Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение различных подходов к определению понятия «правотворчества», выявление принципов правотворчества, а также установление основных стадий и видов правотворчества.
Задачей же ставится анализ и закрепление полученной информации, применение и реализация полученных знаний на практике, обмен опытом, накопленным правоприменительными органами и организациями.
Введение
1. Понятие и принципы правотворчества………………………………...5
2. Этапы и стадии правотворческого процесса…………………………11
3. Виды правотворчества…………………………………………………18
Заключение
Список использованной литературы…………………………………….25
б) «регламенты правотворчества различных государственных органов регулируют процессы подготовки, обсуждения, принятия и вступления в силу правовых актов»21. В регламентах фиксируются этапы, стадии, которые проходит проект нормативно-правового акта, виды совершаемых с ним действий, а также субъекты, которые являются участниками каждой стадии, права, обязанности и взаимоотношения которых также фиксируются в регламентах. Процедуры могут быть в виде регламентов палат Парламента, порядка или правил подготовки и принятия актов в органах исполнительной власти. Нередко они содержатся внутри статусных законов или положений, определяющих статус, задачи, функции и полномочия соответствующих органов.
в) «правотворческие процессы ориентированы на строго определенные виды правовых актов как цели их деятельности, как легальные рамки правоформирующих действий, как границы, отделяющие создаваемый акт от актов других органов»22. Положения конституций, которые устанавливают систему, виды, признаки правовых актов и их соотношение между собой и являются основным элементом, служащим именно для этих целей.
г) «принципиальное значение имеет правильное определение темы будущего правового акта, его возможного объема и содержания»23. Данный критерий позволяет избегать ненужного смешения на практике видов актов и решать с помощью законов вопросы, отнесенные к ведению Правительства, или с помощью указов вопросы компетенции Парламента и Правительства. Точное определение предмета правового регулирования позволяет впоследствии правильно избрать форму акта среди ему однородных (например, кодекса среди законов).
В связи с выше названными критериями можно выделить пять основных видов правотворчества: законотворчество, подзаконное правотворчество, локальное нормотворчество местного самоуправления, прямое (непосредственное) правотворчество, договорное нормотворчество.
Рассмотрим подробнее каждое из этих видов в отдельности.
1. Законотворчество – это законодательный процесс, который посвящен стадиям и действиям по подготовке, обсуждению и принятию законов. Закон – «это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения»24.
Законом регулируются
вопросы, имеющие важнейшее
В юридических актах (положениях конституций, регламентах палат парламентов, законов об организации парламентов) подробно регламентируется порядок подготовки и принятия законов.
2. Подзаконное правотворчество Президента, Правительства и иных органов исполнительной власти, которое несколько отличается и имеет свои характерные черты и особенности. Во-первых, подзаконные акты должны следовать положениям законов, имеющих более высокую юридическую силу. Во-вторых, подзаконное правотворчество является более оперативным по целям подготовки и принятия актов, так как является динамичным. В связи с чем, каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания. В данном виде правотворчества упрощен порядок подготовки и принятия актов, среди которых выделяются указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, равно как и общий регламент его деятельности. В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют аналогичные процедуры.
Ввиду общности
целей и принципов
Известно, что существуют конституционные рамки участия Президента и Правительства в подготовке проектов законов с первого этапа и до рассмотрения, одобрения и подписания. В России сейчас действует Положение о законопроектной деятельности Правительства, не допускающее, в частности, прямого внесения министерствами и другими органами проектов законов в комитеты Государственной Думы и Совета Федерации, минуя Правительство.
3.Порядок прямого непосредственного принятия правовых актов. Здесь речь идет, прежде всего, о референдуме как конституционном способе принятия законов и других решений государственного значения. За последнее время эта форма в правотворчестве получает все большее распространение, так как референдум является одним из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизнедеятельности.
«В соответствии с Законом «О референдуме РСФСР» решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации (ст.1)»25.
Прямое правотворчество такого рода характеризуется рядом признаков:
4. Локальное нормотворчество местного самоуправления. Можно сказать, что в процессе правотворчества участвует и местное самоуправление. Но это двойное участие, так как касается оно государственного правотворчества в тех или иных формах и собственного правотворчества. Ввиду отдалённости местного самоуправления от государственной власти формируемое муниципальное право состоит из двух «слоёв». Нормы законов и иных нормативных актов, принятых на уровне Российской Федерации и её субъектов по вопросам местного самоуправления (таковы, например, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и аналогичные законы республик областей и др.).
Второй уровень – норма саморегуляции, к числу которой относятся уставы местного самоуправления, решения сельских сходов и иных народных собраний, итоги опросов населения, местные референдумы. Особое значение имеет инициатива, позволяющая гражданам населенных пунктов разрабатывать и участвовать в обсуждении проектов актов в местных органах. Саморегулирование на местах выражается как в широких рамках локального нормотворчества, так и в проявлении общественных инициатив как фактора нормообразования. Инициатива, самостоятельность, нормы-самообязательства, самоответственность – таковы черты локального нормотворчества.
5. Деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров. Эта форма правотворчества является наиболее распространенной в Российской Федерации. Это – и конституционные, и внутрифедеральные, и управленческие, и функциональные договоры и соглашения, заключаемые между различными государственными органами на добровольной основе. Проводимые переговоры и достижения договорённостей завершаются заключением договоров и соглашений. Содержащиеся в них нормы-обязательства служат основой для принятия других правовых актов и совершения необходимых юридических действий.
Мазуренко А.П. с
сожалением признает, что «качественное
состояние российского
Заключение
На основании анализа использованной юридической литературы и применения непосредственно норм законов можно сделать вывод о том, что процесс правотворчества проходит в сложной обстановке и требует профессиональной подготовки и времени. Для того чтобы закон действительно работал и был реализован для регулирования общественных отношений, необходимо подвергнуть его содержание глубокому анализу, провести необходимую эффективную разработку нормативно-правового акта и произвести его реализацию в жизнь. Необходимы глубокое и всестороннее обсуждение законопроектов, оптимизация социального механизма правотворчества. Правотворчество, его оптимизация должны всегда находиться во главе угла государственно-управленческой деятельности. Все это вместе приведет к более эффективному функционированию государства и народа в целом, отсутствию коллизий, пробелов и несоответствий нормам.
Порой закон не дает человеку альтернативы выбора поведения в той или иной сфере общественных отношений, что нарушает его права и законные интересы.
Право проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому от его качества и содержания зависит то, насколько оно будет необходимо для поддержания общественного порядка, оно должно служить гарантией свободной жизни и свободного труда человека, должно обеспечивать эффективную защиту интересов и жизнедеятельности человека, а также для того, чтобы человек вел активную политику и принимал непосредственную роль в функционировании государства.
Список использованной литературы
1 Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика в зеркале истории (IX-XV вв.) // История государства и права. – 2010. - №4. – с. 36.
2 Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. – М., 1974. – С.232.
3 Золотухина Т.А. Правотворческая политика Российского государства // История государства и права. – 2008. – №15. – С.13
4 Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2002. – С. 477.
5 Комаров С.А. Теория государства и права. – М., 1998. – С. 237.
6 Попов О.В. Понятие и виды правотворчества // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 1999. – №7. – С.42.
7 Правотворчество в СССР. / Под ред. А.В. Мицкевича. – М., 1974. – С. 35.
8 Правотворчество в СССР. / Под ред. А.В. Мицкевича. – М., 1974. – С.36.
9 Четвертакова Е.С. Современные подходы к региональному правотворчеству в теории и на практике // Российский юридический журнал. – 2009. – №6. – С.162.
10 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 1999. – С.420.
11 Афанасьев В.С. Правообразование и правотворчество // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2008. – №1 (4). – С.4.
12 Теория государства и права./ под ред. С.С. Алексеева. – М.,1998. – С.248.
13 Лукьянова Е.Г. Некоторые проблемы правотворчества в современной России // Правоведение. – 2007. – №6. – С.161.
14 Тихомиров Ю.А. Теория закона. – М., 1982. – С.182.
15 Там же.
16 Тихомиров Ю.А. Теория закона. – М., 1982. – С.192.
17 Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Том 2 Теория права. – М., 2000. – С.162.
18 Кожевников О.А. Дефектное правотворчество // Российский юридический журнал. – 2008. – №1. – С.135.
Информация о работе Правотворчество в Российском государстве