Правоприменение как форма реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы изучить природу правоприменения как особой формы реализации права.
Указанная цель реализуется посредством поэтапного решения ряда взаимосвязанных задач. К числу таковых относятся:
исследование сущности правоприменения и его основных признаков;
изучение стадий правоприменения;
рассмотрение типов правоприменения;
исследование классификации актов применения права и их структуры;
исследование проблемы пробелов в праве и приемов их восполнения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………стр.3
1 Сущность правоприменения……………………………………………….....стр.5
1.1 Понятие и признаки правоприменения………………………………….....стр.7
1.2 Стадии применения права: процессуальная и информационная модели правоприменения…………………………………………………………….....стр.10
1.3 Типы правоприменения………………………………………………..…..стр.16
2 Акты применения права………………………………………………….......стр.18
2.1 Структура актов применения права……………………………………….стр.21
2.2 Виды актов применения права………………..……………………………стр.22
2.3. Требования, предъявляемые к правоприменительным актам…………..стр.24
3 Пробелы в праве и их восполнение………………………………………….стр.25
3.1 Аналогия закона как прием устранения пробелов права………….….….стр.27
3.2 Аналогия права как прием устранения пробелов права…….…….……...стр.28
3.3 Требования к использованию аналогии…………………………………...стр.30
3.4 Коллизия законов…………..……………………………………………….стр.31
Заключение……………………………………………………………………...стр.32
Список литературы……………………………………………………………..стр.34

Файлы: 1 файл

Курсовая Правоприменение.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Установление фактических  обстоятельств дела происходит путем доказывания. Доказательства - это данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказывание - это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке; в результате логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществляется реконструкция обстоятельств, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения права. Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми.

Особенности доказывания  связаны с такими категориями, как  презумпции и бремя доказывания. Презумпции в области доказательств и доказывания - это предположения о фактах. Определяющее значение при доказывании по уголовным делам и делам об административных правонарушениях имеет презумпция невиновности, т. е. предположение о невиновности любого лица, причем и тогда, когда против него говорит даже множество фактов: лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда. От презумпции невиновности зависит распределение бремени доказывания, т. е. обязанностей предоставления и обоснования доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях; это бремя возложено на обвинителя. Обвиняемый же не обязан доказывать свою невиновность. Если не будет доказана обвинителем  вина обвиняемого, то обвиняемый признается невиновным и ответственность в отношении него не наступает.

 Иная презумпция и иное распределение бремени доказывания применяются по гражданским делам, делам в области частного права. Здесь бремя доказывания как бы поровну распределено между сторонами. На истце-заявителе лежит бремя доказывания того, что имеется сам факт нарушения - не выполнено обязательство, причинен имущественный вред; и тогда, коль скоро это доказано, действует презумпция виновности лица, нарушившего обязательство или причинившего вред. Оно считается виновным, и данное обстоятельство (виновность) истцу вовсе не нужно доказывать. Но лицо, которое предполагается виновным, освобождается от ответственности, если докажет, что за ним нет вины в неисполнении обязательства или в причинении вреда. То есть бремя доказывания вины (ее отсутствия) лежит здесь уже на лице, которое не исполнило обязательство, причинило вред.

При установлении фактических обстоятельств дела существенное значение имеет еще  одна юридическая категория. Это преюдиция, т. е. юридическое предрешение наличия и истинности определенных фактов. Если суд, другой юрисдикционный орган уже установил определенные факты, т. е. уже проверил и оценил их в установленном законом порядке, то они признаются преюдициальными-такими, которые при новом рассмотрении дела считаются установленными, истинными, не требующими новой проверки и оценки.

  • Стадия выбора подлежащей применению юридической нормы (стадия квалификации). Правовая квалификация-это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая (главного факта) к определенным юридическим нормам. Основное при правовой квалификации – это оценка доказательств и вместе с тем определение отрасли права и юридической конструкции, которая охватывает данный случай. Например,  гражданину были нанесены телесные повреждения. Что это? Преступление против личности? Если - да, то каков состав преступления в данном случае? Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения? Покушение на убийство? Превышение пределов необходимой обороны? Ответ на поставленные вопросы, определение состава преступления и в соответствии с этим конкретной статьи Уголовного кодекса, точной нормы, и дает квалификацию преступления.

Правоприменитель  на данной стадии, осуществляет несколько действий:

  • во-первых, выбирая юридическую норму, правоприменитель проверяет юридическое действие этой нормы,
  • во-вторых, проверяется текст нормы,
  • в-третьих, осуществляется процедура толкования нормы.

    Низшая критика правовой нормы - это проверка словесно-документального состояния нормы (опечатки, полнота текста и т.д.). Высшая критика включает в себя проверку подлинности юридической нормы (выяснение: имеет ли подлежащая применению норма все те дополнения и изменения, существующие на данный момент; проверка законности данной нормы - уполномочено ли было лицо или орган, принявший эту норму, проверка соответствия нормы нормам более высокой юридической силы), проверка действия нормы во времени, пространстве и по кругу лиц.

  • Стадия принятия решения по делу, издание акта применения нормы. Результат решения юридического дела выражается в индивидуальном государственно-властном велении, предписании, акте-документе, который называется правоприменительным актом. Правоприменительный акт может иметь двоякую правовую функцию:
      1. юридической констатации, т.е. признания существования определенных фактов, их правомерности (неправомерности), признания того или иного права за данным лицом или констатации по данному событию факта правонарушения;
      2. новой юридической обязанности, т.е. после вынесения решения (как-то: наложить наказание, установить обязанность совершить определенные действия в установленный срок, передать имущество, уплатить долг и др.) необходима дополнительная деятельность, новая обязанность компетентных органов по исполнению решения.

Среди актов применения права следует различать: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом, и вспомогательные (промежуточные, сопутствующие, дополнительные и др.) акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.

Акты применения как  государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение  в жизнь. Они представляют собой  необходимый и важный элемент  правовой системы государства. Каждый акт применения права является актом-документом. В нем (как и в нормативном юридическом акте) есть текст, который составляется в соответствии с требованиями юридической техники, в том числе в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций.

 

1.3 Типы правоприменения

Правоприменение осуществляется различными органами, по разной процедуре, преследует разные цели. По этим признакам можно выделить три основных типа правоприменения.

  • Судебный тип правоприменения. Субъект применения — суд. Он в каких-либо служебных или организационных отношениях с адресатами решения не находится. Судья лично в решении не заинтересован. Заинтересованность в решении проявляют другие субъекты. Суд рассматривает дела в соответствии с подсудностью, вытекающей из характера дел. Деятельность суда строго регламентирована процессуальными кодексами. Применение состоит в установлении правовых последствий, вытекающих из установленных фактов и норм. Свобода усмотрения суда минимальна. Решение индивидуально.
  • Управленческий тип правоприменения. Субъект правоприменения находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения. Субъект правоприменения лично заинтересован в вынесении решения. Заинтересованность вытекает из его служебного положения, служебного долга. Компетенция правоприменителя вытекает из его места, служебного положения, которое он занимает в соответствующей иерархической структуре, а частично из характера дел. Решение выступает как средство оперативного руководства деятельностью организации или в случаях конфликтов, но только подчиненных ему субъектов. Свобода усмотрения весьма значительна. Решение может относиться к единичным субъектам, но может касаться и целой группы лиц (общие распоряжения). Решение выступает как средство управления.
  • Административный тип правоприменения. Субъект правоприменения не находится в служебных или организационных отношениях с адресатом решения. Адресатом решения может быть гражданин или организация. Рассмотрение дел регулируется законом, отчасти ведомственными инструкциями. Решения принимаются в случае правонарушений, конфликтов, жалоб и заявлений. Свобода усмотрения может быть различной в зависимости от характера дел. Решение служит средством осуществления функций государства в отношении граждан и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Акты применения права

Итогом  правоприменительной  деятельности  выступают  акты   примененияправа.  Они  фиксируют  основные  выводы,  полученные  на  других   стадиях правоприменения.

Акт применения права — официальный правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций. Акт применения — официальный документ. Чтобы обладать юридической силой, он должен быть оформлен в соответствии с требованиями закона, в частности иметь соответствующие реквизиты, придающие ему официальность: название вида акта (постановление, приказ, решение, приговор и т.д.), название органа, издавшего акт, место и время его принятия, подписи соответствующих должностных лиц.

Правоприменительный акт  является обязательным не только для его адресатов, но и для других субъектов, которые призваны исполнять его или так или иначе учитывать его юридическое значение (например, на основе судебного решения бюро технической инвентаризации обязано зарегистрировать гражданина в качестве собственника домостроения, бухгалтерия организации — удерживать алименты, исправительно-трудовые учреждения — исполнять приговор и т. д.).

Акт  применения  является  одним  из  видов  правовых  актов,   который характеризуется  определенными  специфическими  чертами.  

  • Во-первых,   акт применения  исходит  от компетентных  органов,   поэтому   и   сам   носит государственно-властный   характер,   охраняется   им   и    обеспечивается государством в его реализации.
  • Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает  на  то,  кто при  данной  ситуации  обладает  субъективными   правами   и   юридическими обязанностями и  какими  и  т.д. 
  • В-третьих,  акт  применения  права  имеет определенную установленную законом форму.

 

По своей структуре  акты применения могут быть весьма простыми (например, указ Президента РФ о назначении на какую-либо должность) или достаточно сложными (акты судов), состоящими из структурных частей: вводной, описательной, мотивировочной, резолютивной.

Необходимо  знать, что многие юридические акты могут быть как правоприменительными, так и нормативными (указы, постановления, решения, приказы). Поэтому по названию акта нельзя определить, является ли акт нормативным или правоприменительным, необходимо обратиться к их содержанию.

 К отличительным чертам правоприменительных актов  от нормативных правовых актов можно отнести следующие черты:

  • акты применения права принимаются на основе нормативных и должны им соответствовать
  • акты применения права не являются источниками права
  • не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА
  • акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации.
  • акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц
  • акты применения права рассчитан на однократное применение
  • они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений).

Главным  отличием  правоприменительного  акта  от  нормативно- правового   акта   является   то,   что   нормативно-правовые   акты   имеют общеобязательный характер, а правоприменительный  акт – строго индивидуален.

Однако, правоприменительные акты, помимо отличий от нормативно-правовых актов имеют и общие с ними черты3:

  • и те и другие акты представляют собой письменные акты-документы;
  • все они исходят от государства;
  • правоприменительные и нормативные правовые акты обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Структура  актов применения права

Особенности правоприменительных  актов, требования к ним изучаются  в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного. Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности. Правоприменительные акты – документы юрисдикционного характера, имеющие четкую структуру и состоящие из следующих частей.

Информация о работе Правоприменение как форма реализации права