Правосознание и правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описать сущность правосознания, рассмотреть правовую культуру как составляющее правосознания.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается понятие, основные черты, структура, функции, и виды правосознания;
2. описывается суть взаимодействия права и правосознания;
3. рассматривается понятие, структура, функции и виды правовой культуры;
4. описывается правовое воспитание, его понятие, методы, и формы

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, структура, функции, и виды правосознания ……..……5
1.1 Понятие и основные черты правосознания ………………...………5
1.2 Структура правосознания ………………………………………..….7
1.3 Функции и виды правосознания……………………………….……8
Глава 2. Взаимодействие права и правосознания ………………………..…11
Глава 3. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры ….....13
3.1 Понятие и структура правовой культуры ………...………………13
3.2 Виды и функции правовой культуры………………………….…..15
Глава 4. Правовое воспитание: понятие, методы, формы ……………..…18
4.1 Понятие правового воспитания…………………………………….18
4.2 Формы и методы правового воспитания…………………..………19
Глава 5. Правовой нигилизм …………………………………………..………21
5.1 Понятие и источники правового нигилизма………………………21
5.2 Формы выражения правового нигилизма………………...……….22
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы………………………………...…………28

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП 4 курс.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.).

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными.

По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное.

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений – в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание  – это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И ПРАВОСОЗНАНИЯ

 

 Сам термин  «правосознание» состоит, как видим, из двух слов - «право» и «сознание». Уже из этого словообразования вытекает тесная взаимосвязь указанных слагаемых. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения – право. Онтологически они неразрывны7.

В практическом плане право и правосознание  оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право  служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой – правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).

Правосознание активно «вторгается» в законотворчество, правореализацию, юридическую практику, деятельность правовых учреждений, госаппарата и его должностных лиц, упрочение законности и правопорядка. В научной литературе приводится формула: правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с правом (Н. С. Малеин, Н. Л. Гранат и др.). В целом этот образ верный, однако он требует, на наш взгляд, некоторых оговорок, ибо правосознание нельзя оторвать от права и поставить где-то рядом с ним; оно органически вплетается в него. И развиваются они не «параллельными курсами», а вместе, взаимно поддерживая и дополняя друг друга.

В заключение отметим, что правосознание в  современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано. Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. Растет преступность, другие противоправные деяния. Главная причина – кризисное состояние общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранительных органов.

Когда-то Ф. Энгельс  писал, что есть два способа разложить  нацию: наказывать невиновных и не наказывать виновных. У нас, к сожалению, встречается и то и другое. Когда люди видят, что есть преступление, но нет наказания или, наоборот, есть наказание, но нет преступления, то их правосознание серьезно деформируется, они перестают верить в закон, власть, правосудие, справедливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

3.1 Понятие и структура правовой культуры

 

Правовая  культура – часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, «срезов», «измерений». В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это – особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.

Правовая культура тесно  связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства8.

В отечественной  литературе над проблемой правовой культуры активно работают такие  ученые-правоведы, как Н. Л. Гранат, Н. М. Кейзеров, В. И. Каминская, А. Р. Ратинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко, В. Н.Синюков и др. Выработаны краткие определения данного понятия.

Под правовой культурой предлагается понимать «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей» (А. Р. Ратинов). В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.

 

         Структура правовой культуры

Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Кроме того, правовая культура – многоуровневое понятие.

Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Гегель указывал на несовпадение «теоретической и практической культуры».

Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Наиболее  характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются:

1) достаточно  высокий (приемлемый) уровень правосознания;

2) знание действующих  законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение);

3) соблюдение, исполнение или использование  этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;

4) убеждение  в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

6) правовая  активность, т.е. целенаправленная  инициативная деятельность субъекта  по пресечению правонарушений; противодействие  беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать – уважать – соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение9.

 

3.2 Виды  и функции правовой культуры

       

  Виды правовой  культуры

Правовая  культура общества зависит от уровня развития социальных  профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. Поэтому выделяют следующие виды правовой культуры: общества, социальной группы (профессиональная культура юриста), личности.

Выделим показатели правовой культуры каждого из этих видов:

 

Показатели  правовой культуры общества:

- уровень  правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в следовании предписаниям правовых норм;

- уровень  совершенства законодательства (научная  обоснованность, эффективность, справедливость);

- уровень  законности и правопорядка;

- уровень  работы правоприменительных, в  том числе правоохранительных, органов, достаточная материальная их оснащенность;

- уровень  развития юридической техники.

 

Показатели  правовой культуры личности:

- знание и  понимание права;

- уважение  права в силу личного убеждения;

- правовая  активность.

  • Профессиональная культура юриста

    - правовая  культура;

    - этическая  (нравственная) культура;

    - политическая  культура.

     

             Функции правовой культуры:

    Правовая  культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.

    Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа «не запрещенное законом дозволено». Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

    Поэтому усиление культурного и морального фактора  является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма.

    Культура  – это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода «правовой всеобуч». Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы10.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ГЛАВА 4. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ

    4.1. Понятие правового  воспитания

     

    Правовое  воспитание – составная часть  общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.

    Юристы имеют дело с правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма – одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

    Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

    Одна из главных  целей правового воспитания –  выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

    Информация о работе Правосознание и правовая культура