Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:02, курсовая работа
Правотворческая деятельность – это сложный процесс, результатом которого является формирование законодательной базы государства, а значит изучение правотворчества важно в развитии государства и права1. В отечественной и зарубежной литературе проблемы правотворчества написаны во многих книгах и статьях. Таким образом, целью работы является исследование понятия правотворчества.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правотворчество: понятие и принципы……………………………….5
Глава 2. Виды правотворческой деятельности и
законодательного процесса, законодательная техника……………………….9
2.1. Виды правотворчества……………………………………………………..9
2.2. Законотворческий процесс и его основные стадии……………………….15
2.3. Законодательная (юридическая) техника………………………………….20
Глава 3. Правотворческая деятельность Российских судов …………………24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Правотворчество: понятие
и принципы……………………………….5
Глава 2. Виды правотворческой деятельности и
законодательного процесса,
законодательная техника…………………
2.1. Виды правотворчества………………………………………
2.2. Законотворческий процесс
и его основные стадии……………………….15
2.3. Законодательная (юридическая)
техника………………………………….20
Глава 3. Правотворческая деятельность Российских судов …………………24
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Правотворчество имеет большое значение, потому что результаты данной деятельности в основном регулируют общественные отношения, что делает необходимым усовершенствование базы нормативно-правовых актов государства. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что правотворчество является одним из важнейших направлений работы любого государства. Это деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По правотворческой работе судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Исторически правотворчество осуществляется различными субъектами: социальными группами, общественными объединениями и организациями, государством, его органами и должностными лицами. С развитием и укреплением государственности деятельность по созданию правовых норм концентрируется в руках соответствующих государственных органов и должностных лиц. Поэтому правотворчество в юридической науке чаще всего понимается как деятельность органов государства, направленная на создание правовых норм. Объектом исследования являются общественные отношения. Предметом исследования является правотворчество.
Правотворческая деятельность – это сложный процесс, результатом которого является формирование законодательной базы государства, а значит изучение правотворчества важно в развитии государства и права1. В отечественной и зарубежной литературе проблемы правотворчества написаны во многих книгах и статьях. Таким образом, целью работы является исследование понятия правотворчества.
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть законотворческий процесс и его основные стадии;
2. изучить проблематику правотворческой деятельности;
3. в заключение подвести итоги по работе и подчеркнуть важные моменты;
4. рассмотреть виды правотворческой деятельности, субъекты и
юридическую технику.
Глава 1. Правотворчество: понятие и принципы
Правотворчество - это процесс создания правовых норм, которые закрепляются в издаваемых законах и подзаконных нормативных актах. Существуют основная точка зрения понятия правотворчества, где оно представляет собой юридически оформленную форму или вид деятельности по установлению и закреплению воли господствующего класса в нормативных правовых актах, а также по изменению и отмене правовых актов. Другая точка зрения говорит о правотворчестве более широко. Под правотворчеством понимается направленная на достижение целей развития общества организационно оформленная деятельность государства по выявлению потребности в нормативном правовом регулировании и создании новых правовых норм, замене и отмене действующих. Различие состоит только в том, что в первом случае правотворчество связывается с деятельностью различных государственных органов. Во втором определении положено социально-юридическое определение, которое охватывает весь процесс создания правовой нормы, начиная с начала идеи о ней в связи с выявлением потребности в правовой сфере соответствующих общественных отношений и заканчивая ее принятием и введением в действие; при этом сам процесс правотворчества делится на два этапа. Первый–это официальная работа над законопроектом по инициативе самого органа или субъекта правотворческой инициативы. Второй говорит о периоде официальной работы над проектом субъекта правотворческой инициативы правотворческого органа или общественного объединения. Различие между этапами в том, что для первого важно наличие вариантов «решений», которые принимаются всеми участниками создания будущей нормы. Предварительные «решения» выносят субъекты правотворчества и на проектном этапе. Главная роль в процессе создания будущей правовой нормы принадлежит правотворческому органу, который является стороной в большинстве отношений и имеет право принятия окончательного нормотворческого решения2. Правотворчество относится к юридическим категориям, имеющим научное и практическое значение. Его организация - условие качества и эффективности результатов правотворчества - законов и подзаконных актов. Качество нормативного правового акта является понятием юридическим. Учитывая неразрывную связь законодательной стратегии с реализацией политических решений, которые должны базироваться в свою очередь на познании социально-экономических процессов, термин «качество нормативных правовых актов» необходимо говорить с точным выражением понимания данного термина. Перед законодателем в процессе правотворчества стоит задача максимально точно показать в нормативных правовых предписаниях явления общественной жизни и реагирования на возникающие проблемные ситуации, значит характеристика качества законов и подзаконных актов охватывает два момента. Во-первых, степень адекватности отражения в нормативном правовом акте происходящих в обществе процессов. Во-вторых, точность этих процессов на будущее, прогнозирования возможных путей развития общества и путей их видоизменения при помощи права. Больше ущербны по причине несоблюдения первого из названных требований социальные характеристики качества нормативных правовых актов, в первую очередь законов. К сожалению, число таких законов даже возросло. Специфика всех законов и норм с правовой точки зрения состоит в том, что они не снабжены путем их реализации. Значительная часть декларативных норм вообще не обладает такими свойствами, а лишь представляют собой политические лозунги и программы. Другая часть декларативных норм провозглашает закрепление за гражданами и организациями больше прав и возможностей, чем политическая, экономическая и социальная действительность страны может в данный период представить и гарантировать.
Примером может служить попытка внедрения в практику уголовного судопроизводства рассмотрения дел с участием присяжных заседателей, которая не соответствует ни современному состоянию криминогенной обстановки в обществе, ни экономическим возможностям страны. В целом оценка действующего законодательства положительна. Подготовка законоподготовительных работ, когда количество принимаемых законов исчисляется десятками, не может не сказаться на их качестве. Мало внимания уделяется обеспечению внутренней согласованности и научной обоснованности принимаемых нормативных правовых актов. Это относится как к законам, так и к подзаконным актам, которые нередко расходятся даже с положениями Конституции РФ3. Еще менее качественны законы и иные нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов РФ. Отстают темпы действующего законодательства и его приведения в соответствие с новыми законами. Все это снижает эффективность законов и подзаконных актов, тем более что их количество делает затруднительным усвоение содержащихся в них норм не только для граждан и должностных лиц, но и для профессионалов-юристов. В этих условиях возрастает роль юридической науки в правотворчестве и повышения качества его результата - федеральных и региональных законов и подзаконных актов. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах которые обеспечивают его качество и эффективность. В правоподготовительной деятельности важно хорошо использовать опыт, результаты исследований, докладные записки и иные материалы. Нужно избегать спешки в работе, принятия непродуманных решений. Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм. Принцип законности выражается в том, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах и на Конституции. Разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы принимающих их органов.
Законность правотворчества
проявляется в нормативно-
Именно правоприменительная практика дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, говорит о необходимости их изменения или отмены. Законодатель должен постоянно отслеживать процессы, опираться на практику применения уже действующих законов, устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами. Принципы: 1) демократизм проявляется в установлении и осуществлении демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов , в первую очередь законов, что обеспечивает активное участие депутатов, общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения, 2) гуманизм предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на полное удовлетворение её духовных и материальных потребностей. Человек и его интересы должны быть в центре создания правовых актов. Эффективно выявлять стремления и волю народа позволяет всенародное голосование (референдум),который является одним из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы. Именно в ходе референдума 12 декабря 1993г. была принята Конституция Российской Федерации. В последнее время используется мировой правотворческий опыт. Здесь можно указать на новый Гражданский кодекс Российской Федерации. В новом ГК появились институты права, заимствованные из опыта более развитых в правовом отношении государств (институт доверительной собственности, институт морального ущерба и пр.). В отдельные периоды развития того или другого государства имели место отступления от какого-либо принципа, но они не могут проявить необходимость поиска утверждения соответствующих начал законодательной деятельности4.
Глава 2. Виды правотворческой деятельности, стадии законодательного
процесса, законодательная техника
2.1 Виды правотворчества
Принятие нормативных актов является распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на данный вид деятельности закреплен в законодательстве. Это глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти, некоторые исполнительные органы государственной власти (правительство, министерства и т.д.).
Можно выделить следующие виды
правотворчества:
1) принятие нормативных
правовых актов
2) правотворчество народа путем всенародного голосования на референдуме;
3) утверждение государственными органами обычаев;
4) создание судебного прецедента.
Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении. Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Одним из способов правотворчества является утверждение государством обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности или сложившиеся в практике деятельности организаций (например, обычаи морского порта).
В каждой стране правотворческая деятельность осуществляется в различных видах и формах. В Великобритании, например, правотворческая деятельность осуществляется в таких видах, как законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты); правотворческая
деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика); правотворческая деятельность центральных органов управления и местных органов государственной власти (самоуправление), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющие дело с правовыми обычаями. В идеальном государстве, законодательная власть должна быть исключительной привилегией парламента -законодателей, непосредственно подотчетным избирателям». Теоретически эта посылка справедлива и для государственного механизма современной Англии, но в реальной жизни парламенту приходится передавать часть своих законодательных полномочий подчиненным ему правоустанавливающим органам. Министры короны, органы местного управления, англиканская церковь, частные компании, комиссии и Совет Европейских сообществ – все они наделены парламентом полномочиями по изданию правовых актов. Суверенитет парламента в правовой сфере сохраняется, так как ни один из нижестоящих органов не может законодательствовать иначе, как на основе законов, исходящих от парламента, а также по поручению и с разрешения парламента5. По содержанию издаваемые органами правотворчества нормативные правовые акты подразделяются на: законы и подзаконные акты. Закон - это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Все остальные действующие в стране нормативные правовые акты являются подзаконными. Подзаконный нормативный правовой акт - это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий. Законы подразделяются на федеральные и законы субъектов РФ. В свою очередь среди федеральных законов особое место занимают федеральные конституционные законы и законы о поправках в Конституцию РФ. И те и другие принимаются в особом порядке. При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам и, следовательно, подчинены последним. Конституцией РФ провозглашено, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Верховенство законов - одно из необходимых условий существования правового государства, каким Россия объявлена в ст. 1 Конституции 1993г. Для соблюдения этого требования необходимо четкое закрепление круга вопросов, которые должны осуществляться только законами, а не подзаконными актами, включая указы Президента РФ. Попытка законодательного урегулирования этого вопроса была предпринята в ходе подготовки проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», прошедшего несколько лет назад первое чтение в Государственной Думе, но не принятого до сих пор. Предлагается регулировать только законами:
Информация о работе Правотворческая деятельность Российских судов