Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятий, структур, функций и видов правосознания и правовой культуры, применение в деятельности юриста и в правовом воспитании, а так же рассмотрение правового нигилизма.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд взаимосвязанных задач:
1. Раскрыть понятие, основные черты, структуру, функции, и виды правосознания и правой культуры;
2. Изучить суть взаимодействия права и правосознания;
4. Рассмотреть применение правосознания и правовой культуры в деятельности юриста;
5. Изучить правовое воспитание, его понятие, методы, и формы;
6. Дать характеристику правого нигилизма как составляющая правовой культуры.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, структура, функции, и виды правосознания………..…....5
1.1 Понятие и основные черты правосознания …………………...…5
1.2 Структура правосознания …………………………….………......7
1.3 Функции и виды правосознания……….…………………..…..…8
Глава 2. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры..............11
3.1 Понятие и структура правовой культуры ……..……………..…11
3.2 Виды и функции правовой культуры………………...........….....13
Глава 3. Взаимодействие права и правосознания…...….………...……15
Глава 4. Правосознание правовая культура в деятельности юриста.............16
Глава 5. Правовое воспитание: понятие, методы, формы ……….............…18
5.1 Понятие правового воспитания………………………...……….18
5.2 Формы и методы правового воспитания……….…….....………19
Глава 6. Правовой нигилизм …………………………………...…...………20
6.1 Формы выражения правового нигилизма…………...……….….21
Заключение……………………………………………………...........………24
Список используемой литературы…………………………
Среди форм правового воспитания обычно выделяют:
а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);
б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);
в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);
г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).
Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.
В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право – свое и чужое12.
ГЛАВА 6. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни. Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство»13.
Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах — теоретической (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают (думается, вполне искренне), что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа, в многомиллионные жертвы среди населения, в превращение правящей элиты в конечном счете в преступную клику (вот почему становится закономерной и легкой опора государственных органов и должностных лиц, например, органов безопасности, тюремной администрации и т. д., в проведении государственной политики на уголовные элементы).
Понятно, что в тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами.
И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах народа», «для выполнения плана» и т. д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм. В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма14.
6.1 Формы выражения правового нигилизма
Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.
1. Прежде всего, это
прямые преднамеренные нарушени
2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам». Царит правовая анархия, законы никто не выпполняет.
3. Война законов, издание
противоречивых, параллельных или
даже взаимоисключающих
4. Подмена законности
политической, идеологической или
прагматической
5. Конфронтация представительных
и исполнительных структур
6. Серьезным источником
и формой выражения политико-
Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма. Это:
во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер;
во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;
в-третьих, многообразие форм проявления – от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от «верхушечных» до бытовых;
в-четвертых, особая степень разрушительности;
в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;
в-шестых, связь с негативизмом – более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество.
Правовой нигилизм приобрел качественно новые свойства, которым он не обладал ранее. Он заполнил все поры общества, принял оголтелый, повальный, неистовый характер. Сложилась крайне неблагоприятная и опасная социальная среда, постоянно воспроизводящая и стимулирующая антиправовые устремления субъектов. Возникло грозное явление, которое может отбросить демократические преобразования в России на многие десятилетия назад15.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в юридической и другой литературе, в периодической печати отмечается невысокий уровень правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Об этом свидетельствует рост преступности, других правонарушений. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
Теория государства и права традиционно исследует такие категории как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, какова роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом.
Важное место отведено в моей работе вопросу, как слаборазвитое правовое сознание оказывает отрицательное значение на общество и его институты. Формами такого отрицательного проявления являются правовой нигилизм. Это явления важно для изучения правосознания потому, что мне будущему юристу-практику придется сталкиваться с этими явлениями, которые играют не мало важную роль в процессе реализации правовых норм и предписаний.
Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины моего интереса к данной теме. Используя различные источники, я попыталась выяснить, какое значение в современном обществе имеет правосознание и как оно связано с правовой культурой.
Поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующими результатами.
1. Правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Структура правосознания. Состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления. Правосознание выполняет следующие основные функции: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую. Виды правосознания по степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное; по уровню (глубине) отражения правосознание делится на: научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное.
2. В практическом плане
право и правосознание
3. Правовая культура
– часть общей культуры
4. В деятельности юриста
профессионализм и
5. Правовое воспитание – составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей. Среди форм правового воспитания можно выделить: а) правовую пропаганду; б) правовое обучение; в) юридическую практику, повседневный опыт; г) самообразование.
Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов.
6. Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.
В заключение хотелось бы привести в пример слова философов В.С.Нерсесянца и Б.А.Кистяковского:
“ Право как культурный феномен – часть общечеловеческой культуры. Правовая культура – это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей16.
Право – это не культурный плод
на диком дереве, а плод окультуренного
дерева. Поэтому людям и народам,
возжелавшим вкусить такой
“ Все культурное человечество живет в государственных единениях. Культурный человек и государство – это два понятия, взаимно дополняющие друг друга. Поэтому культурный человек даже не мыслим без государства”17.