Правовая культура и правовое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 18:14, контрольная работа

Описание работы

Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов органично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества. Как таковое правосознание и его более крупная социальная форма – правовая культура – изучаются именно в теории права.
Цель работы рассмотреть понятие правового воспитания и правовой культуры

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
1 ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА………………………………………………...
5
1.1 Понятие и структура……………………………………………………
5
1.2 Виды правовой культуры………………………………………………
17
1.3 Общественное мнение о праве…………………………………………
22
2 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………..

25
3 ЗАДАЧИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ РОЛЬ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………..


31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..
40

Файлы: 1 файл

ТГП_Правовая культура и правовое воспитание.docx

— 72.36 Кб (Скачать файл)

   Для этого есть другие, законные меры. Их выбор впрямую зависит от уровня сформированности правовой культуры.

   В-четвёртых, осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответственности» и вести борьбу на преодоление правового нигилизма, которое овладело за последнее время массовым сознанием. Такой нигилизм коренится в правовом невежестве граждан и должностных лиц, их слабой информированности о законах, а также в умышленном, или скорее неосознанном желании их обойти, проигнорировать, если это приносит ощутимые выгоды при минимальном риске подвергнуться санкциям.

   Чтобы искоренить правовой нигилизм следует  обратить внимание на качество самих законов, которые являются причиной подрыва доверия народа к законодателю.

   В-пятых, активизировать правовое поведение. От активности, действенности позиции каждого в борьбе с нарушениями законности зависит стабильность правопорядка в обществе. Поэтому большое значение имеет способность граждан помогать государству в его правоохранительной деятельности.

   Правовая  культура подвержена оценкам. Поэтому  представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. При этом следует иметь в виду, что для одного общества на определённом этапе развития будут действительна одна свойственная только ему система оценок.

   Это результат того, что разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Иными словами, существует проблемы в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных ценностей. Тем не менее, эти препятствия преодолимы.

   История выработала некоторые критерии оценок, на основе которых создаётся возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К ним относятся:

   а) формирование чувств права и законности;

   б) освоение достижений логико-правового мышления;

   в) совершенствование законодательства;

   г) повышение уровня правовой деятельности;

   д) увеличение объёма и качественное совершенствование правопослушного поведения;

   е) совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;

   ж) разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

   з) изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.

   Повышение уровня правовой культуры общества предполагает работу с гражданами, качественное преподавание права в вузах и других учебных заведениях юридического профиля, надлежащее кадровое обеспечение юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов. Утопично думать, что вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом, позволит повысить уровень правовой культуры. Это нерационально и практически невозможно. Одно из условий развития правовой культуры – преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм.

   Развитость  и совершенство государственного аппарата – показатель высокого уровня правовой культуры. Поэтому к должностным лицам, участвующим в правотворческой деятельности, предъявляются особые требования. Эти люди призваны обеспечивать действие права, формировать и осуществлять правовую политику, а также поддерживать авторитет суда, как в системе органов власти, так и среди населения. Для этого необходимо соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве. В центр политики должны быть духовно свободные, творческие личности. Однако, в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируя при этом право и порядок.

   Правовой  нигилизм представителей власти, которые  злоупотребляют своим положением, пагубно сказываются на уровне культуры в целом, включая и политическую и нравственную.

   Прежде, чем говорить о роли правовой культуры в правотворческой и правоприменительной деятельности, остановимся на определениях этих двух процессах.

   Правотворчеством  можно назвать процесс принятия нормативно-правовых актов законодательными органами государства. Под правоприменением понимается властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт. Отталкиваясь от этих определений, мы можем понять, что такие трудные и сложные процессы как правотворчество и правоприменение не могут проходить на должном уровне без знания и понимая права, а также действий, связанных с этим, то есть правовой культуры. Мы можем видеть на примере России как низкий уровень правовой культуры людей, занимающихся правотворчеством и правоприменением, приводил к негативным правовым последствиям. Например, отношение (до недавнего времени) парламентариев ряда республик бывшего СССР к статусу русского языка, принятие в РФ субъектами федерации законов, прямо противоречащих конституции Российской Федерации (нарушение принципов законности и, в конечном счете, принципов права).

   Немало  примеров из правотворческой практики других стран мира. В частности, в 1927г. Турция заимствовала Швейцарский гражданский кодекс, в котором устранялось многоженство. Мусульманское население Турции не было готово к этому, что и вызвало сопротивление многих слоев Турецкого общества. Здесь отметим тот момент, что законодатель, принимая нормативные акты, должен учитывать уровень правосознания и правовой культуры общества и отдельных групп населения.

   В правоприменительной практике можно  наблюдать, как уровень правовой культуры влияет на решения судебных органов. Зачастую отсутствие правовой культуры влечет за собой ошибки последних. Все это в полной мере можно отнести и к стадии установления фактических обстоятельств дела. Мы знаем, к какому результату привел правовой нигилизм, например, в годы сталинского правления в СССР.

   Возьмем другой пример, вязанный с аналогией  права. Аналогией права считается решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, регулирующей сходный случай ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права, такие как справедливость, равенство перед законом и судом. Несмотря на то, что такие принципы, как правило, устанавливаются Конституцией, правоприменитель, мотивируя решения по делу, во многом базируется на собственное правосознание и, соответственно, на собственную правовую культуру. Можно предположить конечный результат дела при низком уровне правовой культуры правоприменителя.

   История права знает и большее число  удачных нормативно-правовых решений. Например, Французский гражданский кодекс 1804г. действовал почти два столетия.

   Исходя  из вышеизложенного, следует, что чем  выше уровень правовой культуры и правосознания, тем совершеннее процесс принятия нормативно-правовых актов и правоприменения. Следует отметить тот факт, что это влияние взаимообразно. В наибольшей степени это относится к профессиональному уровню правовой культуры. Профессионально-правовая культура должна проявляться в глубоком, объемном знании законов и подзаконных актов, а также источников права, в правильном понимании принципов права и задач правового регулирования, профессионального отношения к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями и принципами законности.

   Как замечает профессор В.В.Лазарев, обладать высоким уровнем профессиональной культуры – значит, быть мастером своего дела в сфере правопорядка. С другой стороны, правовой нигилизм (антипод правовой культуры) представителей власти, обход закона, злоупотребление правом, пренебрежение правами человека пагубно сказывается на уровне культуры в целом, что в свою очередь ведет к деградации государства и нации.

   В добавлении необходимо отметить, что  перед Россией стоят глобальные задачи в ходе правотворческой и правоприменительной деятельности. В области правотворчества – это формирование практически новой нормативно-правовой системы, которая бы отражала происходящие в обществе фундаментальные изменения: переход от государственной экономики к экономике рыночной, где значительную роль играет частная собственность и частно-предпринимательская деятельность; создание достойного уровня благосостояния людей; формирование правового государства.

   В области правоприменения на первое место выходит правосудие. «Правосудие, – отмечает С.С.Алексеев, – это не механическое претворение в жизнь писанных юридических предписаний (как это было в советскую эпоху), а само живое право, право жизни». Сказанное означает, что суды при решении конкретных дел могут и должны применять принципы и нормы международного права, а также ориентироваться на правовые ценности – права человека, которые могут быть закреплены лишь в самом общем виде в принципах права и правового сознания.

   «Права  и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (статья 18 Конституции Российской Федерации).

   Мы  видим, что такие глобальные задачи в области правотворчества и правоприменения невозможно будет решить без постоянного и неуклонного повышения уровня правовой культуры как самого законодателя и правоприменителя, так и общества в целом; без должного правового воспитания будущего поколения, в особенности, будущих юристов – профессионалов.

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

   В заключении, подводя итог под вышеизложенным, можно сказать, что формирование правовой культуры – это сложный и длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования правовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.

   Правовая  культура – необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

   В настоящее время существует масса  проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

 

   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 

  1. Венгеров. А.Б. Теория государства и права Учебник для юридических вузов. – М.; Новый Юрист, 1998, – С. 147.
  2. Хропанюк. В.Н. Теория государства и права Учебное пособие для вузов; под ред. В.Г. Стрекозова – М.; Дабахов, Ткачев, Димов, 1996, – С. 98.
  3. Якушев А.В. Теория государства и права. – М.; ПРИОР, 2000, – С. 161.
  4. Общая теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, под общ ред. А.С. Пиголкина – М.; НОРМА, 1996, – С. 148, 150–153.
  5. Васильев В.А. Юридическая психология. – СП б.; Питер Ком, 1998, – С. 319
  6. Теория государства и права, под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М; 1997, – С. 337.
  7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права (курс лекций) – СП б.; 1998, – С. 68–70, 127.
  8. Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства Демократия и законность, – Самара; 1998, – С.93.
  9. Теория государства и права, под ред. Матузова Н.И. и Туманова В.А. – М.; 1997, – С. 284.

Информация о работе Правовая культура и правовое воспитание