Правотворческая деятельность Российских судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Правотворческая деятельность – это сложный процесс, результатом которого является формирование законодательной базы государства, а значит изучение правотворчества важно в развитии государства и права1. В отечественной и зарубежной литературе проблемы правотворчества написаны во многих книгах и статьях. Таким образом, целью работы является исследование понятия правотворчества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правотворчество: понятие и принципы……………………………….5
Глава 2. Виды правотворческой деятельности и
законодательного процесса, законодательная техника……………………….9
2.1. Виды правотворчества……………………………………………………..9
2.2. Законотворческий процесс и его основные стадии……………………….15
2.3. Законодательная (юридическая) техника………………………………….20
Глава 3. Правотворческая деятельность Российских судов …………………24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Курсовая по Правотворчеству.docx

— 59.86 Кб (Скачать файл)

- основные права, свободы  и обязанности человека и гражданина, способы их охраны, юридическую  ответственность и иные меры  принуждения по отношению к  гражданам;

- общие вопросы федеративных отношений в РФ;

- порядок выборов Президента  РФ и Государственной Думы, формирования  Совета Федерации, их правовой  статус;

- основные принципы организации,  формирования и деятельности  органов законодательной, исполнительной  и судебной власти;

- правовые основы экономического, социального и экологического  развития России;

- правовое положение партий  и иных общественных объединений;

- порядок формирования  и расходования федерального  бюджета;

- федеральные налоги и  сборы;

- общие вопросы национальной  безопасности РФ;

- порядок введения чрезвычайного  и военного положения;

- уголовную ответственность  и уголовный процесс, порядок  исполнения уголовных наказаний;

- судоустройство, прокурорский  надзор, положение об адвокатуре.

Все другие нормативные правовые акты должны приниматься в соответствии с законами и в рамках полномочий издавшего их органа6. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Подзаконными являются постановления Правительства РФ. Они должны соответствовать не только федеральным законам, но и указам Президента РФ. Особым видом правотворчества является система нормативных правовых актов, т.е. приведение их в упорядоченную систему. Необходимость в проведении подвержена системой законодательства. Основными видами систематизации являются: учет нормативных правовых актов, их консолидация и кодификация. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем находить нужную правовую информацию. Учет нормативных правовых актов осуществляется как на бумажных (карточки), так и на машиночитаемых носителях. Систематизация нормативных правовых актов выражается в подготовке и издании разного рода сборников таких актов. Такие собрания могут быть официальными, официозными и неофициальными. Собрание признается официальным, если правотворческий орган сам подготовил и издал, либо утвердил собрание, подготовленное другим органом. Разновидностью систематического официального собрания законодательства является свод законов - издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти. Официальными считаются собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, например министерством юстиции, но издаются без его официального одобрения. Неофициальные сборники издаются по собственной инициативе издательствами и научными учреждениями. Консолидацией называется такой вид систематизации, когда множество нормативных актов сводится в один укрупненный акт, полностью заменяющий вошедшие в него акты. В отличие от консолидации кодификация предполагает коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта (основ законодательства, кодекса, устава, положения и т.д.). Кодификация осуществляется только в официальном порядке уполномоченными на то государственными органами. В СССР процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере начинался обычно с принятия такого вида кодификационного акта, как Основы законодательства. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы. В Российской Федерации Основы как вид кодификационного акта сохранились по вопросам, отнесенным к совместному ведению Федерации и ее субъектов (культура, здравоохранение и др.). Кодекс - кодификационный сводный крупный акт, детально регулирующий определенную сферу общественных отношений. В виде общего правила нормы кодекса детально регулируют соответствующие отношения, что делает излишним их конкретизацию в других законах и подзаконных актах. К числу кодификационных актов относятся также уставы и положения. Устав - это кодификационный акт, регулирующий ту или иную сферу деятельности, например в области транспорта. Положение - это нормативный правовой акт, подробно регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности отдельных субъектов права (государственных органов, учреждений, организаций)7.

В российской практике правотворчества  судебные прецеденты не признаются, а судебные разъяснения Высшего Арбитражного суда и других  высших судебных инстанций зачастую используются судебными органами низших инстанций при рассмотрении тех или иных дел, а следовательно Высшие судебные органы занимают свою нишу в процессе . В Российской Федерации право и обязанность правотворческой деятельности возложены на высшие и местные органы государственной власти и управления, сам народ (путем участия в референдуме), субъекты федерации, путем заключения между ними договоров, содержащих общеобязательные положения и веления. В соответствии с Конституцией предусматривается заключение правовых договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти России, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов федерации, с другой. Признается также нормативно-правовой характер договоров, заключаемых между ними и по другим вопросам.

2.2. Законотворческий процесс и его основные стадии

Процесс принятия каждого  отдельного нормативно-правового акта подчиняется определенным правилам, отход от которых недопустим . Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов, вплоть до их принятия и вступления в силу.

В каждой стране законодательная  процедура имеет свои особенности, но везде она строго закрепляется и регулируется с помощью Конституции, текущих законов, а также – специальных положений, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.

Выделяют два основных этапа в процессе правотворчества; первый - этап подготовки нормативного правового акта и этап его принятия. Каждый из этапов делится на стадии. Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии условно.

1. Обычно первый этап  начинается с принятия решения  соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового акта. Этот проект может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению другим государственным органом, либо учеными (специалистами) на основании контракта.

2. В ходе работы над  проектом создаются рабочие группы, просчитываются

возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется

законодательство на предмет  согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное иностранное законодательство.

3. Подготовленный проект  направляется на рецензирование  к независимым

экспертам. Наиболее важные законопроекты могут публиковаться  в средствах массовой информации для изучения реакции на них общественного мнения. Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о внесении его в соответствующий правотворческий орган. Второй этап - официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного правового акта в правотворческом органе строго регламентирована законодательством и в регламенте этого органа. Начинается второй этап со стадии реализации права законодательной инициативы. Право законодательной инициативы не только в праве субъекта внести законопроект в правотворческий орган, но и обязанность последнего принять его к рассмотрению. Данная стадия заканчивается официальным включением проекта в повестку дня правотворческого органа8.

Вторая стадия - обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания (по каждой идет голосование). При третьем чтении окончательно согласовываются все изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта. Третья стадия - голосование. При голосовании применяется либо принцип простого большинства (50% голосов плюс один голос от списочного состава правотворческого органа), либо квалифицированного большинства, т.е. заранее установленного особого большинства (например, в российской Государственной Думе такое квалифицированное большинство составляет 2/3 от общего числа депутатов). Далее следует так называемая внепарламентская стадия правотворческого процесса, когда принятый нормативный правовой акт направляется главе государства для подписания и обнародования. Глава государства может отклонить принятый акт (наложить вето). Отклоненный акт можно вновь принять, но в прежней редакции и только квалифицированным большинством, и преодолеть вето. Тогда глава государства обязан подписать нормативный правовой акт и обнародовать его. Официальное опубликование - заключительная стадия процесса правотворчества. Она необходима, поскольку в большинстве стран мира, в том числе в России, существует правило, что не опубликованные законы не имеют действия. Публикация нормативного правового акта осуществляется в специальных официальных изданиях. Одним из них в России является "Российская газета". Правотворческий и законотворческий процессы соотносятся как общее и особенное. Саму процедуру принятия законов регулируют правила, закрепленные конституционно9.

Первым этапом законотворческого процесса является подготовка проекта закона. Это сложный и ответственный момент создания правового акта. Принятие решения о подготовке законопроекта знаменует собой начало законотворческого процесса. С принятием такого решения определяется тема будущего акта, его общая направленность.

По предлагаемому к  разработке законопроекту предварительно составляется его концепция. В содержание концепции законопроекта включаются такие параметры как его общий  смысл, основные идеи, характеристика и общий план. Определяются сроки принятия акта, проверяется его качество и эффективность. Сам процесс подготовки проекта законодательного акта складывается из стадий:

 

1. Создание идеи будущего закона;

2. Анализ норм, которые регулируют данные отношения; 3. Экспертиза готового законопроекта.

Важно при разработке проекта закона использовать мировой опыт правового решения данного вопроса. Но следует избегать копирования иностранных законов, что зачастую и происходит. Содержание закона должно соответствовать экономическим условиям, особенностям правоприменения.

В процессе составления законов  возникает необходимость подготовить  другие акты, развивающие закон. Обычно в тексте основного закона разрешается  вопрос о подготовке и принятии таких  актов, предусматривается пункту с  соответствующим поручением о порядке  их издания.

Обсуждение, доработка и  согласование проекта - эта стадия, завершающая подготовительный этап. Сама процедура - обсуждение проекта рабочей группой с привлечением специалистов-экспертов. Предложения и замечания, высказанные при обсуждении, обобщаются, и в соответствии с ними проект окончательно отрабатывается и редактируется. Затем он поступает на рассмотрение того органа или комиссии, которой поручена подготовка проекта и внесение его на утверждение.10

Ряд проектов проходит дополнительные стадии подготовки, что говорит о их исключительной важность  и значимости для регулирования общественных отношений. В практике подготовки законопроекта используется его всенародное обсуждение.

Подготовка проекта заканчивается  решением органа, его готовившего, о  направлении законопроекта на рассмотрение законотворческого органа.

Утверждение законопроекта  является главной стадией законотворческого процесса, потому что на этом этапе происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта. Можно выделить четыре основные стадии официального прохождения закона:

1. внесение проекта на  обсуждение законотворческого органа,

2. непосредственное обсуждение  проекта, 

3. принятие закона,

4. его обнародование (опубликование).

В юридической литературе принято выделять два вида официального вынесения проекта на рассмотрение.

Первый - кооперативное внесение, когда законотворческий орган обязан рассмотреть поставленный вопрос. Второй - факультативное внесение, когда от руководства законотворческого органа зависит, поставить ли в повестку дня внесенный проект или оставить его без рассмотрения, направить ли для доработки или редактирования.

Это необходимо для характеристики права законодательной инициативы. В содержании права законодательной инициативы входят такие элементы: действие, совершать которое оно предоставляет возможным, правомочные осуществлять его субъекты, последствия реализации этих действий.

Определяющим элементом  содержания права законодательной  инициативы является субъектный состав. Установить носителя права законодательной  инициативы несложно. Им может быть любое лицо, орган или организация, наделенная правом вносить законопроекты в высшей представительный орган власти и реализующие это право. Сложнее установить, кто является субъектом в отношении права законодательной инициативы. Правоотношение законодательной инициативы возникает в том случае, когда внесен законопроект и если к нему приложена требуемая законодателем документация. Право законодательной инициативы возникает только с момента внесения законопроекта. Этому праву соответствует обязанность законотворческого органа принять внесенный проект и включить его рассмотрение в ближайшее заседание, рассмотреть его и принять решение. Проекты законов и законодательных предложений представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач.

Другая стадия - это внесение законопроекта в повестку дня заседания законотворческого органа. Утверждение повестки дня – действие самого законотворческого органа, который решает, какие вопросы должны быть рассмотрены на заседании. Обсуждение проекта закона на заседании законотворческого органа дает возможность ознакомиться с проектом, внести все необходимые изменения и улучшения и сформировать целесообразный и оптимальный вариант законодательного акта. Процесс создания закона завершается его опубликованием. Опубликование законов главная предпосылка их вступления в силу и юридическое основание презумпции знания законов. Нельзя полагать, что граждане могут знать неопубликованный закон, и налагать на них ответственность за нарушение неизвестных им правил. Опубликование есть установленный законом способ доведения до всеобщего сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в помещении полного и точного его текста в общедоступном, официальном органе печати.      

2.3. Законодательная (юридическая) техника

Информация о работе Правотворческая деятельность Российских судов