Правосознание: виды и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных. Перед человеком предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, что называют сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность. Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен мир, и он сам.

Содержание работы

Введение 3-5
1. Понятие правосознания 7
2. Функции правосознания 8-11
3. Виды правосознания 11-14
4. Элементы и структура правосознания 14-17
5. Правовой нигилизм как вид деформации правосознания 21-24
Заключение 25-26
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

ТГП ОКСАНА уже уходила пэтому сохранил я....doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       


 

Содержание:

     Введение                                                                                                 3-5

  1. Понятие правосознания                                                                        7
  2. Функции правосознания                                                                    8-11
  3. Виды правосознания                                                                          11-14
  4. Элементы и структура правосознания                                            14-17                                        
  5. Правовой нигилизм как вид деформации правосознания              21-24

      Заключение                                                                                             25-26


      Список используемой литературы                                                         27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 Введение

В современной  учебной  литературе   по   предмету: «Теория государства и права» даются различные  понятия правосознания.

Предметом данной работы является область сознания, отражающую  правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически - значимых ситуациях.

Я  считаю   проблема   сознания –  одна   из   самых    трудных.

На данную тему существует большое количество статей, и каждый автор высказывает свою точку  зрения на проблемы правового сознания.

     Проблема  сознания – одна из самых  трудных и загадочных. Перед   человеком предстает мир, разворачивается  зрелище бесчисленных предметов,  их свойств, событий и процессов;  люди пытаются разгадать тайны  мироздания, объяснить причины своих  переживаний, что называют сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность. Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как благостный великий дар человеку. Один из талантливейших философов советского периода Э.В.Ильенков был уверен, что подавляющее число мыслителей всерьез полагают, что сознание – это «проклятый дар» Божий человеку и без него человек был бы счастливее. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство – чисто человеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства. Уважение     к праву лежит в самой   сути   гражданского  воспитания. Но уважение к закону – это такое отношение к правовым предписаниям, когда человек практически в своей деятельности и мотивации признает личностную ценность закона.

Личность может быть законопослушной, сообразовывать свое поведение с требованиями закона в связи с осознанием его исторической необходимости, обще социальной ценности. Однако уважение к закону как внутренняя установка личности, рационально-эмоциональное отношение к его духу и букве формируется на основе признания ценности закона для личности.


     При формировании  личности в нормальных условиях  социализации правовые запреты  принимаются к сведению и становятся  привычными рамками поведения;  постепенно складывается социальный  стереотип поведения личности. В  основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном. У человека формируется механизм социального саморегулирования, т.е. привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом.

      Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность – прогнозирование последствий поступков до их совершения – и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей.

     Осознание  себя в качестве некоторого  устойчивого объекта предполагает  внутреннюю целостность, постоянство  личности, которая независимо от  ситуации способна оставаться  сама собой. Единство, целостность  и независимость при восприятии своего « я », т.е. узнавание себя при непрерывном изменении внешних условий существования человека, которое приводит к постоянному преобразованию внутреннего мира, является вершиной в борьбе за независимость человека от среды.

    Результатом успешного усвоения норм поведения является внутренний контроль, когда человек настолько глубоко усвоил бытующие нормы морали, поведения, что, не задумываясь, поступает так, как этого требует общество. Нормально социализированный человек при совершении им поступка, который не соответствует его внутренним критериям, испытывает недовольство собой.

Цель данной курсовой работы изучить такое явление, как  правосознание, пути и способы его  развития, воздействие которое оно оказывает на жизнь индивида или общества.

Я поставила для данной темы, задачи такие как рассмотреть  понятие, функции, виды правосознания , раскрыть его структуру виды. Также рассмотреть отношение к правовому сознанию различных российских ученых.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               2.ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ


 

 Правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую  правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически - значимых ситуациях.

      Теория Государства и Права традиционно исследует такие категории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом, и роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения и юристов-профессионалов.(2)

         Сознание возникает в процессе  любой деятельности и проявляется  в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов. Как замечает профессор С.С. Алексеев, правосознание неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право является социальным регулятором отношений людей, наделенных волей и сознанием и процесс создания права (правотворчество), а также процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.        

 

 

 

 

 

 

________________________________________________________________

(1) Теория государства и права . Москва 2008 год. Норма-Инфра

(2) Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М, 2005- С. 243.

2.1.ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ


 

   Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие функции практически не охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и прочее.

   Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».

     Оценочная функция вызывает определенное      эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы общества.


    Ценным  признается то, что служит объектом  желания, целью деятельности, что  подвергается выбору и предпочтению  в ряду других явлений.                                            

     В содержание правосознания входят 4 основных вида оценочных отношений  к праву и законодательству (его  принципам, нормам, институтам); к  правовому поведению окружающих  и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, суду, юстиции, овд, их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка).

   Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно правовая ориентация – это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллективы), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях

       Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.  

    Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.


   Правовая подготовка людей не исчерпывается их  формальными юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться                                    

    Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, определяющим соответствие поведения (деятельности) нормам права, являются ценностные отношения к закону. Для юристов – профессионалов наряду  с отношением к закону одинаково  значимыми являются правовые знания и умения применять их. В отличие от населения, которому достаточно знать принципы, аксиомы права и наиболее ходовые (нужные) нормы права, юристы должны досконально знать аксиомы, принципы и нормы тех отраслей права, с которыми они работают, достаточно хорошо – всех других, смежных отраслей, обязательно – источники права, научную литературу (рекомендации) и судебную практику по реализуемым отраслям права. Они должны быть готовы освоить в необходимом объеме новые знания из любой отрасли права, науки и техники, которые окажутся нужными в работе.

    Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.

    Будучи в  известном смысле непосредственным  источником  права, правосознание  находит свое выражение в правовых  актах, оказывает воздействие  на сам процесс и результаты  правотворчества. Через правовое  сознание и благодаря именно  ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах.

     Правовые нормы, в  свою очередь, оказывают воздействие  на развитие правового сознания  граждан, формирование правильных  представлений о правовых принципах  и нормах, правоотношениях, ответственности. Правосознание играет регулирующую роль в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоохранительных актов, а также всех видов конкретных  юридических решений. Тот факт, что исполнение правовых норм значительной  частью людей (разной в разных условиях) осуществляется сознательно, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет эту свою роль приведения поведения в соответствие с целью и волей, выражаемых в праве, тем крепче законность и правопорядок.


          Оценка результатов деятельности  и каждого решения в правовой  сфере также производится с  помощью правового сознания.

          Результатом оценки является признание поведения (деятельности) правомерным или противоправным, а если противоправное поведение совершается специальным субъектом – должностным лицом, работником правоохранительных органов на службе или в связи со службой – нарушением законности. Таким образом, правовое сознание является органической составной частью правотворческой и право реализующей деятельности, играет роль механизма или инструмента. (3)

 

                         3.ВИДЫ ПРАВОВОСОЗНАНИЯ

 

Известны различные  виды правосознания. По субъектам правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное.

          Индивидуальное и групповое правовое  сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое  правосознание не существует  вне индивидуального.

           С точки зрения глубины отражения  правовой деятельности обычно  выделяют три уровня правосознания:  обыденное (эмпирическое), научное  (теоретическое) и профессиональное. Обыденное правосознание складывается  стихийно, под влиянием конкретных  условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.

   Теоретическое (научное)  правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности.

   Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики, т.к. нет ничего более практичного, чем хорошая теория.

Информация о работе Правосознание: виды и структура