Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:02, курсовая работа
Правотворческая деятельность – это сложный процесс, результатом которого является формирование законодательной базы государства, а значит изучение правотворчества важно в развитии государства и права1. В отечественной и зарубежной литературе проблемы правотворчества написаны во многих книгах и статьях. Таким образом, целью работы является исследование понятия правотворчества.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правотворчество: понятие и принципы……………………………….5
Глава 2. Виды правотворческой деятельности и
законодательного процесса, законодательная техника……………………….9
2.1. Виды правотворчества……………………………………………………..9
2.2. Законотворческий процесс и его основные стадии……………………….15
2.3. Законодательная (юридическая) техника………………………………….20
Глава 3. Правотворческая деятельность Российских судов …………………24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30
- основные права, свободы
и обязанности человека и
- общие вопросы федеративных отношений в РФ;
- порядок выборов Президента РФ и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, их правовой статус;
- основные принципы организации,
- правовые основы
- правовое положение партий
и иных общественных
- порядок формирования и расходования федерального бюджета;
- федеральные налоги и сборы;
- общие вопросы национальной безопасности РФ;
- порядок введения
- уголовную ответственность
и уголовный процесс, порядок
исполнения уголовных
- судоустройство, прокурорский надзор, положение об адвокатуре.
Все другие нормативные правовые акты должны приниматься в соответствии с законами и в рамках полномочий издавшего их органа6. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Подзаконными являются постановления Правительства РФ. Они должны соответствовать не только федеральным законам, но и указам Президента РФ. Особым видом правотворчества является система нормативных правовых актов, т.е. приведение их в упорядоченную систему. Необходимость в проведении подвержена системой законодательства. Основными видами систематизации являются: учет нормативных правовых актов, их консолидация и кодификация. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем находить нужную правовую информацию. Учет нормативных правовых актов осуществляется как на бумажных (карточки), так и на машиночитаемых носителях. Систематизация нормативных правовых актов выражается в подготовке и издании разного рода сборников таких актов. Такие собрания могут быть официальными, официозными и неофициальными. Собрание признается официальным, если правотворческий орган сам подготовил и издал, либо утвердил собрание, подготовленное другим органом. Разновидностью систематического официального собрания законодательства является свод законов - издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти. Официальными считаются собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, например министерством юстиции, но издаются без его официального одобрения. Неофициальные сборники издаются по собственной инициативе издательствами и научными учреждениями. Консолидацией называется такой вид систематизации, когда множество нормативных актов сводится в один укрупненный акт, полностью заменяющий вошедшие в него акты. В отличие от консолидации кодификация предполагает коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (основ законодательства, кодекса, устава, положения и т.д.). Кодификация осуществляется только в официальном порядке уполномоченными на то государственными органами. В СССР процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере начинался обычно с принятия такого вида кодификационного акта, как Основы законодательства. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы. В Российской Федерации Основы как вид кодификационного акта сохранились по вопросам, отнесенным к совместному ведению Федерации и ее субъектов (культура, здравоохранение и др.). Кодекс - кодификационный сводный крупный акт, детально регулирующий определенную сферу общественных отношений. В виде общего правила нормы кодекса детально регулируют соответствующие отношения, что делает излишним их конкретизацию в других законах и подзаконных актах. К числу кодификационных актов относятся также уставы и положения. Устав - это кодификационный акт, регулирующий ту или иную сферу деятельности, например в области транспорта. Положение - это нормативный правовой акт, подробно регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности отдельных субъектов права (государственных органов, учреждений, организаций)7.
В российской практике правотворчества судебные прецеденты не признаются, а судебные разъяснения Высшего Арбитражного суда и других высших судебных инстанций зачастую используются судебными органами низших инстанций при рассмотрении тех или иных дел, а следовательно Высшие судебные органы занимают свою нишу в процессе . В Российской Федерации право и обязанность правотворческой деятельности возложены на высшие и местные органы государственной власти и управления, сам народ (путем участия в референдуме), субъекты федерации, путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные положения и веления. В соответствии с Конституцией предусматривается заключение правовых договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти России, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов федерации, с другой. Признается также нормативно-правовой характер договоров, заключаемых между ними и по другим вопросам.
2.2. Законотворческий процесс и его основные стадии
Процесс принятия каждого отдельного нормативно-правового акта подчиняется определенным правилам, отход от которых недопустим . Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов, вплоть до их принятия и вступления в силу.
В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности, но везде она строго закрепляется и регулируется с помощью Конституции, текущих законов, а также – специальных положений, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.
Выделяют два основных этапа в процессе правотворчества; первый - этап подготовки нормативного правового акта и этап его принятия. Каждый из этапов делится на стадии. Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии условно.
1. Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового акта. Этот проект может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению другим государственным органом, либо учеными (специалистами) на основании контракта.
2. В ходе работы над
проектом создаются рабочие
возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется
законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное иностранное законодательство.
3. Подготовленный проект
направляется на
экспертам. Наиболее важные
законопроекты могут
Вторая стадия - обсуждение
проекта в правотворческом
Первым этапом законотворческого процесса является подготовка проекта закона. Это сложный и ответственный момент создания правового акта. Принятие решения о подготовке законопроекта знаменует собой начало законотворческого процесса. С принятием такого решения определяется тема будущего акта, его общая направленность.
По предлагаемому к
разработке законопроекту предварительно
составляется его концепция. В содержание
концепции законопроекта
1. Создание идеи будущего закона;
2. Анализ норм, которые регулируют данные отношения; 3. Экспертиза готового законопроекта.
Важно при разработке проекта закона использовать мировой опыт правового решения данного вопроса. Но следует избегать копирования иностранных законов, что зачастую и происходит. Содержание закона должно соответствовать экономическим условиям, особенностям правоприменения.
В процессе составления законов
возникает необходимость
Обсуждение, доработка и согласование проекта - эта стадия, завершающая подготовительный этап. Сама процедура - обсуждение проекта рабочей группой с привлечением специалистов-экспертов. Предложения и замечания, высказанные при обсуждении, обобщаются, и в соответствии с ними проект окончательно отрабатывается и редактируется. Затем он поступает на рассмотрение того органа или комиссии, которой поручена подготовка проекта и внесение его на утверждение.10
Ряд проектов проходит дополнительные стадии подготовки, что говорит о их исключительной важность и значимости для регулирования общественных отношений. В практике подготовки законопроекта используется его всенародное обсуждение.
Подготовка проекта
Утверждение законопроекта является главной стадией законотворческого процесса, потому что на этом этапе происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта. Можно выделить четыре основные стадии официального прохождения закона:
1. внесение проекта на
обсуждение законотворческого
2. непосредственное обсуждение проекта,
3. принятие закона,
4. его обнародование (
В юридической литературе принято выделять два вида официального вынесения проекта на рассмотрение.
Первый - кооперативное внесение, когда законотворческий орган обязан рассмотреть поставленный вопрос. Второй - факультативное внесение, когда от руководства законотворческого органа зависит, поставить ли в повестку дня внесенный проект или оставить его без рассмотрения, направить ли для доработки или редактирования.
Это необходимо для характеристики права законодательной инициативы. В содержании права законодательной инициативы входят такие элементы: действие, совершать которое оно предоставляет возможным, правомочные осуществлять его субъекты, последствия реализации этих действий.
Определяющим элементом содержания права законодательной инициативы является субъектный состав. Установить носителя права законодательной инициативы несложно. Им может быть любое лицо, орган или организация, наделенная правом вносить законопроекты в высшей представительный орган власти и реализующие это право. Сложнее установить, кто является субъектом в отношении права законодательной инициативы. Правоотношение законодательной инициативы возникает в том случае, когда внесен законопроект и если к нему приложена требуемая законодателем документация. Право законодательной инициативы возникает только с момента внесения законопроекта. Этому праву соответствует обязанность законотворческого органа принять внесенный проект и включить его рассмотрение в ближайшее заседание, рассмотреть его и принять решение. Проекты законов и законодательных предложений представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач.
Другая стадия - это внесение законопроекта в повестку дня заседания законотворческого органа. Утверждение повестки дня – действие самого законотворческого органа, который решает, какие вопросы должны быть рассмотрены на заседании. Обсуждение проекта закона на заседании законотворческого органа дает возможность ознакомиться с проектом, внести все необходимые изменения и улучшения и сформировать целесообразный и оптимальный вариант законодательного акта. Процесс создания закона завершается его опубликованием. Опубликование законов главная предпосылка их вступления в силу и юридическое основание презумпции знания законов. Нельзя полагать, что граждане могут знать неопубликованный закон, и налагать на них ответственность за нарушение неизвестных им правил. Опубликование есть установленный законом способ доведения до всеобщего сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в помещении полного и точного его текста в общедоступном, официальном органе печати.
2.3. Законодательная (юридическая) техника
Информация о работе Правотворческая деятельность Российских судов