Правоприменение как особая форма реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Применение права как властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм необходимо в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы непосредственно. «Применение права является особой формой реализации права, поскольку индивидуальное властное решение по делу лишь направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в результате исполнения правоприменительного решения»1. Применение права осуществляется относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц. Применение права происходит в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы из-за правонарушения или в связи трудноразрешимой ситуацией (пробелы, коллизии в праве).

Содержание работы

1. Введение
3
2. Реализация права и ее формы
4
3. Применение права и его особенности
7
4. Стадии правоприменительного процесса
10
5. Понятие акта применения права и его виды
16
Заключение
18
Список источников и литературы
20

Файлы: 1 файл

ТГиП КР.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

министерство образования и  науки российской федерации

ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет


 

Заочная форма обучения

с использованием дистанционных  образовательных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Теория государства и права»

 

Тема "Правоприменение как особая форма реализации права"

Вариант № «17»

 

 

 

 

 

Студент Ж.Н. Шишко

 

Группа  ЮРбз-1135Д

 

Преподаватель Д.А. Липинский

 

 

«22» декабря 2013г.

              (дата отправки работы на проверку)

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2013г.

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

1. Введение

3

2. Реализация права и ее формы

4

3. Применение права  и его особенности

7

4. Стадии правоприменительного процесса

10

5. Понятие акта применения права и его виды

16

Заключение

18

Список источников и литературы

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Применение права как  властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм необходимо в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы непосредственно. «Применение права является особой формой реализации права, поскольку индивидуальное властное решение по делу лишь направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в результате исполнения правоприменительного решения»1. Применение права осуществляется относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц. Применение права происходит в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы из-за правонарушения или в связи трудноразрешимой ситуацией (пробелы, коллизии в праве).

Применение права предполагает распространение права на отдельные жизненные обстоятельства - казусы, круг которых очерчен гипотезой юридической нормы. Определение названных фактических обстоятельств и их правовая оценка образуют содержание процесса применения права государственными органами. С точки зрения логики применение права представляет собой такое умозаключение, при котором из двух ультимативных суждений, связанных общим термином, вырабатывается третье. Применение права во всех своих формах выражено в принятии решения по конкретным делам (акты применения). В целом, правоприменение являет собой подведение отдельных жизненных случаев под юридическую норму (общее правило поведения).

В подходах к трактованию  и понимаю «применения права» имеется некая неоднозначность и множественность взглядов. Зачастую правоприменение видится «особой формой» реализации прав, осуществляемых государственными органами, должностными лицами или общественными организациями в пределах их компетенции, во властно-организующей форме деятельности, которая основана на конкретизации правовых норм и строгом соблюдении законности2. Иная трактовка данной категории заключается в том, что властная деятельность государственных органов или иных органов, уполномоченных государством, использующих свои социальные полномочия, сводится к изданию актов индивидуального значения на основе правовых норм. Тем самым, они решают конкретные вопросы жизни общества по существу. Нередко правоприменение рассматривают как такую форму его реализации, при которой государство проводит сложную, ответственную юридическую и организационную деятельность «по обоснованному существованию правовых норм относительно конкретных субъектов»3, фактов отношений реальной общественной жизни в рамках закона.

Реализация права и ее формы

Право выступает в  качестве высшей социальной ценности лишь тогда, когда его принципы и  нормы воплощаются в жизни, реализуются  в действия субъектов социального  общения. В правовом обществе народ, с одной стороны, и государство, с другой, принимают на себя обязательство следовать праву. Отсюда проблема реализации права имеет две стороны и может быть рассмотрена по двум направлениям: следование праву со стороны органов государства и должностных лиц; осуществление права в поступках граждан, в деятельности их организаций и объединений.

Исходной формой реализации права государством является за- конодательствование. Принятие правовых законов, формулирование в законах правовых предписаний  — самое трудное и самое  благородное дело законодателей. Тем  самым они реализуют содер-жащиеся в общественных отношениях объективные по обстоятельствам и естественные по условиям места и времени требования, вытекающие из самой природы вещей. 
Принятие подзаконных актов — уже вторичный процесс. Здесь в основном в форме конкретизации реализуется право, выраженное в законах. Хотя, конечно же, жизнь по-прежнему дает нам примеры того, как в подзаконных актах формулируются первичные нормы права, не имеющие своей основы в законах. В принципе и в нормальных условиях такая практика подлежит осуждению, поскольку отыскать право и сформулировать его надле-жащим образом представляется возможным только в ходе совершенной парламентской деятельности в рамках оптимально организованного законодательного процесса.

По причине пробельности законов и отсутствия норм в подзаконных актах конкретизацией права занимаются также высшие судебные инстанции, а в странах англосаксонской системы права — суды вообще. 
- Можно по-разному оценивать такую форму реализации права судами, но факт остается фактом: в определенных ситуациях судьи «черпали» -право непосредственно в жизни и' даже конкурировали в этом отношении с законодателем.

По общему правилу, основной формой реализации права судьями  и другими должностными лицами государства  считается применение правовых норм, содержащихся в законах и подзаконных нормативных актах. 
Если смотреть на реализацию права со стороны граждан, то было бы неверно не заметить их участия во всех отмеченных формах и их самостоятельного в ряде случаев (на своем уровне) осуществления права в виде законодательствования, конкретизации и применения права. В качестве примера здесь можно привести не только решение какого-то вопроса референдумом, когда народное волеизъявление (нахождение права) скрепляется законом, но и конкретизацию в рамках закона условий договора между предпринимателем и наемным работником, правоприменяющее возбуждение гражданином производства по делу частного обвинения.

Своего рода формой реализации права является толкование нормативных  актов государством и гражданами. К самому праву акты толкования ничего не добавляют, но они реализуют свободу субъектов социального общения на интерпретацию выраженной ими в нормативных актах воли.

Все сказанное связано  с различением права и закона и имеет практическое значение скорее для нормотворческой деятельности. Гораздо более широкий диапазон для юридической практики имеет деление форм реализации закона и иных нормативных актов государства. 
Установление государством правовых норм не представляет самоцели. Принятие закона есть лишь начало всего дела. Главная же задача состоит в сосредоточении всех усилий на деловом, практическом осуществлении тех преобразований, которые уже стали законом, но не стали еще" реальностью. Речь идет о реализации государственной воли, выраженной в правовой форме. Именно о реализации права в объективном смысле и принято чаще всего говорить, хотя тем самым и исключается анализ реализации субъ-ективных прав и юридических обязанностей участников конкретных правовых отношений.

Реализация права в  данном аспекте представляет собой деятельность, согласную с выраженной в законе волей. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат.

• Как конечный результат  реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий. Так, согласно нормам, регулирующим индивидуальную трудовую деятельность, граждане до начала занятия ею должны: 1) получить разрешение; 2) уплатить государственную пошлину за выдачу документа на разрешение; 3) получить регистрационное удостоверение или 4) приобрести патент. Только эти действия, а не какие-либо их эквиваленты, и только в полном наборе будут означать реализацию требований закона. Реализацией права достигается тот результат, к которому законодатель стремится и который, по его мнению, должен привести к какой-то полезной цели.

С объективной стороны  она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности, в некоторые сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий.

Субъективная сторона  в реализации права характеризует  отношение субъекта к реализуемым  правовым требованиям, его установки  и волю в момент совершения предписываемых действий. Субъект может быть заинтересованным в реализации права, осу-ществлять правовые предписания из сознания общественного долга или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе — скрупулезное следование образу действий, условиям места и времени их совершения.

Реализация не состоится, если хотя бы одно из обязательных условий будет нарушено.

По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм.

С позиций уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных  актах положений можно назвать три формы: 1) реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и пра-вовой деятельности; 2) реализация (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; 3) реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.

По субъекту реализации права можно выделить две формы: индивидуальную и коллективную. Некоторые  требования нельзя провести в жизнь  иначе, как объединяясь друг с  другом, выступая коллективным субъектом права.

По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием  правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование  и применение права. 
Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом. 
Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Использование права направлено на осуществление правомочий лица и, следовательно, по его усмотрению здесь могут иметь место как активное, так и пассивное поведение. 
Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

Классификация форм реализации права в практическом отношении тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов. Уже по этой причине совершенно несостоятельны попытки проигнорировать теорию форм реализации права (возможно по незнанию) и отождествлять применение права со всеми остальными формами. 
Успех или неуспех перевода нормативных требований права в реальное поведение связан в конечном счете с созданием надлежащей материальной базы, научно-техническим и ресурсным обеспечением, установлением оптимального образа жизни, созданием благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т.п. Вместе с тем, большое значение имеет субъективная сторона процесса осуществления права и средства прямого воздействия на волю и сознание людей.

3 Учебник Под ред. В.К. Бабаева . — М.:Юристъ,2003. — 592 с.

 

 

 

Применение права и его особенности

Применение - это  такой способ реализации права, который  связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы  права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому  рядовые граждане не могут применять  правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный.

Так, по мнению М.С. Строговича, гражданин, задержавший  на улице хулигана и доставивший  его в милицию, тем самым якобы  применил к нему норму права. Ученый, передавший в дар государству свою научную библиотеку или какую-либо иную ценную коллекцию, например собрание картин, тоже применил соответствующую правовую норму. Но применение ли это? Как нам представляется, в первом случае гражданин исполнил свой гражданский долг; во втором - использовал предусмотренное законом право подарить любую вещь любой организации или лицу. Здесь нет элемента властности.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных  актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более - мздоимство, вымогательство, взятки. Нередко чиновники создают искусственные препятствия, за преодоление которых требуют "вознаграждения". Известно, что современный российский госаппарат серьезно поражен коррупцией.

Правда, в последнее  время наряду с государственными учреждениями действует немало частных (нотариальные конторы, адвокатуры, пункты обмена жилья, хозрасчетные поликлиники, стоматологические кабинеты, всевозможные фирмы, бюро, ателье по оказанию коммунально-бытовых услуг и т.д.), которые объективно создают здоровую конкуренцию и ограничивают былой монополизм в названных сферах. "Просителей" у парадных подъездов стало меньше, а стало быть, меньше возможностей для злоупотреблений.

Информация о работе Правоприменение как особая форма реализации права