Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:59, курсовая работа
Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных. Перед человеком предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, что называют сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность. Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен мир, и он сам.
Введение 3-5
1. Понятие правосознания 7
2. Функции правосознания 8-11
3. Виды правосознания 11-14
4. Элементы и структура правосознания 14-17
5. Правовой нигилизм как вид деформации правосознания 21-24
Заключение 25-26
Список используемой литературы 27
На теоретическом уровне правовой нигилизм складывается в форме идеологии с ее последовательным развитием и формулировкой выводов в рамках общественной науки, что основывается главным образом на философских, социологических, экономических, правовых посылках учителей философии и права, учения которых заранее объявляются непогрешимыми и единственно верными.
Причинами появления и широкого распространения правового нигилизма выступают процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное отражение существующей реальности в сфере права в виде скептического, пренебрежительного и отрицательного ее восприятия. Подобных причин множество. Автору представляется возможной их классификация на субъективные (население не верит в то, что право в состоянии надлежащим образом урегулировать жизнь общества) и объективные (несоответствие текущего законодательства и реального механизма воплощения требований права запросам политической, экономической и социальной практики). К субъективным причинам возникновения правового нигилизма диссертант относит: снижение так называемого социально-позитивного иммунитета общества, низкий уровень правовых знаний и правовой культуры, несоответствие сути юридического статуса личности, закрепленного законодательно, и реального механизма его действия и т.п. В качестве объективных причин называются: исторические условия формирования национального правосознания и правовой государственности, отождествление закона и права, факты игнорирования исполнительной и законодательной властью законодательства, особенно в сфере прав личности, неопределенность формулировок закона, популизм и низкое качество законотворчества и т.п.
Исследуюя структурные элементы явления «правовой нигилизм», выделяются идеология, психология и поведенческий акт.
Идеология, как составляющая структуры явления «правовой нигилизм», заключается в наличии у членов общества взглядов, понятий, убеждений и стереотипов оценивающих действующее право и окружающую юридическую действительность негативно-отрицательно. Особенно, на взгляд автора, недопустимо проявление идеологического компонента правового нигилизма в сфере правотворчества и правореализации. Если для правовой идеологии характерно наличие концептуально или систематизировано оформленной структуры, в ее разработке принимают участие ученые, правоведы, политические деятели и т.п., то идеология нигилизма в праве на уровне индивидуума, как правило, характеризуется отсутствием четкой программы, или ее абстрактностью.
Психологический элемент
в структуре правового
Поведенческий акт в структуре правового нигилизма есть результат изменения позиции личности от роли стороннего наблюдателя, к заинтересованности, от заинтересованности к убежденности, а затем и к действию, содержание которого обусловлено социальными и психофизиологическими факторами. Выбор варианта правомерного или правоотрицающего поведения зависит от ценностного отношения к праву в целом, к отдельным его нормам и институтам. Несоответствие сути юридического статуса личности, закрепленного законодательно, и реального механизма его осуществления увеличивает число людей, чье поведение можно характеризовать посредством термина «правовой нигилизм», что подтверждается результатами проведенного автором анкетирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое сознание
и правовая культура общества
в целом развивается и
Правовое воспитание есть целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательный эффект.
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали, который именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека.
Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания.
На роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек. (А.Д.Сахаров, А.Ф. Кони), который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу.
По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях.
Очень важно ознакомление
населения с образцами и
Тем более важно обучать этому будущих юристов – профессионалов, чтобы основная цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
Результатом воздействия права на сознание и волю людей является создание правопорядка, составляющего ядро, основную часть общественного порядка. Через правопорядок общественные отношения приобретают стабильность, поведение субъектов социальной жизни становится предсказуемым, их общественно значимые интересы признаются и защищаются.
Список используемой литературы:
1. Теория государства и права . Москва 2008 год. Норма-Инфра
2.Козлов Ю. Кого готовим, господа? // Юрист. 2009. № 7. С. 64
3. Общая теория государства и права. Москва 2009 год
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2008
5..Соколов Н.Я. Профессиональн
6. Теория государства и права . Москва 2008 год. Норма-Инфра
7..Хропанюк. В.Н Теория государства и права.–М,2009.–С.204
8. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб., 2003.
9. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н.Новгород, 2007.
10..
11. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2008.
12. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2006.
Козлов Ю. Кого готовим, господа? // Юрист. 2009. № 7. С. 64
Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М.: Юрид. лит., 2010. Т. 1.
Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М, 2005- С. 243.