Правопорядок в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке теоретико-методологических оснований для анализа и выявления основных тенденций динамики правопорядка в современном российском обществе.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие «правопорядок» и его признаки;
- сопоставить такие понятия как правопорядок, общественный порядок, законность и демократия;
- разобрать состояние правопорядка на международной арене;
- выявить состояние правопорядка в современной России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и принципы правопорядка…………………………………..6
1.1. Понятие и классификация правопорядка…………………………...6
1.2. Принципы правопорядка……………………………………………15
Глава 2. Соотношение законности, демократии, общественного и
правового порядка………………………………………………………………18
2.1. Соотношение правового и общественного порядка………………18
2.2. Соотношение правопорядка, законности и демократии………….21
Глава 3. Международный правовой порядок…………………………………27
Глава 4. Правопорядок в современной России……………………………….29
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список……………………………………………………35

Файлы: 1 файл

правопорядок в российском обществе.docx

— 70.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Соотношение законности, демократии,

общественного и правового порядка

 

2.1. Соотношение  правового и общественного порядка

 

Правовое  поле достаточно широко, так как  за его пределами находятся только морально-этические, личные, дружеские  и иные отношения, не требующие юридической  регламентации или даже объективно не подконтрольные такому воздействию. Правопорядок выражает в первую очередь  волю государства, но объективно в нем  заинтересованы все.

Необходимо  различать два понятия «правопорядок» и «общественный порядок», так как они соотносятся между собой как часть и целое. Если правопорядок, как сказано выше основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех социальных норм, действующих в обществе. Это результат общесоциальной регуляции, которая включает в себя и правовую.16

В связи  с этим необходимо подчеркнуть, что  правопорядок и общественный порядок  не совпадают лишь частично. Правопорядок является центральной частью общественного  порядка, которая в решающей части  покрывает весь общественный порядок, так как основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений  закрепляется, опосредуется, охраняется правом. Этими отношениями являются: отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности: семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения.

Между общественным и правовым порядком существует тесная

_________________

16 Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. – С. 254.

взаимосвязь, которая выражается в их обусловленности  закономерностями и целями общественного  развития, единой социальной природой, государственной охраной. Данные понятия  представляют собой фактически сложившийся  результат упорядоченности общественных отношений; имеют юридическую форму  выражения и носят нормативный  характер. Следует также отметить, что долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому  различия между ними не проводилось.

Рассматриваемые категории взаимообусловлены и  основными задачами, решаемыми ими. Во-первых, обеспечение эффективного развития общества в целом; во-вторых, целенаправленная координация всех видов общественных отношений в  интересах реализации идеи социальной справедливости и построения правого  государства.

Вместе  с тем, между правопорядком и  общественным порядком есть различия, они соотносятся как часть и целое. У них разная социально-нормативная основа: для общественного порядка требуется вся совокупность существующих в обществе правил и институтов, их обеспечивающих, то для правопорядка – право и законность. Они не совпадают по своему происхождению: правопорядок возникает позже, с появлением государства и права. По-разному они обеспечиваются – правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, общественный порядок также на силу общественного мнения.

Правопорядок  следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т. д. Следовательно, общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный  порядок обеспечивается преимущественно  силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние  безразлично для государства. С  одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой – состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 УК РФ предусматривает ответственность за хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка.

В целом  различия между общественным порядком и правопорядком заключаются  в следующем:

- данные категории не совпадают по своему происхождению и эволюции;

- общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условия существования, правопорядок же в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, когда возникает публичная власть, право, законы, так как он – атрибут государства;

- правопорядок и общественный порядок имеют разную правовую основу. Правопорядок базируется на нормах права и является результатом реализации этих норм. Общественный порядок основывается на следствии соблюдения не только правовых, но и всех социальных норм общества;

- правопорядок и общественный порядок различны по своему объему, элементному составу, содержанию. Общественный порядок значительно шире, чем правопорядок.17

 

 

_________________ 
 17 Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. – С. 256.

2.2. Соотношение  правопорядка, законности и демократии

 

Законность  и правопорядок тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся между собой как причина и следствие: есть законность – есть правопорядок, нет законности – нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

Если  правопорядок слаб и непрочен, то это  говорит о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим  всеобщего уважения и исполнения законов.

Взаимосвязь законности и правопорядка четко прослеживается. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любом ее понимании не может действовать вне правового поля, демократия может успешно развиваться только в правовом измерении. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок – тем более.

Юридические нормы служат связующим звеном демократии, и чем надежнее эти звенья, тем  устойчивее и стабильнее этот институт. Многие трудности российской демократии возникают оттого, что  она пока не имеет твердых правовых основ, правовых традиций. Отсюда – многочисленные злоупотребления теми возможностями, которые открылись перед гражданами и их объединениями в новой  России. Но, конечно же, само законодательство должно быть по своей сути демократическим.

Законность  и правопорядок также немыслимы  без демократии, так как в этом случае будут отсутствовать необходимые  условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических  механизмов. При демократии права  человека ограничены только такими же правами других людей. Демократия –  естественная благодатная среда  для пользования теми преимуществами, которые дают законность и правопорядок, их гарантии.

Законность, правопорядок и демократия – все эти понятия тесно связанны между собой, одно предполагает другое.18 Полноценное существование данных категорий в отдельности не возможно, так как одно дополняет другое, помогает обеспечивать исполнение основных принципов, требований других категорий.

Рассматривая  соотношение правопорядка и законности, следует отметить, что в правовой сфере трудно найти явления более  взаимосвязанные. Они имеют много  общего, высока степень их взаимопроникновений и зависимостей. Свойства этих категорий переходят из одного в другое качество анализируемых явлений. Так, например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось выполнение законов и поэтому они употреблялись как равнозначные понятия.

Правопорядок  и законность формируются на одних  принципах, взаимосвязаны с государственной  властью, у них единое государственно-волевое  содержание  интересы. Они связаны  с правами, свободами и обязанностями, ответственностью граждан, субъектов  права, имеют нормативную определенность. Вместе с тем, данное сходство не отрицает, предполагает наличие принципиальных отличий, определяющих их качественную самостоятельность.

Во-первых, законность и правопорядок различные понятия по содержанию и характеру. Законность является качественной стороной правовой деятельности субъектов права их поведения; свойство метода, принципа, режима. Правопорядок – состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений и их свойств.

Во-вторых, они выступают различными этапами  реализации воли и 

________________

18 Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 321.

 

интересов власти и народа. Законность – реализующееся  право, правовое качество нормативных  и правореализационных актов, процесса их реализации. Правопорядок – претворенное в жизнь право, реализованные  воля и интересы государственной  власти и народа. Различен уровень  развития правовой материи: движение и  конечный результат.

В-третьих, они несут различную правовую функциональную нагрузку. Законность – средство установления правопорядка, а правопорядок – результат осуществления  права и законности, упорядочивающий  социальную жизнь. Законность выступает  своеобразным правовым средством в  руках государственной власти и  народа по установлению и поддержанию  правопорядка. Это условие его  функционирования, которое обуславливает  все существенные характеристики правопорядка как свойства и состояния общественной жизни. Поэтому при анализе правопорядка важно выделять не только его основу, структуру, форму, но и то, что все  эти правовые моменты отвечают определенным требованиям – обладают качеством законности. В этом одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола.19

Законность  логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Ведь не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе оба эти понятия ставят вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка. Правопорядок – это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов. Правопорядок – это итог законности.

Таким образом, правопорядок и законность – цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную

________________

19 Теория государства и права / М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – С. 255.

 

жизнь. Поэтому  не случайно основным направлением деятельности юристов выступает работа по их обеспечению или укреплению.

Демократия  – это не вседозволенность, она  есть четко отлаженная система управления обществом.20 Право, законы, порядок – неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто непрочное и непонятное. Демократия без правовых рамок это анархия. Законность и правопорядок являются основой демократии.

Демократия  – это власть народа. Власть без  закона неполноценна, а закон, в свою очередь, бессилен без власти. Закон  и власть в известном смысле можно  назвать синонимами, так как они  нужны друг другу и невозможны друг без друга. Суд выносит решение  от имени власти, государства  и  на основе соответствующего закона, олицетворяя  тем самым их тесную взаимосвязь. Власть призвана обеспечивать соблюдение закона, а закон удерживает власть в своих рамках, страхует от произвола  и самоуправства.

Не может  быть подлинной демократии без твердой  законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в  любой ее трактовке имеет правовое измерение, «правовые одежды» и, следовательно, может успешно развиваться, функционировать только на правовом поле, а не за его пределами. Перед  нами – единство конституционности  и власти. Любой порядок есть продолжение  свободы, правовой порядок - тем более. Перед нами – единство трех указанных  категорий.

Право, законы, порядок – неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто зыбкое и непрочное. Демократия «без берегов», вне правовых рамок – это хаос, анархия, стихия. Законность – фундамент демократии, без которого она рассыпалась  бы, как дом, построенный на песке.

_________________

20 Абдулаев М.И. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., дополн. – М.: Финансовый контроль, 2004. – С. 199.

Юридические нормы служат «скрепами» демократии, и чем надежнее эти «скрепы», тем  устойчивее и стабильнее данный институт. Многие трудности, издержки молодой  российской демократии проистекают  именно из того, что она пока не имеет  твердых правовых основ, правовых традиций. Отсюда – многочисленные злоупотребления  теми возможностями, которые открылись  перед гражданами и их объединениями  в новой России. Разумеется, само законодательство должно быть по своей  сущности демократическим.

Законность и правопорядок немыслимы вне демократии, ибо в этом случае будут отсутствовать необходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей.

Информация о работе Правопорядок в современном российском обществе