

моментов:

   1. Конституционный  контроль.

   2. Контроль за законностью  и 

обоснованностью решений и действиями гос.

органов и должностных лиц.

   3. Обеспечение исполнения  приговоров,

иных судебных решений, некоторых др.

органов.

   4. Разбирательство  и разрешение дел об 

административных правонарушениях,

подведомственных судам.

   5. Разъяснение действующего 

законодательства на осн. данных судебной

практики.

   6. Участие в формировании  судейного 

корпуса и содействии органам судейного

сообщества.

   Правосудие явл. одним  из направлений 

гос. деятельности, именуется также

правоохранительной. Оно относится к числу

важнейших полномочий судебной власти и в

сист. ПО деятельности и в составе полномочий

судебной власти оно занимает центральное

место. Правосудию принадлежит решающее

слово при признании конкретного лица

виновным в совершении преступления и

назначении ему меры наказания либо иного

опр. в законе воздействия. Такое же слово

принадлежит ему и при опр. правовых

последствий вытекающих из рассмотрения

споров между гражданами, связанных с

реализацией трудовых, семейных, жилищных и

др. имущественных и неимущественных прав.

   Судебная система, ее структура, этапы 

развития, полномочия, осн. права и

обязанности

   Судебное решение  принимается в 

процессе осуществления правосудия в

соответствии с законодательством наделяются

особыми свойствами. Одно из них — общая

обязательность. Это означает, что вступившие

в законную силу приговоры, определения

вынесенные судом явл. обязательными для

всех государственных и общественных

организаций, должностных лиц и граждан.

Неисполнение судебного решения или

воспрепятствование исполнению может

повлечь различного рода санкции в отношении

тех, кто виновен в этом. Сущность правосудия

кроме того заключается в том, что будучи

ведущим направлением правоохранительной

деятельности явл. принятием

общеобязательных решений по кардинальным

вопросам. По действующему законодательству

этот вид государственной деятельности

осуществляется конкретным способом.

Правосудие может осуществляется следующим

путем:

   1. Рассмотрение решения  в судебных 

заседаниях гражданских дел по спорам,

затрагивающим права и интересы граждан,

предприятий и организаций.

   2. Рассмотрение в  судебных заседаниях 

уголовных дел и применение установленных

законом мер наказания к лицам виновным в

совершении преступления. Данное положение

означает, что правосудие — это

разбирательство 2-х категорий дел,

гражданских и уголовных. Существует еще

одна категория дел — дела об

административных правонарушениях.

Ответственность за эти правонарушения

устанавливается административным

законодательством. (Кодекс об

административных правонарушениях.

   Меры взыскания, кот. могут быть 

назначены лицу виновному в таких

правонарушения обычно значительно менее

строги, чем те, кот. применяются в отношении

преступников. Эти взыскания налагаются

начальниками отделов милиции, судьями и

рядом других должностных лиц.

   Другим значительным  признаком 

правосудия явл. то, что данный вид

государственной деятельности может

осуществляться с соблюдением особого

порядка, кот. детально регламентируется

законами. Закон подчеркивает, что

рассмотрение и разрешение гражданских и

уголовных дел должно происходить в судебных

заседаниях, а это означает, что

разбирательство дела и принятие по нему

решения либо вынесение приговора возможно

лишь при соблюдении гражданско-

процессуального, арбитражно-

процессуального и уголовно-процессуального

законодательства. Все процессуальные

предписания направлены на установление

истины и принятие законного обоснованного и

справедливого решения. К отличительным

признакам правосудия относится также то, что

оно может осуществляться только особым

органом, т.е. судом.

   Под судебной системой => понимать 

совокупность судов, построенную в соответств.

с их компетенцией и поставленной перед ними

задачей и целями. Основным нормативным

документом определяющим в общих чертах

судебную систему РФ является конституция

РФ.

   Ст. 118: “Правосудие  РФ 

осуществляется только судом и судебная

система устанавливается конституцией и

федеральным конституционным законом.

Создание чрезвычайных судов не допускается.”

125-127 КРФ определяют место, занимаемое 

верховным судом и подчиненными ему судами.

В них же определен статус Конституционного

суда РФ и сформулированы основные задачи и

цели как судебного органа. Ему не подчинены

никакие суды. Кроме КРФ деятельность этих

судов регламентируется законом “О

судоустройстве” , “Об арбитражном суде” и

положением о военных трибуналах. Отсюда =>

выводы: 1)         Правосудие должно

осуществляться только судебными органами,

уполномоченными на это; 2)         Всю

совокупность судов можно сгруппировать в 3

подсистемы: Конституционный суд РФ,

Верховный суд РФ и суды общей юрисдикции,

Высший арбитражный суд и поднадзорные ему

суды. Наиб. к-во судов входит во 2-й блок, в

него входят краевые, областные и городские,

районные суды.

   Звеном судебной  системы считаются 

суды, наделенные однородным полномочием.

   Судом 1 инстанции  наз. суд,

уполномоченный принимать решение по

существу тех вопросов, которые явл.

основными для данного дела. 2 инстанции

(кассационным) наз. суд призванный 

проверять обоснованность не вступивших в

законную силу решений и приговоров.

   Хар-ки и понятия  прокурорского 

надзора, как вида ПО деятельности

   В соотв. с конституцией  РФ 

прокуратура составляет единую

централизованную сист. с подчинением

нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Генеральный прокурор РФ назначается на

должность и освобождается от нее советом

федерации по представлению президента.

Прокуроры субъектов РФ назначаются

генеральным прокурором РФ по согласованию

с ее субъектами. Все иные прокуроры

назначаются генеральным прокурором РФ. В

соотв. с федеральным законом РФ о

прокуратуре РФ, прокурор осущ. надзор за

исполнением действующего на ее территории

законов. Цель прокурорской деятельности явл.

обеспечение верховенства з-на. В этих целях

прокуратура РФ осущ. надзор за

министерствами, ведомствами,

представительными и исполнительными

органами РФ.

   С этой целью  прокуратура осущ. надзор 

за соблюдением прав. и свобод человека и

гражданина. Надзор за исполнением законов

органами осущ. розыск, дознание и предв.

следствие. Надзор за исполнением законов

администрациями органов и учреждений

исполняющими наказание. Кроме того органы

прокуратуры осуществляют уголовное

преследование в соотв. с полномочиями

установленными уголовно-процессуальным

законодательством прокуроры участвуют в

рассмотрении дел судами, опротестовывают

противоречащие закону решения, приговоры,

постановления судов. Деятельность

прокуратуры строится на принципах

централизации и единства. Единство и

централизация органов прокуратуры, сост. в

том, что эти органы представл. собой единую

сист. возглавляемую генеральным прокурором

РФ. Этот принцип означает единство целей и

задач. Принципы единства опр. то положение,

на кот. вышестоящий прокурор, вправе

передать свои полномочия нижестоящему

прокурору, а также принять на себя

полномочия нижестоящих прокуроров.

Принцип независимости прокуратуры означает

осуществление надзора за правильным и

единообразным применением законов

несмотря ни на какие местные различия и

вопреки каким-либо местным влияниям.

Прокуроры и следственные органы

прокуратуры не м. б. избраны в какие-либо

выборные или иные органы относящиеся к

органам гос. власти и местного

самоуправления. Прокурорские работники не

могут явл. членами обществ. объединений

преследующих политические цели.

Осуществляя свою деятельность, прокуратура

не может подменять органы госуд. и

хозяйственного управления и не вмешивается в

оперативно-хоз. деятельность. Полномочия

прокурора осуществлять надзор делятся на 2

части: полномочия по выявлению нарушений

закона и полномочия направленные на

устранение выявленных нарушений.. Прокурор

при осущ. возложенных на него ф-ций вправе

по предъявлению служебного удостоверения,

беспрепятственно входить на территорию и в

помещения министерств и ведомств, иметь

доступ к документам и материалам, требовать

от руководителей представления различных

документов, проведения проверок и ревизий,

выделение специалистов для решения

возникших вопросов. Если факт нарушения

будет установлен, то прокурор вправе

освободить своим постановлением лиц

незаконно подвергнутых административному

задержанию принести протест на

противоречащие з-ну акты. Возбудить

уголовное дело, обратиться в суд за защитой

прав и охраняемых законом интересов

граждан, общества и гос-ва.

   В соотв. со ст. 211 УПК РСФСР, на 

органы прокуратуры возлагаются:

   1. Возбуждение уголовных  дел по 

материалам и иным сведениям о совершенных

преступлениях.

   2. Отмена незаконных  и 

необоснованных постановлений следователя и

Информация о работе Правоохранительные органы