Правотворчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Постоянное совершенствование законодательства – это закономерность развития современного цивилизованного государства, необходимое условие своевременного и эффективного учета в нормативных актах потребностей общественного развития. Интересы общества, отдельных его социальных слоев и индивидов – это важная предпосылка возрастания авторитета законодательства, укрепления законности.
Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене правовых норм, которые устарели. Правотворчество завершает процесс формирования права и закрепляет государственную волю в закон.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие правотворчества, его принципы и виды
Понятие правотворчества, его признаки …………………….5
Принципы правотворчества …………………………………10
Виды правотворчества ……………………………………….14

Глава 2. Законодательный процесс и его стадии …………………………….19

Глава 3. Законодательная (юридическая) техника …………………………..25

Заключение ……………………………………………………………………..31
Литература ……………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая по теории права.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Принцип научности. Правотворчество должно максимально соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках, проблем, требующих нового нормативного решения. Огромную роль играет участие отдельных представителей соответствующих отраслей науки, а также ученых-юристов в ходе законотворческой работы, ведь они непосредственно участвуют в ней, при разработке концепции законопроекта, в выявлении потребности регулирования сложившихся общественных отношений (например, с помощью социологических исследований), в определении способа и типа правового регулирования. Необходимо выявлять приоритетность принимаемых актов, прогнозировать последствия их применения.

 

3. Принцип демократизма. Одним из направлений развития политической системы общества на современном этапе является все более активное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, что в процессе правотворчества отражается в принятии нормативно-правовых актов путем референдума – самой непосредственной формы демократии. Демократические механизмы позволяют эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) - один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы (именно в ходе референдума 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ). Наряду с референдумом выражением демократизма правотворчества является гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов и т.д. Создавая законы для общества, нельзя игнорировать общественное мнение, так как существует большая вероятность, что закон пойдет не на благо обществу.

 

4. Принцип гласности. Означает, что все принятые нормативно-правовые акты подлежат обязательному опубликованию, доведению до сведения населения. Граждане должны иметь возможность ознакомиться с нормативно-правовыми актами. Согласно ст. 3 Конституции РФ «Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» 8. Отсюда следует, что отсутствие надлежащей гласности в работе федеральных и региональных законодательных органов способно поставить под сомнение легитимность принимаемых ими актов9. Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию.

 

Неопубликованные  законы не применяются. Любые нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». В Российской Федерации законы публикуются в Российской газете.

 

5. Принцип постоянного технического совершенства принимаемых актов.  Имеет огромное значение для улучшения качества и эффективности правотворческого процесса. Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам 10.

6. Принцип системности.  Вновь принимаемые акты должны «вписываться» в уже существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать пробелов, коллизий, дублирования и использовать средства регулирования, присущие данной отрасли права.

7. Принцип профессионализма. Требует особых навыков, умения и таланта. В последнее время становится все более ясно, что недостаточный учет этого требования в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших государственных органов, в частности депутатов Федерального Собрания. Учитывая то, что они начинают работать на профессиональной основе, важно научить их законодательному процессу. Велика роль науки в реализации этого принципа, так как именно она помогает найти наиболее приемлемые правовые формы, представляет альтернативные проекты нормативных актов, учитывающие различные интересы в обществе, имеет возможность провести научный эксперимент.

 

8. Принцип гуманизма.  Выражается в направленности издаваемых нормативных актов на обеспечение и защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей. В основе правотворческой деятельности должны быть интересы людей. Очень важным является соблюдение как публичных, так и частных интересов, и эти интересы должны находиться в балансе. В рамках этого принципа можно также отметить, что было бы желательно, если бы современные правовые нормы учитывали психологические и биологические состояния личности, морально-этические, духовно-нравственные ценности человека, конкретная система условий, в рамках которой находится человек, вступающий в правоотношения. Такой подход был сформулирован благодаря юридической антропологии и антропологическому подходу к пониманию права.

9. Принцип справедливости. Понимание справедливости всегда было разным. Идеи гуманизма, равенства граждан перед законом и т.п. Закон должен быть равноправным по отношению ко всем слоям населения.

1.3 Виды правотворчества

Основными видами правотворчества, в зависимости  от субъекта, являются:

- законотворчество;

- подзаконное  правотворчество;

- непосредственное  правотворчество народа;

- правотворчество  органов местного самоуправления;

- локальное  правотворчество;

- делегированное  законотворчество;

- договорное  правотворчество;

- чрезвычайное  правотворчество.

 

Законотворчество  является самым распространенным видом  правотворчества. Им занимаются представительные (законодательные) органы государства, избираемые населением и обладающие правом от имени народа принимать акты высшей юридической силы - законы, которые составляют исходную базу правовой системы; все другие виды правотворчества не могут противоречить им и должны осуществляться на основе и во исполнение законов11.

Подзаконное правотворчество  реализуется главным образом  органами исполнительной власти. В отличие от законотворчества подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. В тоже время подзаконное правотворчество осуществляется негласно, подготовка и принятие подзаконных актов осуществляется соответствующими правовыми управлениями, администрациями и часто характеризуется определенной громоздкостью и  противоречивостью. Также подзаконное правотворчество позволяет быстро разрешать вопросы, требующие правового воздействия, тогда как закон по таким вопросам принимается в течении длительного времени по усложненной процедуре, свойственной законотворчеству. К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент (глава государства), правительство, иные высшие органы государства. Каждый орган власти принимает только те акты, которые установлены для него соответствующим нормативно-правовым актом, и в пределах своей компетенции.

 

Правотворческая деятельность народа осуществляется путем  референдума. В соответствии с п.3 ст.3 Конституции РФ «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Согласно ФКЗ «О референдуме РФ»: Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения12.

Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются  в последующем утверждении, каким бы то ни было государственным органом. Референдум основывается на принципах свободы и добровольности участия, отсутствия какого-либо контроля за волеизъявлением участников голосования, недопустимости принуждения их к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них. Организация и проведение референдума осуществляются государством, оно же обеспечивает финансирование и гарантирует реализацию права граждан на участие в референдуме.13

Выделяют три  его основных вида:

- контрольный  - всенародное голосование, проводимое  в соответствии с конституционной  нормой;

- факультативный - это голосование, проводимое по требованию определенного числа избирателей;

- плебисцитарный - его результаты необязательны  для исполнения, так как имеют  рекомендательный характер14.

Согласно законодательству Российской Федерации, принимать участие  в референдуме могут лица дееспособные и достигшие 18-летнего возраста.

Референдум  не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также  в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ15.

Делегированное  законотворчество - нормотворческая  деятельность органов исполнительной власти, в основном правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа, для оперативного решения определенных проблем 16.

Правотворчество органов местного самоуправления некоторые  авторы относят к делегированному  правотворчеству. Государство своим  законодательством наделило представительные органы местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения, таким как благоустройство территории, охрана общественного порядка, управление муниципальными учреждениями здравоохранения и образования и т.д. Издавая нормативные акты, органы местного самоуправления районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские представительные органы власти и соответствующие им местные администрации обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

Договорное  правотворчество образуют договоры нормативного содержания, например конституционные, внутрифедеральные, управленческие. Они заключаются между различными государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия других правовых актов и совершения юридических действий. Самостоятельную разновидность договорного правотворчества составляют коллективные договоры и соглашения, заключаемые между работодателями и работниками для урегулирования социально-трудовых отношений.

Чрезвычайное  правотворчество представляет собой  принятие законов и других нормативно-правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с экстремальными, кризисными ситуациями в стране или регионе, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения. Актам чрезвычайного характера присуще то, что они:

- имеют назначением предупреждение и устранение социальных катастроф, обеспечение безопасности граждан, защиту их прав и свобод, восстановление законности и правопорядка;

- закрепляют  применение экстраординарных мер  в условиях особого правового  режима осуществления государственной власти;

- устанавливают  определенные правовые ограничения, как для граждан, так и для государственных органов, организаций, учреждений и других субъектов;

- содержат императивные нормы и предписания;

- имеют ограниченное  действие во времени и пространстве.

Локальное правотворчество относится к отдельным учреждениям, предприятиям, организациям коммерческого и иного характера, создающих нормативно-правовые акты. Этими актами регулируются конкретные производственные и другие управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной организации, ее структурных подразделений и работников. Обычно акты локального характера издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений.

Глава 2. Законодательный  процесс и его стадии

 

Законодательный процесс - это  урегулированный нормами права  порядок разработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и  принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти 17.

Законотворческий  процесс является основной частью правотворческого процесса. Если результатом правотворчества  в целом являются различные формы  права – законы, подзаконные нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты,  то результатом законотворчества являются только законы. В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативно-правового акта) и официальный (его принятие).

В российской и зарубежной юридической литературе выделяют четыре основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона, обнародование закона. Каждая и них относительно самостоятельна и имеет свою специфику, свой статус. Вместе же они образуют единый законодательный процесс, отражающий и закрепляющий логику прохождения проекта закона с момента его зарождения и до его принятия и обнародования.

 

Законодательный процесс в любом государстве подчиняется определенным нормам, правилам и даже традициям, отход от которых невозможен. В каждом государстве существует своя специфика законодательного процесса, однако общим для всех является то, что, во-первых, создание законов урегулировано конституцией и законодательством страны; во-вторых, осуществляется высшими органами власти в государстве; в-третьих, законодательный процесс представляет собой процедуру, состоящую из последовательно сменяющих друг друга обязательных стадий.

Информация о работе Правотворчество