Правосознание и правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описать сущность правосознания, рассмотреть правовую культуру как составляющее правосознания.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается понятие, основные черты, структура, функции, и виды правосознания;
2. описывается суть взаимодействия права и правосознания;
3. рассматривается понятие, структура, функции и виды правовой культуры;
4. описывается правовое воспитание, его понятие, методы, и формы

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, структура, функции, и виды правосознания ……..……5
1.1 Понятие и основные черты правосознания ………………...………5
1.2 Структура правосознания ………………………………………..….7
1.3 Функции и виды правосознания……………………………….……8
Глава 2. Взаимодействие права и правосознания ………………………..…11
Глава 3. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры ….....13
3.1 Понятие и структура правовой культуры ………...………………13
3.2 Виды и функции правовой культуры………………………….…..15
Глава 4. Правовое воспитание: понятие, методы, формы ……………..…18
4.1 Понятие правового воспитания…………………………………….18
4.2 Формы и методы правового воспитания…………………..………19
Глава 5. Правовой нигилизм …………………………………………..………21
5.1 Понятие и источники правового нигилизма………………………21
5.2 Формы выражения правового нигилизма………………...……….22
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы………………………………...…………28

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП 4 курс.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

 

4.2 Формы и методы правового воспитания

 

Формы правового  воспитания

Среди форм правового  воспитания обычно выделяют:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода «юридический всеобуч»);

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);

в) юридическую  практику, повседневный опыт (участие  в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

 

Методы правового  воспитания

Методами  правового воспитания выступают  убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе правового  воспитания важно сформировать у  каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право – свое и чужое.

Весьма любопытны  в этой связи рассуждения известного немецкого ученого-правоведа 19 столетия Р. Иеринга из его работы «Борьба за право», выдержавшей десятки изданий во многих странах мира и ставшей классической:

«...Цель права  – мир, путь к нему – борьба, - пишет он. – Пока право подвержено опасности со стороны неправа, до тех пор ему не избавиться от борьбы. Все права в мире завоеваны. Каждое значительное правовое положение, каждое право, все равно народа или индивида, предполагает постоянную готовность защищаться. Вот почему богиня справедливости, держа в одной руке весы для взвешивания права, в другой держит меч для его защиты. Меч без весов будет голой силой, весы без меча – бессилием права... Где только существующее право опутало своими корнями интересы – там новому праву приходится пролагать себе путь при помощи борьбы. Эта борьба тянется столетия. Высшего напряжения она достигает в том случае, если интересы приняли форму приобретенных прав. Право не дается народам само собой, они должны за него бороться, спорить, сражаться и истекать кровью. Идея права и интерес государства идут рука об руку.

Сопротивление личности неправу, т.е. нарушению права, есть обязанность, долг; оно есть долг управомоченного к самому себе, ибо таково веление нравственного самосохранения; оно есть долг по отношению к обществу, ибо оно необходимо для существования права. Подобно тому как народ борется за свою честь и независимость, точно так же и гражданин стремится оградить себя от наглого попрания своего права, ибо дело идет об идеальной цели – утверждении самой личности и ее правового чувства11.

 

 

 

ГЛАВА 5. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

5.1. Понятие и  источники правового нигилизма

 

Правовой  нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии... отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни» (В.А. Туманов). Речь идет о невостребованности права обществом.

Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек12.

Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы живем в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти. Представления о праве как указаниях «начальства» настойчиво культивировались в народе – то, что исходит «сверху», от властей, то и есть право.

Вместе с  тем из права максимально выжимали его карательные возможности и немало «преуспели» в этом. Командно-бюрократическая система не только не боролась с правовым нигилизмом, но по-своему опиралась на него, ибо он прекрасно вписывался в эту систему. О правовом нигилизме даже не говорили, как будто его не существовало. В этой двойственности, своеобразном политическом флирте – корни рассматриваемого явления. С одной стороны, право – рудимент и помеха, с другой – оно с полной отдачей использовалось как инструментально-принудительное средство.

Сегодня главный  источник рассматриваемого зла –  кризисное состояние российского  общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правового, нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес13.

Правовой  нигилизм – продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

 

5.2 Формы выражения  правового нигилизма

 

Существует  множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.

1. Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Эти нарушения составляют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. Страна все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сводит на нет все реформаторские усилия, разлагает нравственные и правовые устои общества, подрывает престиж России на международной арене.

2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по «своим правилам». Царит правовая анархия, законы никто не выпполняет.

3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся «надзаконными». Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы.

4. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок

5. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам.

6. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств.

Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые  общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма. Это:

во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер;

во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

в-третьих, многообразие форм проявления – от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от «верхушечных» до бытовых;

в-четвертых, особая степень разрушительности;

в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

в-шестых, связь с негативизмом – более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество.      

Правовой  нигилизм приобрел качественно новые  свойства, которым он не обладал ранее. Он заполнил все поры общества, принял оголтелый, повальный, неистовый характер. Сложилась крайне неблагоприятная и опасная социальная среда, постоянно воспроизводящая и стимулирующая антиправовые устремления субъектов. Возникло грозное явление, которое может отбросить демократические преобразования в России на многие десятилетия назад14.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, исследования, проведенные в данной курсовой работе, исходили из следующих положений:

1) правосознание как  сфера или область сознания, отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение деятельности людей в юридически значимых ситуациях;

2) понимание правовой культуры как качественного состояния правовой жизни общества, выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознании и правовом развитии личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности., положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующими результатами.

1. Правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Структура правосознания. Состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления. Правосознание выполняет следующие основные функции: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую. Виды правосознания по степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное; по уровню (глубине) отражения правосознание делится на: научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное.

2. В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой – правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).

3. Правовая культура – часть общей культуры общества или отдельной личности. Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Правовая культура общества зависит от уровня развития социальных  профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. Поэтому выделяют следующие виды правовой культуры: общества, социальной группы (профессиональная культура юриста), личности. Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний.

4. Правовое воспитание – составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей. Среди форм правового воспитания можно выделить: а) правовую пропаганду; б) правовое обучение; в) юридическую практику, повседневный опыт; г) самообразование.

Информация о работе Правосознание и правовая культура