Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 12:19, курсовая работа
Целью этой работы является рассмотрение вопросов, имеющих непосредственное отношение к правовой культуре (понятие, её структура, функции, виды и т.п., связанные с ней явления – правовой нигилизм, идеализм, демагогия, понятие правового воспитания и др.) для изучения, осмысления того, что же она собой представляет; на основании чего сделать выводы о состоянии правовой культуры в сложившейся ситуации в современном обществе, на современном этапе развития страны.
Введение……………………………………………………………….…….. . 3
1 Правовая культура: понятие, содержание, структура, функции, виды…. 5
1.1 Понятие правовой культуры…………………………………………... 5
1.2 Структура правовой культуры………………………………………… 7
1.3 Функции правовой культуры………………………………………….. 11
1.4 Классификация правовой культуры…………………………………... 13
2 Правовой нигилизм, правовой идеализм и правовая демагогия……... 15
2.1 Правовой нигилизм………………………………………………….... 15
2.2 Правовой идеализм………………………………………………….... 19
2.3 Правовая демагогия…………………………………………………… 21
3 Правовое воспитание…………………………………………………….... 23
Заключение………………………………………………………………….... 26
Список используемых источников............................................................... 28
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре
технический университет»
Факультет инженерно – экономический факультет
Кафедра «Гражданско – правовых дисциплин»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
Правовая культура
Студент группы 2ЮР4д-1С О. В. Завгородняя
Преподаватель
Нормоконтроль
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Правовая культура: понятие, содержание, структура, функции, виды…. 5
1.1 Понятие правовой культуры…………………………………………... 5
1.2 Структура правовой культуры………………………………………… 7
1.3 Функции правовой культуры………………………………………….. 11
1.4 Классификация правовой культуры…………………………………... 13
2 Правовой нигилизм, правовой идеализм и правовая демагогия……... 15
2.1 Правовой нигилизм…………………………………………………...
2.2 Правовой идеализм…………………………………………………...
2.3 Правовая демагогия……………………………………………………
3 Правовое воспитание……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников....................
Введение
Тема правовая культура, несомненно, остаётся актуальной и на сегодняшний день и наверняка будет актуальна и в будущем. В юридической литературе существует множество вопросов, касающихся правовой культуры, на которые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мнений, представлений и пр. Это связано, во-первых, с многоаспектностью, неоднозначностью категории правовой культуры, как части культуры общественной, что в свою очередь вытекает из многоаспектности, неоднозначности культуры вообще (что более подробно рассматривается ниже), а, во-вторых, с огромной важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества в целом, всего государства, т.к. высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства, условием обязательно необходимым для его построения.
Этой теме, на мой взгляд, до сих пор не уделялось должного внимания, несмотря на всю важность правовой культуры в современном обществе. Постоянно слышится: «демократические права и свободы!», «государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина!», «человек, его права и свободы являются высшей ценностью!», «Россия есть правовое государство!» и многое другое. А ведь для многих это слова, не несущие чётко фиксированного смысла; далеко не все люди осознают, что же до них желает донести государство, а если и осознают, то зачастую для многих является затруднительным понять, как же это всё «осуществить, применить, реализовать, использовать». Большая часть населения и не знает, что же это такое - правовая культура и в этом главным образом повинно государство, которое не доводит данную информацию до населения. А часть 1, статьи 1 Конституции РФ содержит, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [1]. Наверное, (может быть это заблуждение) такое положение статьи «надо заслужить», а иначе, что это за «правовое, демократическое государство» с таким недостойным уровнем правовой культуры (да и культуры вообще), с низким уровнем правосознания, как же народ осуществляет свою власть, не имея элементарных, базовых представлений о том, что он делает. Это касается и людей, несвязанных, так или иначе, с правовой деятельностью и людей, специально ей занимающихся! А ведь последние в той или иной степени являются субъектами правового воспитания.
Именно поэтому выбор пал на эту тему, как одну из основополагающих во всей системе юридических знаний, на тему, которая касается каждого человека, являющегося частицей современного общества, независимо от рода его деятельности. Мы имеем определённые права, свободы, обязанности и необходимо знать, как грамотно их использовать, осуществлять, исполнять и т.п.
Целью этой работы является рассмотрение вопросов, имеющих непосредственное отношение к правовой культуре (понятие, её структура, функции, виды и т.п., связанные с ней явления – правовой нигилизм, идеализм, демагогия, понятие правового воспитания и др.) для изучения, осмысления того, что же она собой представляет; на основании чего сделать выводы о состоянии правовой культуры в сложившейся ситуации в современном обществе, на современном этапе развития страны.
1 Правовая культура: понятие, структура, функции, классификация
1.1 Понятие правовой культуры
Прежде чем перейти к рассмотрению понятия непосредственно самой правовой культуры, нужно выяснить, что представляет собой культура вообще.
Существует, как известно, множество разноречивых определений; на сегодняшний день в отечественной литературе их насчитывается более 400 Довольно часто употребляются такие словосочетания, как культура речи, культура общения, физическая культура, правовая культура и др. В чём же причина такого многообразия трактовок? В том, что культура многоаспектна, многогранна, это свойство культуры вызвало необходимость изучения её представителями различных наук (философия, социология, правоведение и др.), а каждый исследователь культуры имеет свой подход к культуре и рассматривает более конкретно ту или иную её грань, сторону.
Термин “культура” (от латинского cultura – возделывание, выращивание, обрабатывание) первоначально обозначал функцию, связанную с приобретением знаний, накоплению опыта, а в средние века появляется понятие духовная, умственная культура. Вот некоторые из множества определений культуры: культура – то, что слагается из знаний, верований, законов, нравственных норм и привычек, обычаев, различных способностей и привычек, усвоенных человеком как членом определённой социальной общности; культура – это не биологические аспекты поведения человеческого вида, включающие речь, изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов; культура – это особо регулируемый механизм общества, средство его адаптации к среде обитания и др. В общем, в одном определении вся суть понятия “культура” выражена быть не может. Культуру можно рассматривать с трёх разных точек зрения:
1 анторопологической, т.е культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных;
2 социологической, т.е. культура – это сумма духовных ценностей; культура – компонент общественной жизни;
3 философской, т.е. культура рассматривается среди явлений, не связанных с общественным развитием и выделяемых чисто аналитически [2].
Всё выше сказанное помогает определить, что правовая культура – весьма ёмкая по своему содержанию социальная категория. В специальной юридической литературе встречаются различные её определения. Е. В. Аграновская определяет правовую культуру как “элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка” [3]. Т.А. Артеменко считает, что правовая культура – “это не просто отношение к праву (правосознанию), а, прежде всего уважение правовых норм и принципов.” Следовательно, не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Отсюда, по мнению И.Г. Смолиной правовая культура – «это глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это единство правовых знаний, оценок и поведения)» [4]. Ещё в одном из определений правовая культура определяется как качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.
1.2 Структура правовой культуры
Итак, можно сказать, что правовая культура – определенное “качество” правовой жизни общества, которое наиболее полно можно охарактеризовать только при рассмотрение всех его элементов. Какие же это элементы? Во-первых, правовую культуру определяет степень развитости правосознания населения. Правосознание – это отношение людей к праву, правовым явлениям, основанное на знаниях о праве и чувствах (восприятие на субъективном уровне). Правосознание – очень важный элемент правовой культуры. Велико его влияние на организацию общественной жизни. Недаром российский правовед И. А. Ильин обращал внимание на то, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других. Также И. А. Ильин считал, что правосознание необходимо рассматривать не только как совокупность воззрений на право, а ещё и как взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. От того, каким будет уровень, качество правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе [5].
В юридической литературе выделяется различное число элементов правосознания. Но наличие двух первых элементов, бесспорно, признают все, а именно правовую психологию и правовую идеологию.
1 Правовая психология – это реакция субъектов на право в виде чувств, эмоций, переживаний, настроений и т. п.
Правовой психологии присущи следующие признаки:
- познание права, правовых явлений на основе эмоций, переживаний, чувств и т. п. которые складываются, возникают стихийно;
- это познание приводит к определённым практическим результатам, имеющим значение для дальнейших правовых действий;
- в неё входят: общественный интерес, мотивы деятельности, психологический уклад, чувства, эмоции, настроения, иллюзии.
2 Правовая идеология – это системные знания о правовых явлениях. Это целостное осмысление права, происходящее на более высоком уровне. При чём познаётся не конкретная норма или документ, а всё право, т. е. его сущность, природа, социальное назначение.
Она выражает интересы целого государства, какого-то класса, политической партии, общественного объединения и т.д. и может быть письменно выражена (например: план, программа).
Выделяют следующие признаки правовой идеологии:
- связана с интересами определённого класса, партии и пр.;
- отражает представления о наиболее идеальном праве;
- она наполняет или дополняет конкретным содержанием научные знания и стремится постичь истину права. Но нужно иметь в виду, что в различных государствах, в различных правовых режимах она предлагает различные пути практической деятельности;
- в неё входят: идеи; концепции; правовые принципы; оценка перспектив развития права; цели, задачи принятия нормативно-правовых актов.
Необходимо отметить, что на основании Конституции РФ в России признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 ч.1, 2) [1].
В структуру правосознания иногда включают следующий элемент:
3 Поведенческий (волевой) – это определённая готовность субъекта к совершению каких-либо действий, как правомерных, так и противоправных, основанная на правовой психологии и идеологии [3].
Элементы правосознания проявляются в его определённых функциях: гносеологической (познавательной), регулятивной, оценочной, прогностической, моделирующей, коммуникативной.
Правосознание можно классифицировать по следующим основаниям:
по субъектам:
1 индивидуальное правосознание – это личное отношение человека к праву;
2 групповое правосознание – это отношение к праву групп, коллективов и т. п.;
3 общественное – это правосознание всего общества.
И по уровню:
1 обыденное правосознание – это отношение к праву обывателя или специалиста, для которого право не является основным занятием;
2 профессиональное правосознание – это правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (например, правосознание судей, прокуроров, адвокатов);
3 научное правосознание – это правосознание, свойственное учёным-правоведам, специалистам в области правовой науки.
Высокая степень развитости правосознания характеризуется:
- признанием обществом и государством человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защите его прав и свобод (что закреплено в ст. 2 Конституции РФ) [1];
- осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты, уважением к правам и свободам других людей;
- правовой установкой граждан на правомерное поведение;
- знанием гражданами норм Конституции, положений важных законов и иных нормативно-правовых актов;
- широкой информированностью граждан о процессах, происходящих в области права;
- позитивным отношением к суду.
Во-вторых, правовую культуру определяет уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов), образовательную (деятельность студентов и слушателей юридических образовательных учреждений и пр.) и практическую (правотворческая и правореализующая деятельность).