Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 12:19, курсовая работа
Целью этой работы является рассмотрение вопросов, имеющих непосредственное отношение к правовой культуре (понятие, её структура, функции, виды и т.п., связанные с ней явления – правовой нигилизм, идеализм, демагогия, понятие правового воспитания и др.) для изучения, осмысления того, что же она собой представляет; на основании чего сделать выводы о состоянии правовой культуры в сложившейся ситуации в современном обществе, на современном этапе развития страны.
Введение……………………………………………………………….…….. . 3
1 Правовая культура: понятие, содержание, структура, функции, виды…. 5
1.1 Понятие правовой культуры…………………………………………... 5
1.2 Структура правовой культуры………………………………………… 7
1.3 Функции правовой культуры………………………………………….. 11
1.4 Классификация правовой культуры…………………………………... 13
2 Правовой нигилизм, правовой идеализм и правовая демагогия……... 15
2.1 Правовой нигилизм………………………………………………….... 15
2.2 Правовой идеализм………………………………………………….... 19
2.3 Правовая демагогия…………………………………………………… 21
3 Правовое воспитание…………………………………………………….... 23
Заключение………………………………………………………………….... 26
Список используемых источников............................................................... 28
Систему правового воспитания эти же авторы определяют как организационную структуру, состоящую из следующих частей: субъекты, объекты и правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов.
1 Субъекты (осуществляют правовое воспитание):
- государственные органы;
- должностные лица;
- учебные заведения;
- общество в целом.
2 Объекты – граждане, различные категории населения и широкие массы, с которыми проводится правовоспитательная работа.
Необходимо отметить, что конкретность и дифференцированность в правовом воспитании приводит к постепенному складыванию относительно самостоятельных систем правового воспитания отдельных категорий населения: школьников, студентов, должностных лиц и др., каждой из которых присущи свои особенности;
3 Правовоспитательные действия, которые проводятся для достижения намеченных целей, с помощью определённых средств, с использованием соответствующих форм и методов. Их содержанием является правовоспитательное воздействие субъектов на объекты. К средствам правового воспитания относятся все материальные средства, использующиеся в процессе правового воспитания (СМИ и т.п.) и средства духовного (рационального и эмоционального) воздействия [14].
Система правового воспитания нуждается в постоянном усовершенствовании, корректировки, выявлении и устранении слабых мест. Координация и взаимодействие всех составных частей системы должны усиливаться.
3 Заключение
Если проанализировать сложившуюся в настоящее время ситуацию в стране, то скорее можно говорить о достаточно низком уровне правовой культуры, чем о высоком (к сожалению) при чём как на обыденном, так и (а это неутешительный факт) на профессиональном. Что касается научного (теоретического) уровня, то он более высок, но основная проблема заключается в том, что теоретические знания далеко не всегда бывают, доведены до населения в силу различных обстоятельств (например: достаточно высоких цен на юридическую литературу, совершенно не обоснованных; трансляции телепередач, содержащих информацию данного рода в очень позднее время; а также, зачастую, и в силу нежелания, самих граждан усваивать эти знания и многих других причин.
Долгое время проблемам, связанным с правовой культурой не уделялось должного внимания, сейчас положение несколько улучшилось (в СМИ начали подниматься вопросы, так или иначе касающиеся правовой культуры, в частности по телеканалу «Культура» одна из молодёжных телепередач была посвящена проблемам современного российского правового нигилизма), но до состояния стабильности думается ещё очень далеко, т.к. развитие достойного уровня правовой культуры - процесс очень длительный [2].
Если рассматривать степень развитости правосознания населения, то, скорее всего, наибольшее развитие получил такой элемент правосознания как правовая психология, как познание, осмысление права на более доступном для большей части населения уровне. Следовательно, такой элемент правосознания, как, так называемый поведенческий или волевой, заключающийся в готовности граждан совершать конкретные действия, больше основан на правовой психологии, чем правовой идеологии.
Положение усугубляется ещё и наличием таких, получивших развитие явлений как правовой нигилизм, идеализм и демагогия, причины появления и распространения, которых рассматриваются в ходе работы (преимущественно это факторы историко-политического характера, которые, несомненно, усложняют процесс борьбы с ними). Опасность этих явлений нельзя недооценивать, т.к. последствия их очень пагубны; они подрывают уровень не только правовой культуры, но и всей культуры общества в целом и, так или иначе, способствуют повреждению правовой системы изнутри. С ними необходимо бороться и эта борьба должна включать комплекс мер, которые в силу схожести «корней» этих явлений необходимо проводить одновременно. Только тогда будет достигнут определённый результат [13].
Как указывается в тексте работы, одним из комплекса таких мер, является правовое воспитание, которое вносит существенный вклад в повышение уровня правовой культуры как каждого отдельного человека, как определённых групп, так и всего общества в целом.
В заключении хотелось бы сказать, что хотя уровень правовой культуры оставляет желать лучшего (впрочем, как и культуры вообще), зато есть огромный потенциал, возможности, которые необходимо использовать на практике. Но это не будет даваться легко, т.к. сложившаяся ситуация в стране является следствием сложных внутренних процессов, протекающих в государстве на протяжении длительного времени и, которые, конечно же, не могли не повлиять на общественное сознание, на сознание каждого отдельного человека.
Список используемых источников
1 Конституция Российской Федерации. – М. : АСТ, Астрель 2009.
2 Вопленко, Н. Н. Правосознание и правовая культура : учебное пособие / Н. Н. Вопленко - Волгоград : «ВолГУ», 2000. - 52 с.
3 Аграновская, Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е. В. Аграновская. - М. : Наука, 1988. – 142 с.
4 Право и культура: Монография / В. С. Нерсесянц [ и др.]. - М. : Изд. РУДН, 2002. - 396 с.
5 Ильин, И. А. Демагогия / И. А. Ильин. - М., 1991 – 23 с.
6 Зенин, Е. В. Правовое воспитание и социальная активность населения / Е.В. Зенин - Киев. – М. : Наукова думка, 1979. – 53 с.
7 Теория права и государства: Учебник / В. К. Бабаев [и др.]. - М. : Право и закон, 2002. – 576 с.
8 Алексеев, С. С. Теория права / С. С. Алексеев. - М. : БЕК, 1994. – 116 с.
9 Бабаев, В. К. Теория государства и права / В. К. Бабаев. - М. : Юрист, 2007. – С. 58 – 59.
10 Комаров, С. А. Теория государства и права / С. А. Комаров, А. В. Малько. - М. : Норма-Инфра М, 1999. – 220 с.
11 Абдигалиев, А. У. Деформация правовой культуры: понятие, последствия, пути преодоления / Абдигалиев, А. У. // История государства и права. - 2006. - N 3. - С. 2 - 3.
12 Горохов, П. А. Социальная природа правового нигилизма / Горохов, П. А. – Оренбург : ОГУ, 1998. – 149 с.
13 Смоленский, М. Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества / М. Б. Смоленский // Журнал российского права. - 2004. - № 11. - С. 22 - 26.
14 Лазарев, В. В. Теория государства и права / В. В. Лазарев. - М. : Право и Закон, 1996 – 87 с.
15 Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М. : Юристъ, 2000. – 74 с.
16 Гуревич, П. С. Культурология / П.С. Гуревич. - М. : Гардарики, 2007. – 132 с.