Правоприменение как особая форма реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Применение права как властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм необходимо в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы непосредственно. «Применение права является особой формой реализации права, поскольку индивидуальное властное решение по делу лишь направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в результате исполнения правоприменительного решения»1. Применение права осуществляется относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц. Применение права происходит в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы из-за правонарушения или в связи трудноразрешимой ситуацией (пробелы, коллизии в праве).

Содержание работы

1. Введение
3
2. Реализация права и ее формы
4
3. Применение права и его особенности
7
4. Стадии правоприменительного процесса
10
5. Понятие акта применения права и его виды
16
Заключение
18
Список источников и литературы
20

Файлы: 1 файл

ТГиП КР.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

С помощью грамматического  толкования смысл слов выясняется путем  установления круга лиц, к которому обращена юридическая норма.

Примером может  служить слово «представительство», которое употребляется в различных значениях. В гражданском праве оно используется применительно к сделкам, в международном - к посольствам и консульствам.

Грамматическое  толкование позволяет понять, что  смысл каждого слова зависит  от тех слов, с которыми оно связывается в предложении. Так, слово «содержание» имеет совершенно различный смысл в различных отраслях права. В семейном праве «содержание» эквивалентно понятию «материальное обеспечение», а в гражданском праве под содержанием понимается конкретный характер обязательств, возникающих из договоров или иных оснований.

Систематическое толкование – это раскрытие смысла нормы права путем выявления  ее места в системе соответствующего нормативно-правового акта.

Система нормативно-правовых актов определяется законодателем в строгом соответствии с определенным основанием ее создания.

Выясняя содержание толкуемой нормы через ее связь  с другими нормами, определяемую общими и в то же время специфическими признаками раздела правового акта, в котором она помещена, и общими принципами и назначением акта в целом, мы избегаем юридической ошибки. Так, например, статья о самоуправстве в УК РФ помещена в раздел о преступлениях против порядка управления, общим объектом которых является деятельность государственных органов по охране правопорядка. Понятие общего объекта определяет и смысл статьи о самоуправстве, которая в соответствии с этим применяется лишь тогда, когда речь идет о самовольном, с нарушением установленного законом порядка, осуществлении своего действительного или предполагаемого права, причинившего существенный вред гражданам либо юридическим лицам. Или взять договор дарения. Он закреплен в разделе под названием «Обязательственное право». Отсюда следует, что гражданское право трактует дарение не как одностороннюю сделку, а как договор. Поэтому к дарению должны применяться все те нормы, которые относятся к договорам.

Логическое  толкование – это разъяснение  и уяснение смысла и содержания норм права с помощью законов мышления. Логический способ толкования складывается из различных приемов. Одним из них является логическая дедукция ряда правовых следствий из предписаний нормы права.

Возьмем такой  прием логического толкования, как  толкование «от противного». Например, когда в статье ГК РФ предоставляется  гражданину или организации право требовать по суду опровержения порочащих их честь и достоинство сведений от распространившего их, то это делается с одним условием: если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. При подтверждении же этих сведений граждане или организации не вправе требовать опровержения порочащих их честь и достоинство сведений.

Приемом логического  толкования является заключение от меньшего к большему и наоборот. В соответствии с гражданским правом никто не может быть ограничен в правоспособности или дееспособности иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Отсюда следует вывод о том, что, помимо случаев, указанных в законе, правоспособность и дееспособность не могут быть ограничены.

Историческое толкование применяется тогда, когда возникает необходимость в раскрытии содержания толкуемой нормы права путем сопоставления ее с ранее действующей нормой или изучения подготовительных материалов, связанных с ее разработкой. Так, например, смысл и содержание тех или иных конституционных норм устанавливается путем изучения материалов, отражающих процесс разработки и принятия Конституции государства.

Установление  смысла и значения новых норм права  в ряде случаев требует изучения компетенции органа или должностного лица, издавшего соответствующий акт, по сравнению с их прежней компетенцией, что, в свою очередь, может быть сопряжено с изменением роли органа государства или должностного лица в механизме государства. Так, например, Указ Президента РФ «Положение о выборах в Государственную Думу» от 21 сентября 1993 г. при распущенных Съезде народных депутатов и Верховном Совете РФ обрел силу закона.

Потребность в  издании актов применения права  возникает в двух случаях.

Во-первых, когда  нарушены правовые запреты и наступает юридическая ответственность. Например, суд выносит приговор подсудимому за совершенное им преступление.

Во-вторых, когда  предусмотренные нормами права  субъективные права и юридические  обязанности могут быть реализованы  только на основе соответствующего акта применения права. Так, для постройки гражданином жилого дома (дачи) требуется разрешение соответствующих органов, выдаваемое на основе утвержденного проекта. В тех же случаях, когда субъекты права воздерживаются от нарушения правовых норм (соблюдение норм права) или когда установленные юридическими нормами правомочия и юридические обязанности возникают у конкретных лиц из заключаемых ими договоров или совершаемых ими односторонних сделок и их реализации, тогда нет необходимости в издании актов применения права.

Принятие решения  по делу может быть коллегиальным  или единоличным.

Принятое решение  в порядке, предусмотренном нормами  права, составляет содержание акта применения права. В нем обосновывается необходимость  данного решения, указывается его целевое назначение.

На этой завершающей  стадии применения права осуществляется контроль за реализацией принятого  решения. Само по себе появление акта применения права еще не гарантирует  его фактическое осуществление. Для этого необходимо предпринять  контрольные действия по его проведению в жизнь. В этой связи особое значение имеют действия по контролю за соблюдением и исполнением Основного закона государства, сердцевиной которого являются права и свободы человека и гражданина. Поэтому не случайно в Конституции РФ было записано, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» и «они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абдулаев М.И. . Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. –  М.: Финансовый контроль, 410 с. , 2004 г.

Понятие акта применения права и его виды

Применение права, являясь  особой формой правореализации, отличается от всех других форм свом правовым результатом  – правоприменительным актом. Акты применения права выступают официальным итогом и выражением правоприменительной деятельности, являясь самостоятельным элементом в механизме правового регулирования. Применение права – одна из его форм реализации, представляющая собой деятельность управомоченных субъектов, осуществляемая в особых процессуальных формах и направленная на реализацию правовых норм.

Акты применения права  характеризуются специфическими признаками:

Во-первых, акт применения права – это решение по конкретному  делу официального компетентного органа.

Во-вторых, акт применения права содержит властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства.

В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную  законом форму.

В-четвертых, акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности. Акт применения права регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.

Акт применения права  – официальное решение компетентного  органа по конкретному юридическому делу, имеющее властный характер, направленное на регулирование конкретных общественных отношений.

Акты применения права значительно отличаются от нормативно-правовых актов. В юридической науке выделяют следующие отличия:

  1. Нормативно-правовые акты носят общий характер и направлены на регулирование определенной группы общественных отношений. Акты применения права регулируют конкретные общественные отношения.
  2. Нормативные акты адресованы широкому кругу субъектов. Они регулируют деятельность неопределенного круга лиц, либо какой либо группы субъектов (например, государственных служащих). Акты применения права персонифицированы, адресованы конкретному физическому или юридическому лицу.
  3. Нормативно правовой акт является источником права. Он содержит нормы права – общие правила поведения. Акты применения права реализуют предписания нормативного акта, выступают средством претворения в жизнь нормы права. Правоприменительные акты приспосабливают нормы права к конкретным жизненным условиям и обстоятельствам.
  4. Нормативные акты рассчитаны на длительное применение. Они действуют, как правило, до изменения или отмены издавшими их органами или вышестоящим властным субъектом. Акты применения права имеют свойство однократного применения, после это они перестают действовать в связи с достижением цели их издания или принятия.

Несмотря на существенные различия между нормативными и правоприменительными актами, они тесно взаимосвязаны. Акты применения права всегда издаются на основе нормативных актов, без них они просто не нужны. Правоприменительные акты призваны реализовать нормативные предписания. Каждый закон нуждается в механизме реализации, который обеспечивается путем издания индивидуальных актов применения права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д.А.Липинский, Р.Л.Хачатуров ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Курс лекций Федеральное агентство по образованию Тольяттинский государственный университет, 174 с., 2008 г.

Заключение

 
          Право  (объективное и субъективное) таково  по природе, что требует своей реализации в деятельности людей. Порожденное общественными отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление. Сказанное относится к нормам законодательства, поскольку они представляют собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. Без выполнения правовых предписаний в жизнь, нормы мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное значение.

Реализация права –  это процесс, процедура претворения  правовых норм в общественную практику.

Динамичная правовая система представляет собой постоянное «воспроизводство» права, исторически непрекращающийся процесс правообразования и непрерывное, исключительно многообразное его осуществление в общественных отношениях, постоянно действующий процесс правореализации. Оба эти процессы связаны и проникают друг в друга. При первом пути правообразования, еще до принятия закона, существует и реализуется субъективное право, защищенное судебными актами – в процессе становления юридических норм вкраплены элементы правореализации. При втором пути правообразования субъективное право вкраплено в уже начавшийся процесс реализации юридических норм. В одном случае правообразования включает не только установление, но и какое-то осуществление субъективного права. В другом – правореализация включает продолжающийся процесс правообразования в условиях, когда объективное право уже начало осуществляться. Правообразование – предпосылка правореализации, в то время как социальные последствия последней образуют новые условия, вызывающие вновь правообразование.

К формам реализации права  относятся: соблюдение норм права, исполнение норм права, использование норм права  и применение норм права. Применение норм права является основной из форм реализации права и проходит несколько  стадий применения права.

Установление или анализ фактических обстоятельств юридического дела – эта стадия характеризуется тем, что по ней выясняется, обладает ли рассматриваемый случай юридической значимостью, попадает ли он под действие норм права или нет, выбрать нормами какой отрасли права регулируется то или иное деяние, являющееся объектом его анализа.

Выбор правовой нормы, подлежащей применению – это стадия предполагает отыскание нормы права, которая  связывает с теми или иными  фактами юридические последствия.

Следующая стадия применения права – «уяснения и разъяснения смысле и содержания (толкование) нормы права». Она имеет своей целью правильное применение содержащихся в них предписаний к конкретным случаям жизни. Толкование норм права это деятельность государственных органов, различных организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержание общеобязательной воли общества, выраженный в нормах права.

После разъяснения и  уяснения смысла и содержание юридических  норм соответствующие органы государства  принимают решения, которые оформляются в официальных актах. Эти акты называются актами применения права. Акт применения права – это властное предписание органов государства, индивидуализирующее нормы права к конкретным случаям жизни. Принятое решение в порядке, предусмотренном нормами права, составляет содержание акта применения права. В нем обосновывается необходимость данного решения, указывается его целевое назначение.

Завершающей стадией  применения права является осуществление  контроля за реализацией принятого решения. Контрольными функциями по проверке и реализации акта применение на высшем уровне обладают Президент Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации. На ином уровне ими наделены соответствующие государственные органы и должностные лица. 
В работе раскрыта содержание понятия реализации права, в определении и характеристике путей им форм реализации права, рассмотрено правоприменение как особая форма реализация права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права / учебное пособие – Москва, 2013.

Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права / М.И. Байтин. – Саратов: СГАП, 2006.

Венгеров А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М.: Омега, 2007.

Комаров С.А. Теория государства и права : учебн.-мет. пос. : краткий учебник для вузов / С.А. Комаров, А.В. Малько. – М.: Норма-Инфра-М, 2001.

Информация о работе Правоприменение как особая форма реализации права