Правопорядок в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке теоретико-методологических оснований для анализа и выявления основных тенденций динамики правопорядка в современном российском обществе.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие «правопорядок» и его признаки;
- сопоставить такие понятия как правопорядок, общественный порядок, законность и демократия;
- разобрать состояние правопорядка на международной арене;
- выявить состояние правопорядка в современной России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и принципы правопорядка…………………………………..6
1.1. Понятие и классификация правопорядка…………………………...6
1.2. Принципы правопорядка……………………………………………15
Глава 2. Соотношение законности, демократии, общественного и
правового порядка………………………………………………………………18
2.1. Соотношение правового и общественного порядка………………18
2.2. Соотношение правопорядка, законности и демократии………….21
Глава 3. Международный правовой порядок…………………………………27
Глава 4. Правопорядок в современной России……………………………….29
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список……………………………………………………35

Файлы: 1 файл

правопорядок в российском обществе.docx

— 70.98 Кб (Скачать файл)

Наиболее  важными чертами правопорядка являются:

- правопорядок  является результатом действия  права и законности;

- предусмотрен нормами и принципами права;

- возникает  в результате реализации правовых  норм;

- юридически  оформляет упорядоченность общественных  отношений;

- носит  объективный характер;

- обеспечивается, охраняется государством.

К основным элементам правопорядка относятся:

- право  и законность;

- правомерное  поведение;

- участники  правоотношений, наделенные субъективными  правами и юридическими обязанностями.

Порядок составляет реальную основу современной  цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие «здоровье» всего общественного организма. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.

Правопорядок  не тождественен законности: они соотносятся  между собой как цель и средство. Это означает, что правопорядок может  быть обеспечен только правовыми  средствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов не может быть назван правовым.12

Правопорядок  – есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне  права или без права правопорядок не мыслим. Само это понятие слагается  их двух слов «право» и «порядок», наиболее точно передающих суть этого  явления. Назначение права – вносить  определенный порядок во взаимоотношения  между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает  как «состояние урегулированности общественных отношений».13

Отсюда  следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение  правопорядка в значительной мере зависят  от того, как трактуется право. Если под правом понимать только высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, то и понятие правопорядка будет  весьма расплывчатым и неустойчивым. В этом случае создается впечатление, что нет обязательности соблюдения норм права, а достаточно всего лишь поддерживать определенные взгляды  или идеи.

Если  же под правом понимать исходящие  от публичной власти конкретные, формально  определенные и обязательные для  всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности, то появляется реальная

___________________

12 Клименко А.В. Теория государства и права. Учебник. – М., 2002. – С. 392.

13 Борисов Г.А. Теория государства и права: учебник. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 143.

возможность установления в обществе твердого правопорядка, стабильности. Когда все члены  общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок.

Установление  твердого правопорядка является одной  из основных задач современной России. В одном из президентских посланий Федеральному Собранию российской Федерации, так и называется «Порядок во власти – порядок в стране». В нем, в частности говорится: « России нужен порядок, однако при этом необходимо ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его  наводить. Абсолютное большинство возникающих  у нас проблем порождено, с  одной стороны пренебрежением к  правовым нормам, с другой – неумелыми  действиями власти. В этих условиях порядок в стране начинается только в наведения порядка в самом  государственном организме. Не повысив  качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом  номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя – правовой порядок. Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок – начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления, начиная с верхних эшелонов».14

Мысль сформирована вполне четко – России нужен не полицейский порядок, а демократический, и соответственно методы его достижения должны быть демократическими.

Порядок составляет реальную основу современной  цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие «здоровье» всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно

_________________

14 Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти – порядок в стране»// Российская газета. – 7 февраля 1997.

 

функционирует экономика, достигается гармония в  действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.

Формирование  правового порядка участвует  все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового порядка.

1. Нормы  права – это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

2. Правоотношение  – элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами.

3. Акты  реализации юридических прав  и обязанностей являются завершающей  предпосылкой правопорядка. В условиях  режима законности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание  правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования.

Структура правопорядка – это единство и одновременное разделение урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок  есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Правопорядок  не тождественен законности: они соотносятся  между собой как цель и средство. Это означает, что правопорядок может  быть обеспечен только правовыми  средствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов не может быть назван правовым.15

Особенность правопорядка как специфической  системы общественных отношений выражается в том, что складывается оно только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Следует различать реально существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние  общественных отношений, урегулированных  правом и концептуальный правопорядок как идея, идеал, образец к которому стремится государство в своей  правотворческой и правоприменительной  деятельности.

В связи  с тем, что уровни правопорядка различны, необходима их классификация. Классификационный  критерий может быть различным:

- по масштабности выделяют: правопорядок страны, федерации, субъектов федерации, региона, города, организации и т.д.;

- по объему и значимости – общий и отраслевой;

_________________

15 Клименко А.В. Теория государства и права. – М., 2002. – С. 394.

- по характеру отношений – конституционный, судебный, финансовый и т.д.;

- по степени оформленности – оформленный (как правило) и неоформленный (реализованность правовых обычаев, традиций, моральных принципов и др.).

 

1.2. Принципы  правопорядка

 

При исследовании правопорядка необходимо выделить исходные идеи, основы, на которых он формируется  и функционирует. С одной стороны, они предшествуют ему, формируют  порядок, а с другой – являются основой его существования и  функционирования. Данные устои называются принципами правопорядка.

Рассмотрим  принципы правопорядка:

  1. Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

2. Системность.  По той же причине (связь  с правом) правопорядок не совокупность  единичных, разрозненных актов  поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая  основана на единой сущности  права, господствующей в обществе  форме собственности, системе  экономических отношений и обеспечивается  силой единой государственной  власти.

3. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности  государства, его органов.

4. Государственная  гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

5. Устойчивость. Возникающий на основе права  и обеспечиваемый государством  правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются  соответствующими правоохранительными  органами.

6. Единство. Характер организации неодинаков  в различных сферах общественной  жизни. Однако основанный на  единых политических и правовых  принципах, обеспечиваемый единством  государственной воли и законности, правопорядок один на территории  всей страны. Все его составляющие  в равной степени гарантируются  государством, любые его нарушения  считаются правонарушениями и  пресекаются государственным принуждением.

Правопорядок  не самоцель, а социально и исторически  обусловленные всеобщее средство и  форма выражения, учреждения и организации  свободы и справедливости в общественных отношениях.

Принцип конституционности. Он означает, что  правопорядок подчинен Конституции  и обеспечивает ее реализацию. Все  требования Конституции находят  в нем конкретное выражение. Высшее проявление данного требования происходит тогда, когда фактическая конституция  общества и основной закон страны сливаются в установленном порядке  жизни.

Принцип законности. Законность выступает необходимым условием возникновения и функционирования правопорядка. Она является определяющей юридической характеристикой, пронизывающей все стороны его существования и устанавливая ему определенное качество.

Принцип целостности и структурности. Правопорядок представляет собой сложную динамичную систему, состоящую из взаимодействующих  многочисленных структурных элементов. Целостность и структурность  выступают необходимыми свойствами, позволяющими свести многотысячное количество правовых актов в одно целостное образование – механизм функционирования государственной власти и общества.

Принцип справедливости и нравственности означает соответствие правопорядка высоким  нравственным устоям. Правопорядок не может быть аморальным и несправедливым. Если в правовой сфере процветает социальная несправедливость и безнравственность, отвергаются гуманистические начала, то это первое свидетельство беззакония и произвола.

Принцип гарантированности призван предотвратить  превращение правопорядка в правовую оболочку произвола. Гарантируются  права быть участником правопорядка и реальность правового состояния, предоставленные права и свободы, законные интересы; достижение правомерными средствами законного результата. Поэтому  гарантированность правовых провозглашений выступает неотъемлемым принципом  правопорядка.

Принцип подконтрольности. Для нормального  функционирования правового порядка  необходим постоянный контроль, который  должен быть повсеместным, всеобщим и  универсальным. Данный контроль осуществляется всем обществом, государством и гражданами. Он осуществляется за качеством законов  и правореализационной практики, за совершенствованием нормативных  образцов поведения, за реализованностью прав и свобод субъектами.

Информация о работе Правопорядок в современном российском обществе