Правосознание: виды и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных. Перед человеком предстает мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, что называют сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность. Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен мир, и он сам.

Содержание работы

Введение 3-5
1. Понятие правосознания 7
2. Функции правосознания 8-11
3. Виды правосознания 11-14
4. Элементы и структура правосознания 14-17
5. Правовой нигилизм как вид деформации правосознания 21-24
Заключение 25-26
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

ТГП ОКСАНА уже уходила пэтому сохранил я....doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

  Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. В зависимости от предмета отражения в правосознании юриста образуются сферы соответствие разным отраслям правовых отношений (например,

хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-

________________________________________________________________

(3)Общая теория государства и права. Москва 2009 год

правовым, уголовно-процессуальным и  т.д.) Сущность  и особенности  правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии  и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций и т.д.  Правовое сознание юристов должно быть теоретическим. К нему вполне подходит такая степень выражения, как идеологический уровень. Юристы традиционно входят в перечень представителей идеологического «сословия». Основная цель науки – выделить конкретные особенности правосознания юристов, прежде всего те, которые позволяют быть высококвалифицированным специалистом, строго и неуклонно соблюдать законность.

      Для юристов правовая подготовленность, естественно имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний, принципов и норм права, а главное, как уже отмечалось, - умением их применять. Если обратиться к структуре процесса реализации права в форме право применения, то можно назвать этапы, которые квалифицированно могут выполнить только юристы.    К ним относятся: установление фактических обстоятельств дела, выбор (отыскание) соответствующей правовой нормы; уяснение смысла (содержания) правовой нормы – толкование; принятие решения о применении нормы закона или подзаконного акта в данном случае; издание правоприменительного акта.


   Юриста – профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия с правовой нормой  (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон.

   Интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентаций отличают профессиональное правосознание от правового сознания законопослушных граждан и преступников.(4)

   Результаты исследования правосознания студентов, будущих юристов свидетельствуют о явном несоответствии их правовых ориентаций на мировоззренческом и бытовом уровнях. Повышенная терпимость к нарушениям уголовно-правовых запретов, к преступному поведению лиц из ближайшего окружения, личному соблюдению требований уголовного законодательства свидетельствуют о серьезных недостатках правового воспитания молодежи.

  Юридическая школа способна лишь формировать профессиональное правосознание будущих юристов на основе адекватно сформированного правосознания. Коррекция правосознания ей не под силу. (5)

  Проведенные ранее исследования показывают, что, как правило, юристы хорошо знают нормы права, определяющие их компетенцию, а также регламентирующие порядок их служебной деятельности. По мере того как правовые нормы отдаляются от сферы общественных отношений, в которых юрист постоянно участвует как специалист, уровень знания соответствующих положений законодательства падает, опускаясь подчас ниже требований, предъявляемых к выпускнику высшего и даже среднего юридического учебного заведения. Многие юридические работники, как оказывается, не знают норм, определяющих правовое положение своей профессионально-юридической группы в целом.

 

 

________________________________________________________________

(4) Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2008

(5)Козлов Ю. Кого  готовим, господа? // Юрист. 2009. № 7. С. 6

      Зачастую они руководствуются лишь знаниями, полученными на практике, конкретными профессиональными навыками и умениями, привычками, а также разнообразными проявлениями профессиональной активности юристов.(6)


             

                     4. ЭЛЕМЕНТЫ  И СТРУКТУРА           

                            ПРАВОСОЗНАНИЯ

 

     Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) – сложное структурное образование, которое традиционно разделяют на два элемента: научное правосознание (правовая идеология) и обыденное правосознание (правовая психология). Их также можно определить как рациональные и эмоциональные структурные элементы.

    «Правовая идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни». Роль главного и активного элемента в правосознании принадлежит правовой идеологии, как систематизированному, научно-обоснованному, теоретизированному отражению правовой действительности.  Правовая идеология стремится выявить сущность, смысл природы права. Она служит своеобразным ориентиром, планом-программой действий, деятельности различных политических объединений, движений. Основу правовой идеологии должна  составлять принятая, в данном обществе, система политических и правовых идей – государственно-правовая идеология. По мнению определенных авторов особенно актуальна эта проблема для России, а также и для Кыргызстана на современном этапе развития этих стран.

 Здесь  правовая идеология должна опираться  на принципы укрепления и защиты государства, отказа от командно-административных методов управления.                

    Необходимо добиваться рационального сочетания интересов личности и общества.

   Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации 

Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важнейшими и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.(7)


    «Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе». Эмоции органически включены в структуру сознания и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением.

Зачастую  правовые чувства  и эмоции возникают  ранее правовых идей, и поэтому  правовая психология в правосознании  имеет как бы первичный характер. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.

 Правовая  психология – это наиболее  несистемный, стихийный слой правового сознания, который выражается в отдельных реакциях человека на право; она является объективно-регуляторным явлением, включает в себя область без сознательного психического явления и процессы, обусловленные фактами действительности.

 ________________________________________________________________

(7)В.Н.Хропанюк. Теория государства и права.–М,2009.–С.204 

  Правовая психология участвует в формировании как правомерного, так и неправомерного поведения.                                                                                                   

  По мнению некоторых авторов юридической литературы «от уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля над ее чувствами и эмоциями, умение «властвовать собой».

   «Это свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии  как структурных элементов правосознания»». (8)

Существует мнение о том, что  можно включить и такой структурный  элемент – как правовая установка. Под правовой установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы и явления и готовность действовать по отношению к ним в соответствии с этой оценкой. В совокупности правовые установки формируются в системе ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки формируют жизненную позицию личности, определяют ее направленность.


Через правовую психологию реализуются:

А) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности.

Б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение  с точки зрения его соответствия нормам права.

    Самооценка  может завершаться чувством удовлетворения  своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права, законность.

    Самооценка  может проявляться и в форме  таких нравственных категорий,  как стыд и совесть.

________________________________________________________________

(8)В.В. Лазарев. Общая  теория права и государства. - М, 2005- С. 250

     От уровня  идеологической подготовки личности  зависит возможность контроля  ее над эмоциями и чувствами,  умение «властвовать собой».  Это       свидетельство   взаимосвязи   и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.

      Источниками и свойствами правовой идеологии и правовой психологии могут стать особо присущие Востоку и обусловившие прогресс Японии, Южной Кореи, а     сейчас    и  Китая  любовь к профессиональному труду, послушание начальству, исполнительность и дисциплина. И в то же время необходимо найти и закрепить в праве меру сочетания социальных гарантий личности и свободы личной инициативы, с тем, чтобы двигаться по пути формирования правового государства.(9)

 

5.ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ  КАК ВИЗ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Как мировоззренческая  установка, нигилизм получил широкое  распространение в ХГХ - XX вв. в  Западной Европе и России. Анализ взглядов различных философов, затрагивающих: в той или иной степени проблему нигилизма, показывает, что феномен нигилизма преимущественно понимался как обесценивание высших ценностей, что впервые употреблено Фр.Ницше. Автор считает, что такое определение «нигилизма» нельзя назвать научным и логически-обоснованным в связи с тем, что оно не определяет его специфических признаков. Однако определение Ницше указывает на весьма существенный фактор: нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряны цели и нет ответа на вопрос о смысле жизни.

Последовательное изучение корней нигилизма, как специфического умонастроения, и такой формы  его проявления как правовой нигилизм, свидетельствует, что лат. «nihil» (ничего, ничто) употреблялось и до Ницше. «Nihil» встречается у Демокрита, Гераклита и др. всякий раз, когда имеет место вопрос о бытии для обозначения его противоположности - ничто. Средневековые мистики и схоласты (Альберт Великий, Фома Аквинскии и др.) дистинкцию «ничто/бытие» рассматривают в неразрывной связи с негацией - планомерным отрицанием, как единственным способом приближения мысли к Богу. Фр. Якоби оперирует этим понятием в качестве средства перехода от рассудочной метафизики к так называемой философии веры. Обращаясь непосредственно к исследуемой сфере проявления нигилизма, а именно правовому нигилизму, автор отмечает тот факт, что первыми критически отнеслись к установившимся началам в праве и нравственности софисты (Горгий, Пол, Антифон и др.), отрицавшие абсолютную значимость писаных законов ввиду их несовершенства. Однако тем самым они вызвали необходимость их общего социального и научного обоснования. Отрицание права, как ответ на вопросы соотношения права и справедливости, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей имело место и в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель и др.), где причины отрицания права главным образом обосновывались несовершенством человеческой природы, что, кстати, было позаимствовано у античных авторов философами Нового времени (Гоббс, Локк, Юм и др.).

Рассматривая нигилизм, как позицию отрицания определенного рода ценностей, следовало бы отметить необходимость четкого различия конструктивной и деструктивной форм отрицания. Оценка нигилизма, в том числе правового, с позиций деструктивного отрицания требует обязательного системного подхода, учитывающего эволюционный фактор развития. Так отрицание произвола и тоталитарных режимов, борьба против попрания демократии и прав человека и т.п., не будут являться нигилизмом в собственном смысле этого слова, а будут выступать нормальным поступательным движением к развитию. Также необходимо иметь ввиду, что несовершенство законодательства повышает уровень отрицания закона и, тем самым, правовой нигилизм вскрывает слабости права и стимулирует его развитие.

  Сравнивая различные типы общественного устройства, можно придти к заключению, что появлению и проявлению негативных элементов в отношении общества к общепринятым ценностям, идеалам, правовым нормам и т.п. в сравнении со стабильными и прогрессивными обществами способствуют общества консервативные, и общества, находящиеся в стадии перестройки. Исследуя консервативные общества на примере России эпохи правления

В зависимости от уровня проявления скептического и негативного  отношения к окружающей действительности в сфере права и правопорядка, выделяются три уровня проявления правового нигилизма: обыденный, профессиональный, теоретический.

   Обыденный уровень проявления правового нигилизма - это сфера обитания массового сознания, социальной психологии. Здесь тесно переплетены правовая неосведомленность, скептические стереотипы и предубеждения, а неверие в право и закон нередко достигает такой степени, что человек отказывается от реализации своих законных интересов, лишь бы не связываться с правом и правосудием. Обыденный правовой нигилизм не всегда обусловлен низким общекультурным и образовательным уровнем. К сожалению, он достаточно широко распространен в среде технической и творческой интеллигенции.

      Особое  значение, имеет проявление правового нигилизма на уровне лиц, которые предполагаемо обладают профессиональным правосознанием: профессиональные юристы, высшие должностные лица органов власти и управления, депутаты и т.п., т.е. люди, занятые в сферах правообразования и правоприменения. В этих случаях признание права осуществляется лишь постольку, поскольку оно есть обязательный к исполнению нижестоящими лицами приказ. В немалой степени широкому распространению правового нигилизма в рассматриваемой сфере содействует действующее законодательство, которое, как известно, постоянно дополняется и изменяется, которое отсылает, детализируется и конкретизируется в подзаконных актах, что и закрепляет стереотипы следования должностных лиц не требованиям закона, а идущим сверху указаниям.

Информация о работе Правосознание: виды и структура