Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 21:14, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является рассмотрение вопросов имеющих непосредственное отношение к правовой культуре для изучения, осмысления того что же она собой представляет; на основании чего сделать вывод о состоянии правовой культуры в сложившейся ситуации в современном обществе.
Итак, задачами данной курсовой работы являются:
Рассмотреть понятие, структуру, функции и виды правовой культуры;
Описать правовое воспитание, его понятие, методы, и формы;
Дать характеристику правовому нигилизму, идеализму и демагогии.
Введение…………………………………………………………………3-4
Глава 1. Правовая культура:
Понятие правовой культуры……………………………………………5-7
Структура правовой культуры………………………………………...8-12
Виды и функции правовой культуры………………………………..13-15
Глава 2. Правовой нигилизм, идеализм и демагогия ………………...16-23
Глава 3. Правовое воспитание: понятие, методы, формы……………24-27
Заключение……………………………………………………………28-29
Список используемой литературы………………………………….......30
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Факультет юриспруденции
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория государства и права
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Выполнила: Корнева Т.А.
Группа: 31ЮС-103
Руководитель: Киреева Е. А.
Челябинск
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Правовая культура:
Глава 2. Правовой нигилизм, идеализм и демагогия ………………...16-23
Глава 3. Правовое воспитание: понятие, методы, формы……………24-27
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………….......
Введение
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения. В настоящее время в юридической науке подробно изучены вопросы, которые помогли в полном объеме раскрыть суть данной сферы права. В юридической литературе существует множество вопросов, касающихся правовой культуры, на которые по-прежнему нет однозначного ответа, существует множество различных мнений, представлений и пр. Это связано с многоаспектностью, неоднозначностью категории правовой культуры, как части культуры общественной, что в свою очередь вытекает из многоаспектности, неоднозначности культуры вообще, а также с огромной важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества в целом.
Этой теме, на мой взгляд, до сих пор не уделялось должного внимания, несмотря на всю важность правовой культуры в современном обществе. Постоянно слышится: «демократические права и свободы!», «государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина!», «человек, его права и свободы являются высшей ценностью!», «Россия есть правовое государство!» и многое другое. А ведь не многие люди осознают, что до них желает донести государство, а если же осознают, то очень плохо понимают все это. Большая часть населения и знать не знают что такое правовая культура и в этом главным образом повинно государство, которое не доводит данную информацию до населения.
Именно поэтому я остановилась на этой теме, ведь она касается каждого человека живущего в нашем государстве. Мы имеем определённые права, свободы, обязанности и нам их необходимо знать использовать, и применять грамотно.
Целью этой курсовой работы является рассмотрение вопросов имеющих непосредственное отношение к правовой культуре для изучения, осмысления того что же она собой представляет; на основании чего сделать вывод о состоянии правовой культуры в сложившейся ситуации в современном обществе.
Итак, задачами данной курсовой работы являются:
Глава 1. Правовая культура
Главное правило поведения – взаимная терпимость,
понимание того, что люди не могут думать одинаково
и что мы все видим фрагменты единой истины
под разными углами зрения.
М. Ганди
Прежде чем перейти к рассмотрению понятия правовой культуры для начало нам нужно выяснить, что такое культура вообще.
Существует, как известно множество разноречивых определений; на сегодняшний день в отечественной литературе их имеется более 400. Довольно часто употребляются такие словосочетания, как культура речи, культура общения, физическая культура, правовая культура и многое другое. В чём же причина такого многообразия определений? В том, что культура многоаспектна, многогранна, это свойство культуры вызвало необходимость изучения её представителями различных наук (такие как, философия, социология, правоведение и др.), а каждый исследователь культуры имеет подход к культуре и рассматривает более углубленно ту или иную её грань, сторону.
Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, выращивание, обрабатывание) первоначально обозначал функцию, связанную с приобретением знаний, накоплению опыта, а в средние века появляется понятие духовная, умственная культура. Представлю вашему вниманию некоторые определения культуры: культура – то, что слагается из знаний, верований, законов, нравственных норм и привычек, обычаев, различных способностей и привычек, усвоенных человеком как членом определённой социальной общности; культура – это не биологические аспекты поведения человеческого вида, включающие речь, изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов; культура – это особо регулируемый механизм общества, средство его адаптации к среде обитания и др. В общем, в одном определении вся суть понятия «культура» выражена быть не может. Культуру можно рассматривать в трех разных точках зрения:
Все выше сказанное помогает определить, что правовая культура - весьма ёмкая по своему содержанию социальная категория. В специальной юридической литературе встречаются различные её определения. Е. В. Аграновская определяет правовую культуру как «элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка». Т. А. Артеменко считает, что правовая культура – «это не просто отношение к праву, а прежде всего уважение правовых нор и принципов». Следовательно, не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Отсюда, по мнению И.Г. Смолиной правовая культура – «это глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности». Еще в одном из определений правовая культура определяется как качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение правам каждым отдельным членом общества.
Знать законы – значит воспринимать не
их слова, но их содержание и значение.
Флорентин
Итак, можно сказать, что правовая культура – определенное «качество» правовой жизни общества, которое наиболее полно можно охарактеризовать только при рассмотрение всех его элементов. Какие это же элементы? В – первых, правовую культуру определяет степень развитости правосознания населения. Правосознание – это отношение людей к праву, правовым явлениям, основное на знаниях о праве и чувствах (восприятие на субъективном уровне). Правосознание – очень важный элемент правовой культуры. Велико его влияние на организацию общественной жизни. Недаром российский правовед И. А. Ильин обращал внимание на то, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол других. Также И. А. Ильин считал, что правосознание необходимо рассматривать не только как совокупность воззрений на право, а еще и как взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. От того, каким будет уровень, качество правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе.
В юридической литературе выделяется различное число элементов правосознания. Но наличие двух первых элементов, бесспорно, признают все, а именно правовую психологию и правовую идеологию.
Правовой психологии присущи следующие признаки:
Она выражает интересы целого государства, какого – то класса, политической партии, общественного объединения и т. д. и может быть письменно выражена (например: план, программа).
Выделяют следующие признаки правовой идеологии:
Необходимо отметить, что на основании Конституции РФ и в России признаётся идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Во – вторых, правовую культуру определяет уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность ученых- юристов), образовательную (деятельность студентов и слушателей юридических образовательных учреждений) и практическую (правотворческая и правореализующая деятельность).
От правотворческой деятельности, её уровня развития и качества существенно зависит правовая культура. При осуществление правотворчества должны соблюдаться принципы: законности, научности, демократизма, системности.
Соответственно влияет на правовую культуру и правореализация, а в частности правоприменение - властная деятельность компетентных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений, имеющая своей целью воплотить содержание правовых норм в жизнь. На качество правоприменительной деятельности оказывает влияние множество факторов: структура государственного аппарата, порядок взаимодействия его органов, профессионализм правоприменителя, его культура и многое другое.
Высокий уровень правовой деятельности предполагает:
В – третьих, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы нормативно – правовых актов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Важен уровень любого нормативно – правового акта каждый из них должен быть правовым. Нормативно – правовой акт должен отвечать всем необходимым требованиям, с точки зрения его формы: быть по возможности кратким и что, особенно важно, понятным для населения, т. е. обладать ясностью, а вся необходимая дополнительная информация (определения, термины и пр.) должны быть доступны для населения; а также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нем механизма его реализации.
Важно и состояние правоприменительных правовых актов и правореализационных.
При оценке вышеуказанных нормативно – правовых актов, а также таких текстов правового характера, как научные и публицистические тексты на правовые темы, можно судить об уровне развития правовой культуры.
Совершенство системы нормативно правовых актов можно достигнуть благодаря: