Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой работы является рассмотрение вопросов имеющих непосредственное отношение к правовой культуре для изучения, осмысления того что же она собой представляет; на основании чего сделать вывод о состоянии правовой культуры в сложившейся ситуации в современном обществе.
Итак, задачами данной курсовой работы являются:
Рассмотреть понятие, структуру, функции и виды правовой культуры;
Описать правовое воспитание, его понятие, методы, и формы;
Дать характеристику правовому нигилизму, идеализму и демагогии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3-4
Глава 1. Правовая культура:
Понятие правовой культуры……………………………………………5-7
Структура правовой культуры………………………………………...8-12
Виды и функции правовой культуры………………………………..13-15
Глава 2. Правовой нигилизм, идеализм и демагогия ………………...16-23
Глава 3. Правовое воспитание: понятие, методы, формы……………24-27
Заключение……………………………………………………………28-29
Список используемой литературы………………………………….......30

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП Правовая культура.docx

— 49.71 Кб (Скачать файл)

Субъектами правовой демагогии являются отдельные лица или их организации, участвующие в политико-правовой деятельности. И. А. Ильин отмечал: «Демагоги преследуют в политике не всенародный интерес и не государственные цели; они имеют в виду частный интерес своей политической партии и своего класса, а в худшем случае – частный интерес своей личной карьеры».

Объектом правовой демагогии (предметом) выступает только юридическое явление.

Существуют особые формы проявления правовой демагогии, например: требование, принять нормативно-правовой акт по предмет, которые не может быть объектом юридической регуляции; предложение отменить научно обоснованный и эффективный нормативно-правовой акт, который является обременительным для определенной части граждан, но в целом необходим отдельному государству или всему мировому сообществу;  сугубо эмоциональная критика конституции и иных законов государства; обвинение того или иного известного деятеля, должностного лица, влиятельной организации в совершении тяжкого преступления без предоставления достаточных реальных доказательств; предложение о необходимости «сотрудничества» власти и мафии и мн. др.

В рамках данного вопроса выделяют также такие понятии как:

  • правовой дилетантизм – имеет место тогда, когда лицо или организация вольно обращается с текстом закона либо с оценками юридической практики, но не в силу корыстных целей, а от незнания или небрежного отношения к юридическим ценностям;
  • юридический фетишизм – выступает лишь средством правовой демагогии и представляет собой гипертрофированное представление о роли правовых средств в решении социально-политических и др. средств.
  • популизм – это не демагогия, а объединение различных социальных сил с различными политическими и религиозными убеждениями, выражающее совокупность очень широких общих интересов, направленное против общего врага, играющее на нуждах и потребностях;
  • правовой цинизм – крайнее проявление правовой демагогии; проявление её наиболее вызывающих форм.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Правовое воспитание

 

  Понятие правового воспитания

Правовое воспитание – составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологического, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и тд. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.

Юристы имеют дело с правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые, так или иначе, используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма – одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Одна из главных целей правового воспитания – выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок противодействующего правонарушениями,  правовому беспределу.

 

Формы правового воспитания

Среди форм правового воспитания обычно выделяют:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение «круглых столов»; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей,  т. е. своего рода «юридический всеобуч»);

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т. д.);

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

 

Методы правового воспитания

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы, и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов.

В процессе правового воспитания важно сформировать  каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в тоже время стремления бороться за право – свое и чужое.

Весьма любопытны в этой связи рассуждения известного немецкого ученого-правоведа 19 столетия Р. Иеринга из его работы «Борьба за право», выдержавшей десятки изданий во многих странах и ставшей классической:

«Цель права – мир, путь к нему – борьба, - пишет он. – Пока право подвержено опасности со стороны неправа, до тех пор ему не избавиться о борьбы. Все права в мире завоеваны. Каждое значительное правовое положение, каждое право, все равно народа или индивида, предполагает постоянную готовность защищаться. Вот почему богиня справедливости, держа в одной руке весы для взвешивания права в другой меч для его защиты. Меч без весов будет голой силой, весы без меча – бессилием права.… Где только существующее право опутало своими корнями интересы – там новому праву приходится пролагать себе путь помощи борьбы. Эта борьба тянется столетия. Высшего напряжения она достигает в том случае, если интересы приняли форме приобретенных прав. Право не дается народам само собой, одни должны за него бороться, спорить, сражаться и истекать кровью. Идея права и интерес государства идут рука об руку.

Сопротивление личности неправу, т. е. нарушению права, есть обязанность, долг; оно есть долг управомоченного к самому себе, ибо таково веление нравственного самосохранения; оно есть долг по отношению к обществу, ибо оно необходимо для существования права. Подобно тому, как народ борется за свою честь и независимость, точно так же и гражданин стремится оградить себя от наглого попрания своего права, ибо дело идет об идеальной цели – утверждении самой личности и ее правового чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, исследование, проведенное в данной курсовой работе, исходило из следующего: Понимание правовой культуры как качественного состояния правовой жизни общества, выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующими результатами:

  • Правовая культура – часть общей культуры общества или отдельной личности. Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Правовая культура общества зависит от уровня развития социальных профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидом. Поэтому выделяют следующие виды правовой культуры: общества, социальной группы (профессиональная культура юриста), личности. Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами связанную, так или иначе, с применением правовых знаний.
  • Правовое воспитание – составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Существуют, различны формы воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного воздействия на сознание и поведение людей.

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применений санкций, профилактика, предупреждение и другие способы, и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов.

    • 1) Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений (отчуждение общества от права);
    1. Правовой идеализм – это переоценка права и его возможностей;
    1. Правовая демагогия – это особый вид социальной демагогии, состоящей в общественно-опасном, намеренном, обманном, конфликтном внешне эффектном воздействии лица либо различных объединений на чувства, действия доверяющих им людей путем различных форм ложного одностороннего либо грубого извращенного представления правовой деятельности для достижения собственных порочных коростных целей, обычно скрываемых под видом пользы народу и благосостояния государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Кайзеров Н. М. «Политическая и правовая культура». 1983 г.;
  2. Комаров С. А. «Общая теория государства и права». 1998 г.;
  3. Клименко А.В. , Румынина В.В. «Теория государства и права». 2004 г.;
  4. Зенина Е.В. «Правовое воспитание и социальная активность населения». Киев 1979 г;
  5. Ильин И.А. «Демагогия». 1991 г.;
  6. Конституция РФ;
  7. Бабаев В.К. «Теория государства и права»: Юрист, 2007 г.;
  8. Программа информационной поддержки Российской науки и образования: «Консультант Плюс: Высшая школа». Юридическая пресса: Абдигалиев А. У. «деформация правовой культуры: понятие, последствия, пути преодоления»;
  9. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
  10. Ванян А. Б. «Афоризмы о юриспруденции», 1999 г.;
  11. Додонов В. В. «Большой юридический словарь», 1999 г.

 

 

 


Информация о работе Правовая культура