Правотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Постоянное совершенствование законодательства – это закономерность развития современного цивилизованного государства, необходимое условие своевременного и эффективного учета в нормативных актах потребностей общественного развития. Интересы общества, отдельных его социальных слоев и индивидов – это важная предпосылка возрастания авторитета законодательства, укрепления законности.
Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене правовых норм, которые устарели. Правотворчество завершает процесс формирования права и закрепляет государственную волю в закон.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие правотворчества, его принципы и виды
Понятие правотворчества, его признаки …………………….5
Принципы правотворчества …………………………………10
Виды правотворчества ……………………………………….14

Глава 2. Законодательный процесс и его стадии …………………………….19

Глава 3. Законодательная (юридическая) техника …………………………..25

Заключение ……………………………………………………………………..31
Литература ……………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая по теории права.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«ТОМСКИЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)»

 

 

Экономико-юридический факультет

 

Кафедра Государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: Теория государства и права

 

 

 

Курсовая работа

на  тему: «Правотворчество»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса, ЭЮФ гр. 111/4

Шишонкова Т.А.

 

Проверил:

Старший преподаватель

___________ Суханов А.В.

 

 

 

 

г. Томск 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

Глава 1.     Понятие правотворчества, его принципы и виды

      1. Понятие правотворчества, его признаки …………………….5
      2. Принципы правотворчества …………………………………10
      3. Виды правотворчества ……………………………………….14

 

Глава 2. Законодательный  процесс и его стадии …………………………….19

 

Глава 3. Законодательная (юридическая) техника …………………………..25

 

Заключение ……………………………………………………………………..31

Литература ……………………………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Постоянное совершенствование законодательства – это закономерность развития современного цивилизованного государства, необходимое условие своевременного и эффективного учета в нормативных актах потребностей общественного развития. Интересы общества, отдельных его социальных слоев и индивидов – это важная предпосылка возрастания авторитета законодательства, укрепления законности.

Правотворчество – это деятельность государственных  органов по принятию, изменению и  отмене юридических норм. Правотворческая  деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене правовых норм, которые устарели. Правотворчество завершает процесс формирования права и закрепляет государственную волю в закон.

Чтобы установить хоть какой-то минимальный порядок, еще со времен становления государства сильнейшие мира творили право, стараясь достичь оптимального результата своей деятельности, для удовлетворения своих амбиций и требований населения. Что уж говорить о нынешних временах, когда в динамике текущих дней каждый аспект жизни и деятельности требует правового закрепления и подтверждения! Именно сейчас ведущее место занимает правотворчество. Это происходит потому, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает, формирует, оформляет его и выходит  «в свет», в общество. Правотворчество служит начальным этапом жизни права и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовое, так и политическое, экономическое, специальное. Этим объясняется огромный общественный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса партий, государства и общества.

Проблемам правотворчества, как в отечественной, так и в зарубежной литературе, посвящено много книг, диссертаций и статей, в которых по-разному трактуется понятие «правотворчество». Так, Большая советская энциклопедия определяет правотворчество как деятельность государства по руководству обществом, осуществляемую в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в виде общеобязательных правил – правовых норм. Данное определение отражает господствовавший в то время классовый подход к анализу общественных отношений. Правотворчество, по определению Большого юридического словаря, - это одна из важнейших сторон деятельности государства, форма его активности, имеющая своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение.

Существуют  различные позиции в отношении  того, что следует включать в понятие правотворчества.  Одна из них наиболее широко и понятно раскрывает понятие правотворчества: процесс правотворчества включает в себя деятельность по созданию правовых актов с момента выявления социальной проблемы, нуждающейся в решении с помощью издания правового акта.

Таким образом, тема правотворчества актуальна и интересна для исследования, так как:

- в связи с тем, что процесс правотворчества формирует законодательную базу государства, поэтому изучение данного процесса актуально на любом этапе развития государства и права;

- пробелы, существующие  в праве, затрудняют решение актуальных для общества, личности, государства проблем;

- граждане демократических  государств получили возможность  участвовать в процессе правотворчества  путем прямого волеизъявления  в ходе референдума, участвуя  в осуществлении местного самоуправления, локальном правотворчестве, а также через своих представителей в органах государственной власти федерального и регионального уровнях, поэтому им необходимы знания в области правотворчества;

- для меня, как  для будущего юриста, интересны вопросы правотворчества с двух сторон:  с точки зрения создания, а также применения правовых норм.

Целью данной курсовой работы является исследование процесса правотворчества. Данная цель определила следующие задачи:

- исследовать понятие правотворчества;

- рассмотреть и изучить виды правотворчества, их общие черты и специфику, субъекты правотворчества;

- выявить проблемы, существующие в современном правотворчестве;

- рассмотреть понятие юридическая техника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  правотворчества, его принципы и виды

1.1 Понятие правотворчества, его признаки

 

Нормативные акты создаются в определенном, установленном  законом порядке. Их принятие происходит не стихийно, этому предшествует значительная подготовительная работа, которая, как  правило, ведется в плановом порядке. Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющей своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.1

Правотворчество – это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой.

Издавая нормативные  акты, государство содействует зарождению и развитию одних общественных отношений, ограничению и вытеснению других. Для организации государственного управления обществом, правотворчество является необходимым процессом.

По своей  социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения  - государственным велениям общеобязательного характера. В этом заключается его сущность. Оно охватывает непосредственную деятельность уполномоченных на то органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.

Субъектами  правотворчества выступают государственные  органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов.  Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм.  Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством управления обществом.

Правотворчество является важнейшей составной частью всего процесса правообразования. Правообразование включает в себя не только собственно правотворчество, но и весь предшествующий ему процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обуславливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Для того чтобы принимаемый акт в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Необходимо четко спрогнозировать позитивные и возможные негативные последствия реализации требований, содержащихся в различных нормативно-правовых актах.

 

Формирование  права – это сложный, длящийся процесс, в результате которого в действующую юридическую систему вводятся новые (а также изменяются или отменяются уже существующие) юридические нормы. По своим исходным началам формирование права (правообразование) носит объективный, необходимый характер. Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права (правообразующие факторы), следует выделить в первую очередь материальные (экономические), политические, социальные, идеологические и иные. Уровень качества, а вместе с тем и эффективности нормативно-правовых актов в большей степени зависит от того, насколько точно и всесторонне учитываются при их подготовке и издании все существующие на данный момент факторы, насколько адекватно отражается в них объективная действительность2.

Непосредственное правообразующее значение в процессе формирования права имеет деятельность государства, его компетентных органов. Со стороны активно-творческих элементов, выраженных в деятельности компетентных государственных органов, формирование права и выступает в качестве правотворчества. Следовательно, понятие правотворчества - более узкое и в то же время более насыщенное, которое отражает активность процесса больше, чем понятие формирования права (правообразования)3.

Однако в  широком, философско-социологическом значении понятия правообразования и правотворчества являются идентичными4.

По результатам  правотворческой работы - законам  и иным нормативно-правовым актам - судят о государстве в целом, о степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Повышение качества правовых решений, снижение до минимального числа неэффективных нормативных актов - в этом состоит постоянная задача законодателя.

Осуществляя властные правомочия, государство использует разные приемы и принципы руководства - оперативное управление, правосудие, надзор и контроль, однако эти направления деятельности государства не порождают норм права, хотя и осуществляются на их основе.

 

Правотворчество - не особая функция государства, а  правовая форма, «правовая оболочка»  государственной деятельности. Именно в этом и заключается его важнейшая характеристика - правотворчество - это, как правило, государственная деятельность, т.е. этим занимаются главным образом органы государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы.

 

Смысл и значение правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант  регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям  народа и законодателя, способствовал  бы прогрессу общества.

 

Создавая, изменяя, дополняя, отменяя нормативные правовые акты, правотворческая деятельность формирует источники права 5.

Государство проводит свою законодательную политику на основе познания и учета потребностей общества и тенденций общественного развития. Основным импульсом к созданию закона или иного нормативно-правового акта служит общественно-значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом6.

 

Правотворчество имеет следующие признаки:

1. Сознательно-волевой характер – право создается людьми, имеющими свои взгляды, обладающими волей и сознанием, соответствующим культурным уровнем, правосознанием, жизненным опытом, а также задачам и потребностям. Влияют на правотворчество также интересы и воззрения социальных групп, существует политический институт лоббирования нормативных актов с общественных позиций.

2. Объективно-исторический характер – право формируется в соответствии с историческим положением государства, потребностями всего общества на данном историческом этапе. Попытки устанавливать субъективные, произвольные нормы права, игнорируя существующее положение и условия общества, могут вести к крайне негативным последствиям: не только к просто не функционирующему праву, но также и к реальному вреду общественным отношениям. Таким образом, процесс правотворчества сочетает в себе черты объективного и субъективного характера.

1.2 Принципы  правотворчества

Избегать законотворческих ошибок позволяет соблюдение принципов правотворчества, а также это снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц.

 

Принципы правотворчества  – это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, создающих право 7.  

В современных  развитых государствах правотворческая  деятельность осуществляется из перечисленных  ниже основополагающих принципов, представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

1. Принцип законности. Этот принцип проявляется в  отношении как процедуры принятия  нормативно-правового акта, так и  его содержания. Полновластие представительных, исполнительных органов, издающих правовые акты и осуществляющих контроль за правотворчеством других органов, должно реализоваться строго в рамках их компетенции, на основе закона и в полном соответствии с ним. Акт не должен быть противоречивым, не должен содержать противоречия с действующим законодательством. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Кроме того, необходимо соблюдать соответствие нового акта Конституции и законам страны, а также общепринятым принципам и нормам международного права.

Информация о работе Правотворчество