Правопорядок в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке теоретико-методологических оснований для анализа и выявления основных тенденций динамики правопорядка в современном российском обществе.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие «правопорядок» и его признаки;
- сопоставить такие понятия как правопорядок, общественный порядок, законность и демократия;
- разобрать состояние правопорядка на международной арене;
- выявить состояние правопорядка в современной России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и принципы правопорядка…………………………………..6
1.1. Понятие и классификация правопорядка…………………………...6
1.2. Принципы правопорядка……………………………………………15
Глава 2. Соотношение законности, демократии, общественного и
правового порядка………………………………………………………………18
2.1. Соотношение правового и общественного порядка………………18
2.2. Соотношение правопорядка, законности и демократии………….21
Глава 3. Международный правовой порядок…………………………………27
Глава 4. Правопорядок в современной России……………………………….29
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список……………………………………………………35

Файлы: 1 файл

правопорядок в российском обществе.docx

— 70.98 Кб (Скачать файл)

Демократия  – естественная благодатная среда  для пользования теми преимуществами, которые дают законность и правопорядок, их гарантии. Лишь полицейские, тоталитарные, репрессивные режимы (порядки) не нуждаются  в демократии. Напротив, она для  них – помеха. Именно поэтому  данные порядки и называются антидемократическими.

Законность  определяется как одновременно принцип, режим и метод государственного управления и регулирования в  обществе, связанная с изданием, применением права и контролем за осуществлением прав.

Правопорядок  есть система упорядоченности общественных отношений, складывающийся в результате реализации правовых норм. Это состояние  урегулированности общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным.

Правопорядок  является результатом действия законности и основным содержанием демократии, укрепление законности и демократии приводит к укреплению правопорядка

Если  законность является качественной характеристикой  правовой деятельности, является свойством  принципа, метода и режима, то правопорядок является упорядоченной системой правовых отношений. Если законность является реализующимся правом, отражает характеристику процесса реализации права, то правопорядок является реализованным правом. Таким образом, законность является средством установления правопорядка, а правопорядок является итоговым результатом реализации права в целом. Наличие режима законности означает наличие правопорядка и наоборот.

Нельзя  обеспечить правопорядок без обеспечения  законности. Конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности. Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые взаимосвязаны между  собой, дополняют друг друга.

Демократия  невозможна без наличия в обществе состояния законности и правопорядка. Демократические процедуры способствуют укреплению законности и правопорядка.

Обеспечение законности и поддержание правопорядка требуют целенаправленного воздействия  на поведение субъектов общественных отношений. Необходимо создание реального  механизма реализации права. Обеспеченность законности есть результат воздействия  гарантий законности.21 В связи с проблемой реализации законности необходимо, прежде всего, укрепление нормативных основ правового регулирования, оптимизация правового воздействия на всех уровнях законности и правопорядка, расширение элементов демократии, создание действенного механизма правового регулирования и преодоление негативных тенденций правового развития.

 

 

 

 

__________________

21 Лазарев В.В. Общая теория права и государства. – М.: Юристъ, 2000. – С. 102.

Глава 3. Международный правопорядок

 

Международный правопорядок – это сложная и  динамичная система взаимоотношений  различных государств, формирующаяся  на основе общегуманистических  и естественно-правовых началах и функционирующая в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.22

Важнейшим фактором, обусловливающим необходимость  создания мирового правопорядка и его  дальнейшего упрочения, выступает  решение проблем, которое осуществимо  только при взаимном согласии и сотрудничестве разных государств. Это проблемы экологической  безопасности, поиска и использования  энергетических ресурсов, предупреждения международного терроризма и пр. Необходимость  установления общемировых правовых правил также вызвана усиливающейся  интернационализацией хозяйственных  связей, всеобщим характером научно-технического прогресса, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий.

Для формирования и нормального функционирования мирового правопорядка необходимо наличие  отлаженного процессуального механизма  его действия. Процессуальный механизм включает в себя:

1. международно-правовые  нормы, содержащиеся в уставах,  положениях, конвенциях и договорах  и определяющие вопросы деятельности  международных организаций, порядок  рассмотрения межгосударственных  споров и т.п. Каждое государство  является самостоятельным суверенным  образованием и строит свои  взаимоотношения с другими участниками  на принципах невмешательства  во внутренние дела, территориальной  целостности, равноправия и самоопределения  народов. Поэтому основным 

_________________

22 Казаков В.Н. О некоторых чертах современного международного правопорядка // Государство и право. 2003. – № 4. – С. 23.

источником  международного права являются международные  договоры, в которых достигается  баланс и взаимное согласие интересов различных государств.

2. международные  организации и органы планетарного, регионального характера (международные  суды, трибуналы, арбитражные суды  и согласительные комиссии). Прежде  всего, это Организация Объединенных  Наций (ООН), а также примыкающие  к ООН международные организации:  Международная организация труда,  Всемирная организация здравоохранения  и др. Широкими полномочиями регионального  характера обладают Суд Европейского  Союза, Европейский Суд по правам  человека.

3. юридические  конструкции, обеспечивающие стабильность, последовательность, универсальность  процедур и гарантий функционирования  мирового правопорядка.23

Процессуальный  механизм  создает необходимые  условия для взаимного влияния  международного правопорядка и правопорядка отдельного государства. Основные направления  воздействия международно-правовых средств на правовую систему конкретных стран заключаются в следующем. Во-первых, речь идет о создании механизма  прямого действия международно-правовых норм в сфере внутреннего правопорядка того или иного государства. Конституции  многих государств – членов ООН  предусматривают примат норм международного права в пробельных и коллизионных ситуациях. Во-вторых, на совершенствование внутреннего правопорядка оказывают влияние «ориентирующие» решения международных организаций и органов, имеющих общеправовое значение. В-третьих, большое значение приобретают коллективные решения межрегиональных и региональных сообществ государств. Таким образом, вырабатывается «модельное» законодательство для объединившихся стран.

_________________

23 Казаков В.Н. О некоторых чертах современного международного правопорядка // Государство и право. 2003. – № 4. – С. 24.

Глава 4. Правопорядок в современной России

 

Модернизация российского общества за последние 10 лет показала, что без устойчивого правопорядка никакие позитивные изменения в жизнедеятельности страны недостижимы. Попытки же выхода самой власти за пределы правового пространства, например, события 1991, 1993, 1994 гг. и т.д., только разрушают современное государство. Также за последнее время обозначилась актуальность существенного обновления теории и идеологии самих конструкций правопорядка, которые утратили свою эффективность и действенность в силу того, что складывались и разрабатывались в советский период, когда страна имела принципиально иную системы власти, права, иную идеологию.

Парадокс  заключается в том, что стабильный правопорядок в современном российском обществе одновременно и невозможен, и необходим. Необходимо одновременно формировать предпосылки для стабилизации правовых отношений и институтов, исходя из развития мирового правопорядка, и решать сложно совместимые с этим проблемы текущей борьбы с преступностью. Однако, держать в поле зрения только одну из задач – это означает консервацию стратегически значимых для правоохранительных органов перспектив. К сожалению именно так и происходит.

Анализ  современного состояния законности показывает, что среди широких  слоев населения нарастает требование укрепления дисциплины и порядка, обеспечения  стабильности, защищенности от уголовного произвола. В связи с этим возникает  настоятельная потребность в  эффективном механизме осуществления  требований законности. Его создание и совершенствование относится  к числу важнейших и неотложных задач наведения порядка в  стране и формирования правового  государства. Для этого требуется  последовательная и целенаправленная деятельность, всех субъектов общественных отношений.

Для начала целесообразно рассмотреть причины  низкого уровня законности и правопорядка, анализ которых имеет принципиальное теоретическое значение. Без этого  невозможно разработать меры по реализации принципов законности и стабилизации общественных отношений.

Основными причинами низкого уровня законности принято считать:

  1. Консерватизм и деградация социальных институтов, что выступает первопричиной искажения других компонентов социально – политической и экономической систем. А выражается это в несоответствии различных уровней управления обществом тем изменениям, которые произошли и происходят, а для самих институтов – их неспособность решать стоящие перед страной проблемы, ослабление контрольных функций, коррупция, злоупотребление властью, выход на общественно-политическую «арену» теневых структур управления.
  2. Деформация социальных норм. Это выражается в том, что правовые и иные нормы не соответствуют требованиям времени. В результате они перестают исполнять свое назначение, что ведет к игнорированию их со стороны участников отношений, к возникновению двойной морали.
  3. Происходит изменение и извращение социальных ценностей и представлений о них, которые выступают в качестве определяющего фактора мотивации поведения человека, критериев оценки их деятельности и результатов.
  4. Все вышеперечисленное коренным образом меняет отношения между членами общества, группами, слоями и классами, приводит их к дестабилизации.24

Таким образом, очевидно, что проблема обеспечения  должного уровня законности, реализации ее принципов существует. Не претендуя  на

________________

24 Алексеев С.С. Общая теория права. – М: Норма - Инфра-М, 2000. – С. 256.

исчерпывающую разработку проблемы и рассмотрения всех ее аспектов, остановимся лишь на некоторых, наиболее очевидных и  принципиальных, на мой взгляд, положениях, позволяющих определить правильный подход к механизму реализации принципов  законности.25

Необходимо  иметь в виду, что закрепленные в законах и других актах правила поведения сами по себе могут оставаться на бумаге, не превратившись в реальные общественные отношения, если не будет обеспечиваться законность, то есть их соблюдение, исполнение. Таким образом, законность является обязательной и необходимой частью одного из важнейших методов государственного руководства обществом – метода правового регулирования общественных отношений. Государство, издавая нормы права и обеспечивая законность, влияет соответствующим образом на общественные отношения, обеспечивает закрепление одних, развитие других, пресечение третьих. На этот вывод не влияет то обстоятельство, что государство не может устанавливать законы произвольно, без учета объективности и правового регулирования, определяемых, в частности, законами природы, закономерностями социального развития, уровнем культуры общества, целесообразностью государственного воздействия и другими реалиями общественной жизни.

Право и  законность являются основой взаимоотношений  всех членов общества, в том числе  и отношений между государством и личностью. Только они создают единственную реальную в современных условиях возможность, если не согласования разнородных интересов и притязаний в экономической и иных сферах, то достижения компромиссов, в частности, национальных и социальных.

Все это  и определяет главное значение законности как средства, способа перевода правовых предписаний в реальные правовые отношения.

________________

25 Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. – М.: Академический Проект, 2002. – С. 352.

На пути построения демократического правового  государства, в содержании законности должны произойти конкретные изменения:

  1. Все субъекты общественных отношений обязаны строго соблюдать правовые предписания и Конституцию, которая должна стать не орудием в руках государства, а правовым балансом общественных интересов.
  2. Все субъекты должны получить реальную возможность требовать соблюдения правовых предписаний от всех других субъектов, включая государство и его органы.
  3. Следует расширить предметную сторону законности, в частности, за счет реализации принципа «разрешено все то, что законом не запрещено».
  4. Основным источником права должны стать законы, при этом большинство из них должны получить прямое действие. И, конечно же, они должны соответствовать прогрессивно развивающимся общественным отношениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Современное демократическое государство существует как устойчивая и надежно функционирующая  модель правового порядка, обеспечивающая такое регулирование общественных отношений и такой уровень  защиты жизненно значимых интересов  граждан, которые позволяют эффективно и мирно разрешать неизбежные в социальной жизнедеятельности  коллизии и конфликты. Правовой порядок  выражает собой меру относительной  стабильности, действенности и прочности  реального социального пространства, в пределах которого реализуются  экономические, политические и духовно-нравственные потребности людей. С другой стороны, сам правопорядок в современном  обществе в немалой степени является показателем уровня лояльности граждан  к сложившейся системе государственного нормирования социальных отношений, в  нем в концентрированном и  интегративном виде представлены потенции и действенность государственности.

Информация о работе Правопорядок в современном российском обществе