Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 19:40, контрольная работа
В современном обществе основным источником права является нормативно-правовой акт - продукт официальной
деятельности компетентных органов государства. Правовые предписания находятся под его защитой, а их реализация
обеспечивается материально- организационными (средствами государственной власти.
Право без государства беззащитно, а в современных условиях почти неосуществимо без его властного обеспечения.
Что представляет собою теория государства и права?
лиц произв. дознание.
3. Санкционирование срока
расследования и содержания под стражей лиц
подозреваемых в совершении преступления.
4. Надзор за исполнением законов в
местах содержания задержанных предв.
заключения и при исполнении уголовных
наказаний назначенных судом. Полномочия
прокуроров этих отраслях: Прокурор вправе в
любое время посещать учреждения и
организации, опрашивать лиц, изымать
материалы, освобождать лиц незаконно
содержащихся в ИВС, СИЗО и ИК.
Суд и прокуратура при рассмотрении и
разреш. уголовных и гражданских дел
руководствуется задачами вынесения
законного и обоснованного приговора.
Прокурор считается участником судебного
разбирательства. В уголовном процессе он
выступает в кач-ве гос. обвинителя. Участвуя в
судебном разбирательстве гражданских дел
прокурор способствует строгому соблюдению
материального законодательства и норм
гражданского судопроизводства. Важнейшим
полномочием прокурора, кот. он обладает в
независимости от того, участвовал он или нет
в рассмотрении конкретного угол. или гражд.
дела явл. принесение протеста на незаконное
или необоснованное решение суда.
Что первично - государство или право?
В наше время споры о том, что
первично, а что вторично: государство или
право, не имеют под собой ни научной, ни
практической почвы. Всем понятно, что право,
как явление общественной жизни, как мерило
свободы и справедливости в человеческих
отношениях, сформировалось гораздо раньше,
чем государство. С возникновением
государства право приобретает шаль новое
качество: оно становится правом, охраняемым
государством, его принудительной силой.
Право при этом не теряет своих объективных
признаков как регулятора общественных
отношений, но приобретает новые свойства,
порождаемые его неразрывной связью с
государством.
В современном обществе основным
источником права является нормативно-
правовой акт - продукт официальной
деятельности компетентных органов
государства. Правовые предписания находятся
под его защитой, а их реализация
обеспечивается материально-
организационными (средствами
государственной власти.
Право без государства беззащитно, а в
современных условиях почти неосуществимо
без его властного обеспечения.
Что представляет собою теория
государства и права? Это наука, которая
изучает государственные и правовые явления
общественной жизни.
Каждая наука имеет свой предает
исследования: строго определенный круг
изучаемых явлений и их закономерностей.
Предметом теории государства и оря”
являются основные общие закономерности
возникновения, функционирования и развития
государства и права. Данная наука изучает
причины происхождения государства и права,
их формы и типологию, основные
закономерности построения системы органов
государства и системы права, их
функциональное воздействие на общественную
жизнь.
Особенности предмета теории
государства и права как науки выражаются в
следующем:
1. Теория государства и права изучает
государственную и правовую надстройку в
целом. Она обобщает опыт государственного и
правового строительства в обществе на всех
этапах его развития.
2. Содержание предмета теории
государства и права составляют не любые, а
основные общие закономерности государства и
права, в которых проявляется их сущность и
социальное значение для всей общественной
жизни.
3. Предмет теории составляют
государство и право в их единстве. Почему и
государство, и право изучаются в рамках одной
науки? Потому, что они являются органически
взаимосвязанными между собой частями
надстройки общества и существовать
изолированно не могут. Государство издает и
охраняет нормы права, без его
правотворческой и властной Лености они не
могут приобрести официальную форму
регулятора общественных отношений. С фугой
стороны, в нормах права государство получает
свое юридическое оформление, его
деятельность осуществляется только на основе
правовых норм, законов, определяющих форму
государственного управления, структуру
государства, систему его органов, их задачу,
компетенцию, формы и методы их
государственной деятельности.
Сущность правового государства и его
основные черты
Представления о государстве как
организации, осуществляющей свою
деятельность на основе закона, начали
формироваться уже на ранних этапах развития
человеческой цивилизации. С идеей правового
государства связывались поиски более
совершенных и справедливых форм
общественной жизни. Мыслители античности
(Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель,
Полибий, Цицерон) пытались выявить связи и
взаимодействия между правом и
государственной властью, которые бы
обеспечивали гармоничное функционирование
общества той эпохи. Ученые древности
считали, что наиболее разумна и справедлива
лицо, та политическая форма общежития
людей, при которой закон общеобязателен как
для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая
право, одновременно, ограниченная им, по
мнению древних мыслителей, считается
справедливой государственностью. “Там, где
отсутствует власть закона, - писал Аристотель,
- нет места и (какой-либо) форме
государственного строя” . Цицерон говорил о
государстве как о эдеме народа” , как о
правовом общении и “общем правопорядке” .
Государственно-правовые институты Древней
Греции и Рима оказали заметное влияние на
становление и развитие более поздних
прогрессивных учений о правовом государстве.
Рост производительных сил, изменение
социальных и политических отношений в
обществе в эпоху перехода от феодализма к
капитализму порождают новые подходы к
государству и пониманию его роли в
организации общественных дел. Центральное
место в них занимают проблемы правовой
организации государственной жизни,
исключающей монополизацию власти в руках
одного лица или властного органа,
утверждающей равенство всех перед законом,
обеспечивающей индивидуальную свободу
посредством права.
Основные идеи мыслителей о
конституции правового государства
В период начавшегося разложения
феодализма идеи правовой государственности
с позиций историзма изложили прогрессивные
мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж.
Боден. В своей теории Макиавелли на основе
многовекового опыта существования
государств прошлого и настоящего предпринял
попытку объяснить принципы политики,
осмыслить движущие силы развития
политической жизни с тем, чтобы набросать
контуры идеального государства, наилучшим
образом отвечающего потребностям его
времени. Цепь государства он видел в
возможности свободного пользования
имуществом и обеспечении безопасности для
каждого. При рассмотрении вопроса о
государственных формах предпочтение
отдавалось республике, поскольку именно
республика в большей мере отвечает
требованиям равенства и свободы. Боден
определяет государство как правовое
управление многими семействами и тем, что
им принадлежит. Задача государства состоит в
том, чтобы обеспечить права и свободы.
В период ранних буржуазных
революций в разработке концепции правовой
государственности значительный вклад внесли
прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б.
Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, III. Монтескье, Д.
Дидро, П. Гольем, Т. Джефферсон и другие.
Отметим наиболее важные положения их
учений о правовом государстве.
Г р о ц и й был первым выдающимся
корешком школы естественного права.
Согласно его теории существует право
естественное и право волеустановленное.
Источником естественного права является
природа человека, человеческий разум. К
предписаниям естественного права он относит
воздержание от чужого имущества,
обязанности соблюдения обещаний,
возмещение виновного ущерба, а также
“воздаяние” людям заслуженного Наказания.
Волеустановительное право, исходящее от
государства, должно всецело соответствовать
принципам естественного права. Правовые
институты феодализма объявлялись Гроцием
противоречащими природе человека, поэтому
выдвигалось требование нового права,
“отвечающего законам разума” . Целью
государства он считал охрану частной
собственности посредством таких
правоустановлений, которые обеспечивали бы
каждому человеку свободное пользование
своим достоянием с согласия всех.
Источником любой формы государства,
согласно Грацию, являйся общественный
договор, поэтому при создании государства
народ может избрать любую форму правления,
но, избрав ее, народ обязан повиноваться
правителям. Изменение формы
государственного правления возможно лишь с
согласия обеих сторон, заключивших
общественный договор.
С п и н о з а одним из первых дал
теоретическое обоснование демократического
государства, которое, будучи, связано
законами, обеспечивает действительные права
и свободы человека. Он утверждал, что
государство могущественно только тогда,
когда оно гарантирует каждому гражданину не
только сохранение жизни, но и удовлетворение
его интересов, и предостерегал правителей от
посягательств на собственность, безопасность,
честь, свободу и иные блага подданных.
Г о б б с, защитник абсолютной
монархии в Англии, разработал ряд
прогрессивных положений о господстве права
в общественной жизни, которые впоследствии
были развиты революционными буржуазными
мыслителями. К их числу относятся
обоснование формального равенства перед
законом, незыблемость договоров. Гоббс
отстаивал понимание свободы человека как
права делать все то, что не запрещено законом,
и тем самым заложил теоретические основы
наиболее эффективного принципа правового
регулирования общественных отношений.
Л о к к, по словам Маркса, был
классическим выразителем правовых
представлений буржуазного общества в
противоположность феодальному.
Государство, которое создается дня охраны
естественных прав человека, подчеркивал
Локк, устанавливает законы для устройства и
учреждения собственности, а также использует
общественные силы для исполнения этих
законов и для защиты от внешних нападений.
В таком государстве господствует закон,
обеспечивающий естественные
неотчуждаемые права собственности,
индивидуальной свободы и равенства. Свобода
людей в условиях правового государства, писал
Локк, состоит “в незыблемом для всех
правиле, установленном законодательной
властью, суть которого выражается в свободе
следовать собственному желанию во всех
случаях, когда это не запрещает закон, и не
быть зависимым от постоянной,
неопределенной, неизвестной самовластной
воли каждого человека” .
М о н т е с к ь е установление правовой
государственности объяснял необходимостью
политической свободы в гражданском
обществе. Идея политической свободы связана
у него с идей гражданской свободы, которая
заключается в безопасности граждан
государства. Для предотвращения
злоупотреблений властью необходимо строгое
соблюдение законов всеми. “Свобода есть
право делать все, что дозволено законами.
Если бы. гражданин мог делать то, что этими
законами запрещается, то у него не было бы
свободы, так как то же самое могли бы делать
и прочие граждане” . Политическая свобода у
Монтеаскье означает установление законности
и безопасности. А достигается это путем
разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную, сосредоточенных
в различных органах и взаимно
ограничивающих и уравновешивающих друг
друга. Эта идея является одной из важнейших в
его политико-правовой теории. В
последующем она нашла практическое
воплощение в государственном строительстве
большинства цивилизованных стран.
Джефферсон, автор "Декларации
независимости Соединенных Штатов
Америки", практически воплощает идеи
правового государства на американском
континенте. С позиции теории общественного
договора и естественных неотчуждаемых прав
человека он подвергает критике
монархическую форму правления и отстаивает
принцип народного суверенитета. Декларация
Джефферсона торжественно провозглашает,
что существуют неотчуждаемые права
человека, для обеспечения которых создается
государство. Путем включения в Декларацию
естественные права человека превратились в
субъективные права отдельных индивидов по
отношению к государству как к целому. Для
официальной государственной доктрины это
было совершенно новое положение, так как
прежде считалось, что правами людей
наделяет государство. Значительный вклад в
разработку основополагающих элементов