Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:10, курсовая работа
Постоянное совершенствование законодательства – это закономерность развития современного цивилизованного государства, необходимое условие своевременного и эффективного учета в нормативных актах потребностей общественного развития. Интересы общества, отдельных его социальных слоев и индивидов – это важная предпосылка возрастания авторитета законодательства, укрепления законности.
Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене правовых норм, которые устарели. Правотворчество завершает процесс формирования права и закрепляет государственную волю в закон.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие правотворчества, его принципы и виды
Понятие правотворчества, его признаки …………………….5
Принципы правотворчества …………………………………10
Виды правотворчества ……………………………………….14
Глава 2. Законодательный процесс и его стадии …………………………….19
Глава 3. Законодательная (юридическая) техника …………………………..25
Заключение ……………………………………………………………………..31
Литература ……………………………………………………………………...33
Соблюдение этапов законодательного процесса обеспечивает не только появление закона в узком формальном смысле, но и качество его содержания, его соответствие потребностям законодательного регулирования.
Рассмотрим каждую стадию законодательного процесса отдельно.
1. Законодательная инициатива. Это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую палату парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией. Это право порождает у законодательных органов рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическая обоснованность принятия акта. При положительном заключении как правило комитет по законодательству Государственной Думы Российской Федерации официально включает проект нормативно-правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы.
Согласно Конституции Российской Федерации «право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения».
2. Обсуждение внесенного в порядке законодательной инициативы разработанного законопроекта. Это очень важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности. Важно создать условия, обеспечивающие конструктивное, творческое рассмотрение и обсуждение различных вариантов решений, а также имеющихся альтернативных проектов. В этом одна из важных предпосылок подготовки обоснованного, качественного решения.
Согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях, если иное не предусмотрено действующим законодательством. 18.
При рассмотрении
Государственной Думой
На комитет
возлагается обязанность дорабо
Во время третьего чтения – завершающего этапа процесса обсуждения – не разрешается вносить в законопроект какие-либо поправки и предложения. Речь идет уже о его одобрении или неодобрении.
Дальнейшее прохождение проекта закона, включая его обсуждение, регулируется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, куда он должен быть передан в течение пяти дней после принятия законопроекта Государственной Думой.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы 19.
Согласно Конституции Российской Федерации Совет Федерации некоторые законы может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается федеральных конституционных законов, а также некоторых федеральных законов по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
3. Принятие и утверждение закона. В юридической литературе данную стадию иногда рассматривают как две относительно самостоятельные стадии. Первая из них связана с принятием, вторая - с утверждением закона. Принятие закона происходит в высшем законодательном органе государства. Его утверждение (подписание) осуществляется главой государства.
Существуют различия в процедуре принятия законов в зависимости от их видов. Для принятия федерального закона, по общему правилу, требуется абсолютное большинство голосов, тогда как для принятия федерального конституционного закона необходимо квалифицированное большинство голосов. Например, согласно Конституции Российской Федерации федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Утверждение (подписание) принятого закона главой государства является весьма важным актом, прежде всего в плане поддержания баланса между законодательной и исполнительной ветвями власти. Одно из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной власти исполнительной ветвью - вето (от лат. veto - запрещаю) главы государства, зачастую одновременно являющегося главой исполнительной власти, налагаемое им на принимаемые законодательным органом акты.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что принятый федеральный закон направляется в течение пяти дней Президенту для подписания и обнародования. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления этого закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Он подлежит обязательному подписанию Президентов в течение семи дней и обнародованию, если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы 20.
4. Опубликование
закона. Федеральные и федеральные
конституционные законы
Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации не применяются.
Глава 3. Законодательная (юридическая) техника
Законодательство требует специальных знаний. Законодательная техника позволяет четко, выразительно и логично формулировать юридические предписания. Она представляет собой систему правил и приемов наиболее рациональной организации и логически последовательного формулирования нормативно-правовых актов в соответствии с их сущностью и содержанием. Законодательная техника важна в целях обеспечения совершенства и эффективности законодательства. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Она имеет несколько разновидностей - это законодательная и правоприменительная техника. В законодательной технике выделяют следующие части:
1) Правила построения
нормативных актов. Они
2) Правила оформления
актов. Каждый акт должен
3) Приемы и
средства формулирования норм
права и иных нормативных
4) Язык и стиль
нормативного правового акта. Для
него характерна определенная
специфичность: краткость,
5) Правила опубликования нормативных правовых актов. Они охватывают официальные источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой. Последнее особенно важно для международных договоров и соглашений, поскольку они не всегда имеют русский аутентичный текст. Данные правила определяют также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.
6) Приемы, способы
и методы систематизации
Правоприменительная техника включает в себя следующее: правила оформления и построения правоприменительных актов; способы легализации документов; способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов; способы разрешения коллизий в праве; способы процедурно-процессуального оформления юридической практики.
Необходимой предпосылкой
высокой культуры правотворчества
является выявление и тщательное
изучение предшествующего
Если в действующих актах имеются повторения, несогласованности, противоречия с предполагаемым регулированием, то должны быть подготовлены в качестве самостоятельных статей (пунктов) проекта либо пунктов постановления о введении его в действие предложений о внесении в действующие акты изменений, в связи с принятием нового нормативного решения о признании актов, их частей утратившими силу, а также поручение нижестоящим органам привести свои акты в соответствие с новым актом.
Юридическая техника охватывает вопросы построения актов, определения терминов, использования формулировок. Но юридическая техника - это не только приемы подготовки нормативно-правовых актов. Это еще и оценка акта с позиции выражения социального заказа, отсутствия пробелов, недопущения внутренних и внешних противоречий, наличия компромиссов и т.п. 22.
В науке, в том числе и юридической, принято разграничивать понятия «средства» и «способы» деятельности. В качестве средств юридической техники выступают допустимые правом (законом) предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение ее целей и получение необходимых результатов. В своей совокупности средства составляют юридическую технику, инструментальную часть юридической практики.
Условно средства
могут быть разделены на общесоциальные,
специально-юридические и
Совокупность
указанных выше средств, с помощью
которых достигаются
Для повышения
качества и эффективности нормативно-