Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 19:40, контрольная работа
В современном обществе основным источником права является нормативно-правовой акт - продукт официальной
деятельности компетентных органов государства. Правовые предписания находятся под его защитой, а их реализация
обеспечивается материально- организационными (средствами государственной власти.
Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.
Что представляет собою теория государства и права?
совершении преступлений, уклоняющихся от
исполнения уголовного наказания и
административного ареста, военнослужащих,
подозреваемых в совершении преступления
или административного правонарушения до
передачи их военным патрулям. При
выполнении своих обязанностей сотрудники
милиции вправе беспрепятственно входить в
жилье и иные помещения граждан,
осматривать из при преследовании лиц,
подозреваемых в совершении преступления.
Это право м. б. использовано также при
наличии достаточно серьезных данных о том,
что в помещении и территориях совершено или
совершается преступление, произошел
несчастный случай а также для личной
безопасности граждан и общественной
безопасности при стихийных бедствиях,
катастрофах и т.п. Причем во всех случаях,
когда проникновение в жилище осуществлено
сотрудниками милиции против воли
проживающих в нем граждан милиция обязана
уведомить о совершенных ею действиях
прокурора в течение 24 часов. Для проезда к
месту стихийного бедствия, доставленная в
лечебные учреждения граждан нуждающихся в
срочной медицинской помощи, преследования
лиц совершивших преступления и т.п.,
милиция имеет право использовать
транспортные средства предприятий,
учреждений, граждан кроме транспорта,
принадлежащего дипломатическим,
консульским и иным представительствам
иностранных государств, международным
организациям и спецтранспорта. В
установленных законом случаях милиция
имеет право применять физическую силу, а
также специальные средства (резиновые
палки, слезоточивый газ, наручники,
светозвуковые средства отвлекающего
воздействия, средства разрушения преград,
принудительной остановки транспорта,
водометы и бронемашины, специальные
окрашивающие средства, служебные собаки) .
Особое место занимает право сотрудников
милиции применять огнестрельное оружие.
Это право используется сотрудниками
милиции для защиты граждан от нападения
опасного для их жизни или здоровья, в случае
отражения нападения на сотрудника милиции,
когда его жизнь или здоровье подвергаются
реальной опасности для освобождения
заложников, для пресечения побега из-под
стражи и в других случаях, строго оговоренных
в законе РСФСР “О милиции” .
Судебная власть, место и роль в сист.
ПО органов.
В различные периоды развития России
к концепции разделения властей относились
по-разному, но лишь с принятием конституции
12 дек. 1993 г. было закреплено, что
государственная власть в РФ осущ. на основе
разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Они
самостоятельны. Из этого положения =>, что
судебная власть — одно из проявлений
государственной власти в целом. Субъектом
осущ. ее явл. не любой орган гос. власти, а
лишь суд, кот. обладает присущими только ему
возможностями и особенностями воздействия
на поведение людей, а через это на процессы
происх. в обществе. С учетом этого судебную
власть можно опр. как реализуемые
занимающими особое положение в гос.
аппарате органами, возможностями и
способностями воздействия на поведение
людей и соц. процессы. Кроме того суду
можно приписать ряд других действий, в том
числе, что данная власть может
реализовываться только сециально
создаваемыми гос. учреждениями, т.е. судами.
Кроме того у этих органов д. б. свои присущие
только им способности и возможности
воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и
взаимозависимы.
К осн. полномочиям суда относятся
понятия правосудия, его может осущ. только
суд и никакой др. орган. Это специфич.
судебные полномочия. Сюда включ. и ряд др.
моментов:
1. Конституционный контроль.
2. Контроль за законностью и
обоснованностью решений и действиями гос.
органов и должностных лиц.
3. Обеспечение исполнения приговоров,
иных судебных решений, некоторых др.
органов.
4. Разбирательство и разрешение дел об
административных правонарушениях,
подведомственных судам.
5. Разъяснение действующего
законодательства на осн. данных судебной
практики.
6. Участие в формировании судейного
корпуса и содействии органам судейного
сообщества.
Правосудие явл. одним из направлений
гос. деятельности, именуется также
правоохранительной. Оно относится к числу
важнейших полномочий судебной власти и в
сист. ПО деятельности и в составе полномочий
судебной власти оно занимает центральное
место. Правосудию принадлежит решающее
слово при признании конкретного лица
виновным в совершении преступления и
назначении ему меры наказания либо иного
опр. в законе воздействия. Такое же слово
принадлежит ему и при опр. правовых
последствий вытекающих из рассмотрения
споров между гражданами, связанных с
реализацией трудовых, семейных, жилищных и
др. имущественных и неимущественных прав.
Судебная система, ее структура, этапы
развития, полномочия, осн. права и
обязанности
Судебное решение принимается в
процессе осуществления правосудия в
соответствии с законодательством наделяются
особыми свойствами. Одно из них — общая
обязательность. Это означает, что вступившие
в законную силу приговоры, определения
вынесенные судом явл. обязательными для
всех государственных и общественных
организаций, должностных лиц и граждан.
Неисполнение судебного решения или
воспрепятствование исполнению может
повлечь различного рода санкции в отношении
тех, кто виновен в этом. Сущность правосудия
кроме того заключается в том, что будучи
ведущим направлением правоохранительной
деятельности явл. принятием
общеобязательных решений по кардинальным
вопросам. По действующему законодательству
этот вид государственной деятельности
осуществляется конкретным способом.
Правосудие может осуществляется следующим
путем:
1. Рассмотрение решения в судебных
заседаниях гражданских дел по спорам,
затрагивающим права и интересы граждан,
предприятий и организаций.
2. Рассмотрение в судебных заседаниях
уголовных дел и применение установленных
законом мер наказания к лицам виновным в
совершении преступления. Данное положение
означает, что правосудие — это
разбирательство 2-х категорий дел,
гражданских и уголовных. Существует еще
одна категория дел — дела об
административных правонарушениях.
Ответственность за эти правонарушения
устанавливается административным
законодательством. (Кодекс об
административных правонарушениях.
Меры взыскания, кот. могут быть
назначены лицу виновному в таких
правонарушения обычно значительно менее
строги, чем те, кот. применяются в отношении
преступников. Эти взыскания налагаются
начальниками отделов милиции, судьями и
рядом других должностных лиц.
Другим значительным признаком
правосудия явл. то, что данный вид
государственной деятельности может
осуществляться с соблюдением особого
порядка, кот. детально регламентируется
законами. Закон подчеркивает, что
рассмотрение и разрешение гражданских и
уголовных дел должно происходить в судебных
заседаниях, а это означает, что
разбирательство дела и принятие по нему
решения либо вынесение приговора возможно
лишь при соблюдении гражданско-
процессуального, арбитражно-
процессуального и уголовно-процессуального
законодательства. Все процессуальные
предписания направлены на установление
истины и принятие законного обоснованного и
справедливого решения. К отличительным
признакам правосудия относится также то, что
оно может осуществляться только особым
органом, т.е. судом.
Под судебной системой => понимать
совокупность судов, построенную в соответств.
с их компетенцией и поставленной перед ними
задачей и целями. Основным нормативным
документом определяющим в общих чертах
судебную систему РФ является конституция
РФ.
Ст. 118: “Правосудие РФ
осуществляется только судом и судебная
система устанавливается конституцией и
федеральным конституционным законом.
Создание чрезвычайных судов не допускается.”
125-127 КРФ определяют место, занимаемое
верховным судом и подчиненными ему судами.
В них же определен статус Конституционного
суда РФ и сформулированы основные задачи и
цели как судебного органа. Ему не подчинены
никакие суды. Кроме КРФ деятельность этих
судов регламентируется законом “О
судоустройстве” , “Об арбитражном суде” и
положением о военных трибуналах. Отсюда =>
выводы: 1) Правосудие должно
осуществляться только судебными органами,
уполномоченными на это; 2) Всю
совокупность судов можно сгруппировать в 3
подсистемы: Конституционный суд РФ,
Верховный суд РФ и суды общей юрисдикции,
Высший арбитражный суд и поднадзорные ему
суды. Наиб. к-во судов входит во 2-й блок, в
него входят краевые, областные и городские,
районные суды.
Звеном судебной системы считаются
суды, наделенные однородным полномочием.
Судом 1 инстанции наз. суд,
уполномоченный принимать решение по
существу тех вопросов, которые явл.
основными для данного дела. 2 инстанции
(кассационным) наз. суд призванный
проверять обоснованность не вступивших в
законную силу решений и приговоров.
Хар-ки и понятия прокурорского
надзора, как вида ПО деятельности
В соотв. с конституцией РФ
прокуратура составляет единую
централизованную сист. с подчинением
нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Генеральный прокурор РФ назначается на
должность и освобождается от нее советом
федерации по представлению президента.
Прокуроры субъектов РФ назначаются
генеральным прокурором РФ по согласованию
с ее субъектами. Все иные прокуроры
назначаются генеральным прокурором РФ. В
соотв. с федеральным законом РФ о
прокуратуре РФ, прокурор осущ. надзор за
исполнением действующего на ее территории
законов. Цель прокурорской деятельности явл.
обеспечение верховенства з-на. В этих целях
прокуратура РФ осущ. надзор за
министерствами, ведомствами,
представительными и исполнительными
органами РФ.
С этой целью прокуратура осущ. надзор
за соблюдением прав. и свобод человека и
гражданина. Надзор за исполнением законов
органами осущ. розыск, дознание и предв.
следствие. Надзор за исполнением законов
администрациями органов и учреждений
исполняющими наказание. Кроме того органы
прокуратуры осуществляют уголовное
преследование в соотв. с полномочиями
установленными уголовно-процессуальным
законодательством прокуроры участвуют в
рассмотрении дел судами, опротестовывают
противоречащие закону решения, приговоры,
постановления судов. Деятельность
прокуратуры строится на принципах
централизации и единства. Единство и
централизация органов прокуратуры, сост. в
том, что эти органы представл. собой единую
сист. возглавляемую генеральным прокурором
РФ. Этот принцип означает единство целей и
задач. Принципы единства опр. то положение,
на кот. вышестоящий прокурор, вправе
передать свои полномочия нижестоящему
прокурору, а также принять на себя
полномочия нижестоящих прокуроров.
Принцип независимости прокуратуры означает
осуществление надзора за правильным и
единообразным применением законов
несмотря ни на какие местные различия и
вопреки каким-либо местным влияниям.
Прокуроры и следственные органы
прокуратуры не м. б. избраны в какие-либо
выборные или иные органы относящиеся к
органам гос. власти и местного
самоуправления. Прокурорские работники не
могут явл. членами обществ. объединений
преследующих политические цели.
Осуществляя свою деятельность, прокуратура
не может подменять органы госуд. и
хозяйственного управления и не вмешивается в
оперативно-хоз. деятельность. Полномочия
прокурора осуществлять надзор делятся на 2
части: полномочия по выявлению нарушений
закона и полномочия направленные на
устранение выявленных нарушений.. Прокурор
при осущ. возложенных на него ф-ций вправе
по предъявлению служебного удостоверения,
беспрепятственно входить на территорию и в
помещения министерств и ведомств, иметь
доступ к документам и материалам, требовать
от руководителей представления различных
документов, проведения проверок и ревизий,
выделение специалистов для решения
возникших вопросов. Если факт нарушения
будет установлен, то прокурор вправе
освободить своим постановлением лиц
незаконно подвергнутых административному
задержанию принести протест на
противоречащие з-ну акты. Возбудить
уголовное дело, обратиться в суд за защитой
прав и охраняемых законом интересов
граждан, общества и гос-ва.
В соотв. со ст. 211 УПК РСФСР, на
органы прокуратуры возлагаются:
1. Возбуждение уголовных дел по
материалам и иным сведениям о совершенных
преступлениях.
2. Отмена незаконных и
необоснованных постановлений следователя и