Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение различных подходов к определению понятия «правотворчества», выявление принципов правотворчества, а также установление основных стадий и видов правотворчества.
Задачей же ставится анализ и закрепление полученной информации, применение и реализация полученных знаний на практике, обмен опытом, накопленным правоприменительными органами и организациями.
Введение
1. Понятие и принципы правотворчества………………………………...5
2. Этапы и стадии правотворческого процесса…………………………11
3. Виды правотворчества…………………………………………………18
Заключение
Список использованной литературы…………………………………….25
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОУ «Нижегородская правовая академия» (институт)
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа
по теории государства и права
Тема: «Правотворчество в Российском государстве»
Нижний Новгород
2012
План
Введение
1. Понятие и принципы
правотворчества………………………………...
2. Этапы и стадии правотворческого процесса…………………………11
3. Виды правотворчества…………………………
Заключение
Список использованной литературы…………………………………….25
Введение
«Исследование проблем отечественной правотворческой политики выступает сегодня одним из перспективных направлений в теории и истории государства и права. Это объясняется тем, что такая политика, как конкретно-историческое явление социальной действительности, в том или ином виде существовала в Российском государстве всегда, однако системно стала изучаться только в начале нынешнего столетия»1.
В современной юридической науке особую остроту приобретает тема «Правотворчество в Российском государстве»; актуальность проблемы заключается в том, что в связи с многочисленными политическими и экономическими реформами правотворчество приобрело значительную роль в развитии государства, так как стал очевидным факт важности самого процесса создания закона, его разработка и составление, учет интересов различных социальных групп и реальная возможность существования и жизнедеятельности закона. Все это играет огромную роль, так как процесс правотворчества проходит достаточно сложную процедуру.
По сей день решение этой проблемы остается главной целью государства, и «одна из основных задач правотворческой деятельности состоит в создании законодательства, отличающегося социальной эффективностью»2. Но это нелегко сделать, поскольку для того чтобы усовершенствовать законодательство, необходимо владеть системой определенных знаний, навыков, умений, опыта и требований, выработанных на протяжении многих лет различными государствами, которые, в свою очередь, требуют некоторого усовершенствования и развития, так как мир не стоит на месте и движется вперед, общественные отношения развиваются и требуют детального регулирования.
В наше время этот институт приобретает новое звучание и требует некоторого переосмысления с позиции современных юристов, так как современный мир показывает, насколько широк круг вопросов, которые не регулируются правом, и оставляют невозможным осуществление экономических и социальных задач и целей, необходимых для улучшения качества жизни людей.
Тема правотворчества присутствует практически во всех учебниках и методических пособиях по теории государства и права. Из них можно выделить литературу следующих авторов: Нашиц А., Марченко М.Н., Пиголкин А.С. и др.
Проблемы, анализ и тенденции правотворчества в Российском государстве несколько шире освещены в периодических изданиях, так как они быстрее реагирует на различные изменения в любой сфере. Темы, которые обсуждаются в журналах, имеют, как правило, узкоспециализированный характер, что позволяет гораздо глубже вникнуть в суть данного вопроса или проблемы. Среди периодических изданий, наиболее часто освещающих тему правотворчества в Российском государстве, хочу отметить журналы: «Правоведение», «История государства и права», «Российский юридический журнал».
Целью данной работы является рассмотрение различных подходов к определению понятия «правотворчества», выявление принципов правотворчества, а также установление основных стадий и видов правотворчества.
Задачей же ставится анализ и закрепление полученной информации, применение и реализация полученных знаний на практике, обмен опытом, накопленным правоприменительными органами и организациями.
1. Понятие и принципы правотворчества
Понятие «правотворчество» является доктринальным (научным), его определение не закреплено на законодательном уровне.
Правотворчество представляет собой одну из важнейших форм сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей целью формирование правовых норм, их изменение, дополнение, а также отмену. Правотворчество направлено на создание и совершенствование единой, согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих общественные отношения, сложившиеся в обществе.
В юридической науке не существует единого подхода к исследованию и определению правотворчества. Обычно под правотворчеством понимают определенную форму или вид деятельности государства, поскольку непосредственной силой, порождающей право, является именно государственная власть. Но существуют различные точки зрения и подходы к понятию правотворчества. Например, в юридической литературе существует такое представление о правотворчестве как о форме или виде государственной деятельности, направленной на создание, изменение или упразднение правовых норм, которое называют правотворчеством в собственном или буквальном смысле слова. Это понятие охватывает нормотворческую деятельность всех без исключения государственных органов, которые уполномочены на создание, изменение или упразднение правовых норм.
Как отмечает Золотухина
Т.А., «решающей и завершающей
стадией формирования права является
правотворчество, выступающее одновременно
одним из признаков, отличающих государство
от других видов организаций, функционирующих
в государственно-
Венгеров А.Б. считает, что «правотворчество – это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения»4.
Комаров С.А. определяет правотворчество как «вид государственной деятельности, в результате которой воля политических сил, находящихся у власти (народа, класса, социальной группы), возводится в закон, выражается в виде нормы права в определенном источнике права»5. Здесь имеется ввиду то, что государство при помощи правотворчества воздействует на субъекты права непосредственно нормативно-правовыми актами либо иным источником права. Поэтому индивиды, господствующие в данных отношениях, должны придать своей воле всеобщее выражение в форме государственной воли, закона либо иного нормативно-правового акта.
На мой взгляд, наиболее точный, глубокий и полный подход к определению правотворчества демонстрирует Попов О.В., который отмечает, что «правотворчество – это завершающая стадия формирования права, разновидность государственного руководства обществом, выражающаяся в интеллектуальных и волевых актах правотворца, направленных на изменение действующей системы правовых норм, внесение в нее новшеств с целью поддержания динамизма права и обеспечения правового упорядочения юридически значимых сторон социальной жизнедеятельности, объективным результатом которых выступают новые нормы права или предписания об отмене правовых норм»6.
Некоторые советские юристы понимают под правотворчеством «не деятельность соответствующих компетентных органов, а специфическое явление в жизни общества, организованного в государство, охватывающее и формирование правовых взглядов общества, и процесс их выражения и закрепления в соответствующих нормативных актах»7.
Но данное понятие
правотворчества является неприемлемым,
так как смешивается «
Так же является
неправильным рассматривать правотворчество
в качестве элемента правосознания.
Так как правосознание является
социальным явлением, которое складывается
в обществе. Оно не является результатом
деятельности законодателя, в отличие
от правотворчества. Хотя правосознание
и правотворчество тесно
Таким образом, можно сделать вывод, что правотворчество – это завершающий этап правообразования. Это властная, организующая деятельность народа, государственных органов и должностных лиц по изданию, переработке, изменению и отмене нормативно-правового акта.
Четвертакова Е.С. обращает внимание на то, что «все элементы, составляющие правотворческую деятельность, должны находиться между собой в органическом единстве. Выпадение или отсутствие каких-либо элементов, ослабление их внутренних связей и зависимостей снижают эффективность реализации правотворческих полномочий»9.
Что же касается принципов правотворчества, то в научной и учебной литературе указывается, что правотворческая деятельность современных цивилизованных государств должна осуществляться на базе ряда общих основополагающих принципов, которые определяют сущность, характерные черты и общее направление этой деятельности.
В юриспруденции разработан целый ряд принципов правотворчества, среди которых можно выделить наиболее часто употребляемые:
Теперь охарактеризуем каждый из принципов в отдельности.
Демократизм. Этот принцип предполагает активное участие граждан и всех ветвей власти в правотворческой деятельности. В процессе правотворчества оно отражается в принятии нормативно-правовых актов путем референдума, который является самой непосредственной формой демократии. Цель данного принципа состоит в создании юридических норм, которые должны действовать для защиты прав, свобод и законных интересов человека.
Законность. Этот принцип означает строгое и неуклонное следование конституции, законам и нормам международного права (п. 4 ст. 15 Конституции) в процессе правотворческой деятельности. Иными словами, правотворчество должно осуществляться в рамках закона.
Научность. Этот принцип говорит о том, что «правотворческая деятельность должна опираться на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации современной юридической науки по вопросам совершенствования правотворческого процесса»10. Российская и зарубежная доктрина и опыт правотворчества должны быть приняты во внимание при принятии нормативных правовых актов.
Своевременность говорит о том, что должно существовать правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений. Например, в части 1 ст.44 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ императивно изложено, что с 1 января 2011 года кадастровую деятельность в отношении земельных участков должны осуществлять только кадастровые инженеры, получившие квалификационные аттестаты и внесенные в реестр кадастровых инженеров. В данной ситуации логичен вопрос: а что делать лицам, считающимся кадастровыми инженерами, которые заключили договоры подряда на выполнение кадастровых работ до 01 января 2011 года и не успели получить аттестаты кадастровых инженеров?
На этот вопрос своевременно и оперативно попыталось дать разъяснения Министерство экономического развития РФ в своем письме от 29 декабря 2010 г. N 26025-ИМ/Д23 «О межевых планах, подготовленных лицами, считающимися кадастровыми инженерами», указав, что, по мнению Минэкономразвития, межевые планы, подготовленные в установленном законом порядке лицами, считающимися кадастровыми инженерами, могут быть представлены в орган кадастрового учета до 1 сентября 2011 года. Хотя письма министерств носят рекомендательный и разъяснительный характер, территориальные органы кадастрового учета применяют положения этого письма в кадастровой деятельности.
Профессионализм. Профессионализм играет большую роль в правотворческой деятельности. В процессе правотворчества не должно быть ошибок, поэтому ее деятельность должна осуществляться на высоком профессиональном (экспертном) уровне. От этого зависит правильная и профессиональная оценка положений законопроекта. Этот принцип говорит о том, что заниматься подобной деятельностью должны компетентные, специально подготовленные люди: эксперты, юристы, экономисты, политические деятели, историки, филологи и другие.
Гласность. Этот принцип заключается в открытости правотворческого процесса для широкой общественности. Результатом правотворческой деятельности являются нормативные акты, в которых содержатся права и обязанности граждан, которые, в свою очередь, должны быть доведены до сведения последних. Граждане должны знать требования, которые им предъявляются нормами, поэтому государство должно обеспечить граждан возможностью ознакомления с содержанием нормативно-правовых актов. Следовательно, наиболее важные нормативные документы должны опубликовываться. Но в тоже время принцип гласности не должен наносить ущерб интересам государства и граждан. В связи с этим может быть допустима возможность не опубликовывать отдельные решения высших органов государственной власти, содержащие государственную либо служебную тайну, а также сведения, разглашение которых может нанести ущерб гражданам и государству.
Информация о работе Правотворчество в Российском государстве