Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:27, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы изучить природу правоприменения как особой формы реализации права.
Указанная цель реализуется посредством поэтапного решения ряда взаимосвязанных задач. К числу таковых относятся:
исследование сущности правоприменения и его основных признаков;
изучение стадий правоприменения;
рассмотрение типов правоприменения;
исследование классификации актов применения права и их структуры;
исследование проблемы пробелов в праве и приемов их восполнения.
Введение…………………………………………………………………………стр.3
1 Сущность правоприменения……………………………………………….....стр.5
1.1 Понятие и признаки правоприменения………………………………….....стр.7
1.2 Стадии применения права: процессуальная и информационная модели правоприменения…………………………………………………………….....стр.10
1.3 Типы правоприменения………………………………………………..…..стр.16
2 Акты применения права………………………………………………….......стр.18
2.1 Структура актов применения права……………………………………….стр.21
2.2 Виды актов применения права………………..……………………………стр.22
2.3. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам…………..стр.24
3 Пробелы в праве и их восполнение………………………………………….стр.25
3.1 Аналогия закона как прием устранения пробелов права………….….….стр.27
3.2 Аналогия права как прием устранения пробелов права…….…….……...стр.28
3.3 Требования к использованию аналогии…………………………………...стр.30
3.4 Коллизия законов…………..……………………………………………….стр.31
Заключение……………………………………………………………………...стр.32
Список литературы……………………………………………………………..стр.34
Установление фактических обстоятельств дела происходит путем доказывания. Доказательства - это данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказывание - это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке; в результате логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществляется реконструкция обстоятельств, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения права. Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми.
Особенности доказывания связаны с такими категориями, как презумпции и бремя доказывания. Презумпции в области доказательств и доказывания - это предположения о фактах. Определяющее значение при доказывании по уголовным делам и делам об административных правонарушениях имеет презумпция невиновности, т. е. предположение о невиновности любого лица, причем и тогда, когда против него говорит даже множество фактов: лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда. От презумпции невиновности зависит распределение бремени доказывания, т. е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях; это бремя возложено на обвинителя. Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность. Если не будет доказана обвинителем вина обвиняемого, то обвиняемый признается невиновным и ответственность в отношении него не наступает.
Иная презумпция и иное распределение бремени доказывания применяются по гражданским делам, делам в области частного права. Здесь бремя доказывания как бы поровну распределено между сторонами. На истце-заявителе лежит бремя доказывания того, что имеется сам факт нарушения - не выполнено обязательство, причинен имущественный вред; и тогда, коль скоро это доказано, действует презумпция виновности лица, нарушившего обязательство или причинившего вред. Оно считается виновным, и данное обстоятельство (виновность) истцу вовсе не нужно доказывать. Но лицо, которое предполагается виновным, освобождается от ответственности, если докажет, что за ним нет вины в неисполнении обязательства или в причинении вреда. То есть бремя доказывания вины (ее отсутствия) лежит здесь уже на лице, которое не исполнило обязательство, причинило вред.
При установлении фактических обстоятельств дела существенное значение имеет еще одна юридическая категория. Это преюдиция, т. е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов. Если суд, другой юрисдикционный орган уже установил определенные факты, т. е. уже проверил и оценил их в установленном законом порядке, то они признаются преюдициальными-такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными, истинными, не требующими новой проверки и оценки.
Правоприменитель на данной стадии, осуществляет несколько действий:
Низшая критика правовой нормы - это проверка словесно-документального состояния нормы (опечатки, полнота текста и т.д.). Высшая критика включает в себя проверку подлинности юридической нормы (выяснение: имеет ли подлежащая применению норма все те дополнения и изменения, существующие на данный момент; проверка законности данной нормы - уполномочено ли было лицо или орган, принявший эту норму, проверка соответствия нормы нормам более высокой юридической силы), проверка действия нормы во времени, пространстве и по кругу лиц.
Среди актов применения права следует различать: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом, и вспомогательные (промежуточные, сопутствующие, дополнительные и др.) акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.
Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важный элемент правовой системы государства. Каждый акт применения права является актом-документом. В нем (как и в нормативном юридическом акте) есть текст, который составляется в соответствии с требованиями юридической техники, в том числе в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций.
1.3 Типы правоприменения
Правоприменение осуществляется различными органами, по разной процедуре, преследует разные цели. По этим признакам можно выделить три основных типа правоприменения.
2 Акты применения права
Итогом правоприменительной деятельности выступают акты примененияправа. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.
Акт применения права — официальный правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций. Акт применения — официальный документ. Чтобы обладать юридической силой, он должен быть оформлен в соответствии с требованиями закона, в частности иметь соответствующие реквизиты, придающие ему официальность: название вида акта (постановление, приказ, решение, приговор и т.д.), название органа, издавшего акт, место и время его принятия, подписи соответствующих должностных лиц.
Правоприменительный акт является обязательным не только для его адресатов, но и для других субъектов, которые призваны исполнять его или так или иначе учитывать его юридическое значение (например, на основе судебного решения бюро технической инвентаризации обязано зарегистрировать гражданина в качестве собственника домостроения, бухгалтерия организации — удерживать алименты, исправительно-трудовые учреждения — исполнять приговор и т. д.).
Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами.
По своей структуре акты применения могут быть весьма простыми (например, указ Президента РФ о назначении на какую-либо должность) или достаточно сложными (акты судов), состоящими из структурных частей: вводной, описательной, мотивировочной, резолютивной.
Необходимо знать, что многие юридические акты могут быть как правоприменительными, так и нормативными (указы, постановления, решения, приказы). Поэтому по названию акта нельзя определить, является ли акт нормативным или правоприменительным, необходимо обратиться к их содержанию.
Главным отличием правоприменительного акта от нормативно- правового акта является то, что нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер, а правоприменительный акт – строго индивидуален.
Однако, правоприменительные акты, помимо отличий от нормативно-правовых актов имеют и общие с ними черты3:
2.1 Структура актов применения права
Особенности правоприменительных
актов, требования к ним изучаются
в специальных юридических
Информация о работе Правоприменение как форма реализации права