Правовая культура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность правовой культуры общества и показать ее современное значение. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Дать определение правовой культуры и показать взаимосвязь правосознания и правовой культуры.
2) Изучить структуру и функции правовой культуры
3) Проанализировать роль правовой культуры в жизни общества
4) Показать значение правового воспитания
5) Дать анализ правовой культуры современной России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3-4 стр.
1. Теоретические основы правовой культуры………………………..5 стр.
1.1 Правосознание и правовая культура………………………………5-6 стр.
1.2 Структура, виды и функции правовой культуры………………….7-11 стр.
2. Роль правовой культуры в жизни общества………………………12-13 стр.
3. Правовое воспитание………………………………………………..14- 17 стр.
4. Правовая культура России…………………………………………..18-22 стр.
Заключение ……………………………………………………………23-24 стр.
Список использованной литературы……………………………………25 стр.

Файлы: 1 файл

терия государства и права курсовая.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Прогностическая функция  правовой культуры охватывает правотворчество  и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их гражданской активности и т.д., включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например, в законодательной деятельности усиливаются, хотя плановость и последовательность разработки и принятия законодательных актов еще оставляет желать лучшего.

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

Из выше сказанного можно  сделать вывод, что структура  правовой культуры содержит множество  элементов, которые выступают как целостное, системное единство, а так же различие видов культуры общества (общественную, коллективную, индивидуальную). Правовая культура в реальном существовании выполняет одновременно несколько специфических функций — познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль правовой  культуры в жизни общества

Правовая культура человека - сложное психологическое явление, отражающее многие важные стороны жизни общества, государства. И для того чтобы воспитать в себе высокую правовую культуру, необходимо представить себе это явление в существенных чертах и понять его значение для общества и отдельного человека. Итак, представим себе правовую культуру в виде дома, "фундаментом" которого будет являться нравственные взгляды, убеждения. От них зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться; характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности); готовность исполнять правовые нормы. Вторым структурным компонентом является правовая деятельность, которая содействует укреплению законности и правопорядка, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм. Правовая культура третьего уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений.

Правовая культура формируется  постепенно. Сначала закладывается  фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления  о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями - основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т.д. права), положения правовой теории, и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д. Но для того, чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.

Однако было бы ошибкой  рассматривать правовую культуру на обыденном уровне как дефектную, второразрядную. Это становится понятным при изучении его специфики, которая заключается в том, что "правовая культура, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.1

Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________________________

1 Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 1997. с.579

 

3. Правовое воспитание

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет  к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.1

Укрепление норм воспитанности  в сознании человека вырабатывает прочное  правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс – это средство, а сознание, как результат – цель.

Правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.2

Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.

Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется  через правовое образование –  непосредственное получение знаний. Правовое обучение – это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания.3

 

_______________________________________________

1Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 25 декабря – 1993 г.

2Общая теория права. Курс лекций / Под общей редакцией профессора В. К. Бабаева - Нижний Новгород – 1993 г. – с. 488.

3 Т.М Почтарь. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. : канд. юрид. наук. М., - 2001 г. - с.47.

Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения.1

Общие требования общества к правовому (юридическому) воспитанию и обучению граждан (школьному обучению), оформились в официальных документах, так, стандарт основного общего образования по обществознания (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в «развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.2

Итак, определив понятия  «правовоспитание» и «правообучение», мы переходим к результатам реализации данных процессов. Правосознание, как  понятие более обширное, часто фигурирующее наряду с понятием «правовая культура», более употребимо в научной литературе. Даже в обиходе обыватели употребляют его для обозначения отношения человека к правовой действительности, закону в общем смысле – чаще в негативной форме: «отсутствие правосознания, сознание права на нуле, не осознает, как нужно поступать по закону» и пр.

 

_____________________________________________________

1 Е.А Певцова. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права, - № 3 – 2004 г.

2 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.

Ключевым здесь является сознание, осознание – т.е. процессы внутренние, саморегуляция, своеобразные социальные стереотипы поведения личности. Сознание формируется через деятельность человека (принцип единства сознания и деятельности), определяет предварительную мысленную модель действий. По отношению к праву сознание выражается в активной вовлеченности человека в правовую действительность: реализация им гражданских прав, исполнение обязанностей.

Правосознание является социальным продуктом. Общество является носителем того правового опыта, который ему исторически сопутствует. Правовой опыт предыдущих поколений переосознается, трансформируется в сознании следующих поколений, и превращается в субъективное представление человека, группы людей, общества в целом об объективном праве, существующем в настоящем, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем.

Получение правового  воспитания и обучения – это процесс, реализация которого возможна, по нашему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в конкретном временном промежутке, дальнейшее его получение становится затруднительным, и это обосновано возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействия в форме воспитания.

Целью правового воспитания, говоря в общем, является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. Конкретные цели правового воспитания можно выразить следующими: правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства – т.е. фактически применение полученных знаний на практике.

Каждый человек не только сталкивается с правом, но и  непосредственно в какой-то мере участвует в юридической жизни государства самым активным образом. Человека, например, могут вписать в список присяжных заседателей, и при определенных условиях он сможет участвовать на судебном процессе в судьбе какого-либо человека путем отдания своего голоса в пользу обвинения или оправдания его.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что правовое воспитание – это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры. Целью правового воспитания является выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей, которые можно в целом охарактеризовать как высокую правовую культуру, включающую в себя все элементы правосознания и правового поведения; обладание необходимыми правовыми знаниями, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности; утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства; нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Правовая культура России

В современной России в области правосознания сложилась интересная ситуация. Нельзя сказать, что народ совершенно безграмотен в области права, нельзя сказать, что правовой нигилизм охватил полностью сознание наших граждан, но приходится констатировать, что знаний основ юриспруденции в образовательном багаже основной массы населения – недостаточно. Для рядового гражданина обычно изучение права идет с бытового уровня.

Знания о праве рядового гражданина сводятся к тому, что  юрист назвал бы обычным правом –  т.е. те нормы, которые соблюдались  давно, всегда и которые актуальны и верны именно потому, что им беспрекословно следовали все члены общества, не задумываясь об их истоках. Это, например, твердая уверенность и знание того, что выход на работу в законный выходной день оплачивается особо, что в подтверждение покупки продавец должен давать товарный/кассовый чек, что если вас затопили соседи сверху – они должны возместить ущерб, и что если вас грабят – нужно звонить 02. Это те знания, которые усваиваются из поколения в поколение и считаются обыденными.

Как ни жаль, но в нашем  российском обществе с начала перехода к демократической форме правления  формируется нигилистическое отношение  к праву, его реализации. Правовой нигилизм означает не только отрицание  права как социальной ценности в  обществе, но и неуважительное отношение к нему, к деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов.

Причиной правового  нигилизма можно считать правовое невежество граждан и должностных  лиц, слабой информированности о  законах, а также интуитивное желание обойти норму, если это приносит, хоть какую-то малую прибыль при минимальных рисках подвергнуться санкциям.

Существуют  виды деформаций правосознания:

 

1. правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;

2. правовой инфантилизм - это недооценка роли права, плохое знание права;

           3.перерождение правосознания – это такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений. Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.

Основными проблемами правовоспитательного процесса в Российской Федерации можно назвать:

1. отсутствие доступа к правовой информации на разных стадиях обучения;

Информация о работе Правовая культура общества