Правосознание и правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятий, структур, функций и видов правосознания и правовой культуры, применение в деятельности юриста и в правовом воспитании, а так же рассмотрение правового нигилизма.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд взаимосвязанных задач:
1. Раскрыть понятие, основные черты, структуру, функции, и виды правосознания и правой культуры;
2. Изучить суть взаимодействия права и правосознания;
4. Рассмотреть применение правосознания и правовой культуры в деятельности юриста;
5. Изучить правовое воспитание, его понятие, методы, и формы;
6. Дать характеристику правого нигилизма как составляющая правовой культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, структура, функции, и виды правосознания………..…....5
1.1 Понятие и основные черты правосознания …………………...…5
1.2 Структура правосознания …………………………….………......7
1.3 Функции и виды правосознания……….…………………..…..…8
Глава 2. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры..............11
3.1 Понятие и структура правовой культуры ……..……………..…11
3.2 Виды и функции правовой культуры………………...........….....13
Глава 3. Взаимодействие права и правосознания…...….………...……15
Глава 4. Правосознание правовая культура в деятельности юриста.............16
Глава 5. Правовое воспитание: понятие, методы, формы ……….............…18
5.1 Понятие правового воспитания………………………...……….18
5.2 Формы и методы правового воспитания……….…….....………19
Глава 6. Правовой нигилизм …………………………………...…...………20
6.1 Формы выражения правового нигилизма…………...……….….21
Заключение……………………………………………………...........………24
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Обыденное правосознание  – это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

                    И ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ              

 

2.1 Понятие и структура правовой культуры

 

Правовая культура –  часть общей культуры общества или  отдельной личности. Культура как  собирательное понятие имеет  множество различных форм проявлений, сторон, видов, «срезов», «измерений». В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это – особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.

Правовая культура тесно  связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства7.

В отечественной литературе над проблемой правовой культуры активно работают такие ученые-правоведы, как Н. Л. Гранат, Н. М. Кейзеров, В. И. Каминская, А. Р. Ратинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко, В. Н.Синюков и др. Выработаны краткие определения данного понятия.

Под правовой культурой  предлагается понимать «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей» (А. Р. Ратинов). В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.

 

        

Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Кроме того, правовая культура – многоуровневое понятие.

Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных  слоев и групп населения, должностных  лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Гегель указывал на несовпадение «теоретической и практической культуры».

Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие «показатели», как достигнутый  уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются:

1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

2) знание действующих  законов страны (незнание законов  не освобождает человека от  ответственности за их нарушение);

3) соблюдение, исполнение  или использование этих законов,  ибо одно только знание юридических  предписаний не может дать желаемого эффекта;

4) убеждение в необходимости,  полезности, целесообразности законов  и иных правовых актов, внутреннее  согласие с ними;

5) правильное понимание  (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная  деятельность субъекта по пресечению  правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей  формулой: знать – уважать –  соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение8.

 

2.2 Виды и функции правовой культуры

           

Правовая культура общества зависит от уровня развития социальных  профессиональных групп, а также  от уровня развития отдельных индивидов. Поэтому выделяют следующие виды правовой культуры: общества, социальной группы (профессиональная культура юриста), личности.

 

Выделим показатели правовой культуры каждого из этих видов:

Показатели правовой культуры общества:

- уровень правосознания  граждан и должностных лиц, их убежденность в следовании предписаниям правовых норм;

- уровень совершенства  законодательства (научная обоснованность, эффективность, справедливость);

- уровень законности  и правопорядка;

- уровень работы правоприменительных,  в том числе правоохранительных, органов, достаточная материальная их оснащенность;

- уровень развития юридической  техники.

 

Показатели правовой культуры личности:

- знание и понимание права;

- уважение права в силу личного  убеждения;

- правовая активность.

 

Профессиональная культура юриста

- правовая культура;

- этическая (нравственная) культура;

- политическая культура.

 

         Функции  правовой культуры:

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно  в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового  принципа «не запрещенное законом  дозволено». Человек, не обладающий необходимым  уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

Поэтому усиление культурного  и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма.

Культура – это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода «правовой всеобуч». Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы9.

 

ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И ПРАВОСОЗНАНИЯ

 

  Сам термин «правосознание» состоит,  из двух слов - «право» и «сознание». Уже из этого словообразования вытекает тесная взаимосвязь указанных слагаемых. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения – право. Онтологически они неразрывны10.

В практическом плане право и  правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной  стороны, право служит основной базой  и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой – правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).

Правосознание активно  «вторгается» в законотворчество, правореализацию, юридическую практику, деятельность правовых учреждений, госаппарата и его должностных лиц, упрочение законности и правопорядка. В научной литературе приводится формула: правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с правом (Н. С. Малеин, Н. Л. Гранат и др.). В целом этот образ верный, однако он требует, на наш взгляд, некоторых оговорок, ибо правосознание нельзя оторвать от права и поставить где-то рядом с ним; оно органически вплетается в него. И развиваются они не «параллельными курсами», а вместе, взаимно поддерживая и дополняя друг друга.

В заключение отметим, что правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано. Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. Растет преступность, другие противоправные деяния. Главная причина – кризисное состояние общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранительных органов.

Когда-то Ф. Энгельс писал, что есть два способа разложить  нацию: наказывать невиновных и не наказывать виновных. У нас, к сожалению, встречается и то и другое. Когда люди видят, что есть преступление, но нет наказания или, наоборот, есть наказание, но нет преступления, то их правосознание серьезно деформируется, они перестают верить в закон, власть, правосудие, справедливость.

 

 

 

ГЛАВА 4. ПРАВОСОЗНАНИЕ  И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА

 

Правовая культура профессиональной группы или профессиональная правовая культура — одна из форм правовой культуры общества, свойственная той общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки. Как правило, это культура рабочей группы, члены которой являются служебными лицами и носителями служебной правовой культуры.

Профессиональной правовой культуре рабочей группы (коллектива) и ее членам свойственна более высокая ступень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности.

Правовая культура юриста усматривается в критическом  творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

Профессиональная культура юриста предполагает:

1. Знание законодательства  и возможностей юридической науки.

2. Убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов.

3. Умение пользоваться  правовым инструментарием — законами  и другими правовыми актами  в повседневной деятельности, прибегать  к использованию всех достижений  юридической науки и практики  при принятии и оформлении решений.

Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике только тогда, когда юрист как  служитель закона честно исполняет  свой морально-правовой долг, постоянно  повышает свое мастерство, овладевает достижениями теоретической и практической юриспруденции.

Вместе с тем каждая юридическая профессия имеет  свою специфику, что обусловливает  и особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников  органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). Причем уровень профессиональной культуры, например, сотрудников милиции различен.

Различия наблюдаются  в правовой культуре рядового и начальствующего  состава, офицеров различных подразделений  милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т.д. Здесь выявляется общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции» как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права. Правовая культура должна характеризоваться большей зрелостью и профессионализмом11.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ

5.1. Понятие правового воспитания

 

Правовое воспитание –  составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество  компонентов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.

Юристы имеют дело с  правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес  и поэтому изучается юридической  наукой. Необходимость правового  воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма – одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Одна из главных целей  правового воспитания – выработка  у гражданина здорового чувства  права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

 

 

5.2 Формы и методы правового воспитания

Информация о работе Правосознание и правовая культура