Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 21:14, курсовая работа
Целью этой курсовой работы является рассмотрение вопросов имеющих непосредственное отношение к правовой культуре для изучения, осмысления того что же она собой представляет; на основании чего сделать вывод о состоянии правовой культуры в сложившейся ситуации в современном обществе.
Итак, задачами данной курсовой работы являются:
Рассмотреть понятие, структуру, функции и виды правовой культуры;
Описать правовое воспитание, его понятие, методы, и формы;
Дать характеристику правовому нигилизму, идеализму и демагогии.
Введение…………………………………………………………………3-4
Глава 1. Правовая культура:
Понятие правовой культуры……………………………………………5-7
Структура правовой культуры………………………………………...8-12
Виды и функции правовой культуры………………………………..13-15
Глава 2. Правовой нигилизм, идеализм и демагогия ………………...16-23
Глава 3. Правовое воспитание: понятие, методы, формы……………24-27
Заключение……………………………………………………………28-29
Список используемой литературы………………………………….......30
Виды правовой культуры
Правовая культура общества зависит от уровня развития социальных профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. Поэтому выделяют следующие виды правовой культуры: общества, социальной группы (профессиональная культура юриста), личности.
Выделим показатели правовой культуры каждого из этих видов:
- уровень правосознания
граждан и должностных лиц, их
убежденность в следовании
- уровень совершенства законодательства (научная обоснованность, эффективность, справедливость);
- уровень законности и правопорядка;
- уровень работы
- уровень развития юридической техники.
2) Показатели правовой культуры личности:
- знание и понимание права;
- уважение права в силу личного убеждения;
- правовая активность.
3) Профессиональная культура юриста:
- правовая культура;
- этическая (нравственная) культура;
- политическая культура.
Функции правовой культуры
Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за её пределами, связанную, так или иначе, с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действую законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.
Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либеральнодемократического правового принципа «не запрещенное закона дозволено». Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.
Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма.
Культура – это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода «правовой всеобуч». Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.
Глава 2. Правовой нигилизм, идеализм и демагогия
Правовой нигилизм
При всестороннем изучении правовой культуры, нельзя обойти вниманием такое явление как деформацию правовой культуры. А. У. Абдигалиев определяет формы деформации правовой культуры как внешние формы поведенческой активности, доказывающие, что субъект правового регулирования не считает нужным для себя сверить собственное поведение с правовыми установками и демонстрирует своё пренебрежительное либо отрицательное отношение к ним.
Одной из наиболее распростарнненых форм деформации правовой культуры является правовой нигилизм. Термин «нигилизм» (от латинского hihil – ничто, впервые ввел философ Якоби) в широком смысле означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и пр. Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений (отчуждение общества от права).
П. А. Горохов отмечает то, что философское решение проблемы правового нигилизма становится одной из актуальных задач. Что необходимо попытаться разработать статус специфического предмета философского познания и выработать адекватные онтологические, гносеологические, аксиологические и методологические принципы его анализа. Она указывает на то, что государство в России изначально заняло такую позицию по отношению к народу, когда считает его незрелым для отстаивания своих прав и свобод.
А такие дореволюционные русские ученые как Н. М. Коркунов, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, Б. Н. Чичерин сходились во мнении, что отрицание права и неверие в закон, созданные властью, - характерная черта русского народа. П. И. Новгородцев считал, что правовой нигилизм народа – есть ответная реакция на несправедливые действия власти и «неправедные» закона, а Н. М. Коркунов полагает, что русский человек найдет повод и способ нарушить закон, каким бы справедливым продуманным он ни был.
На форматирование черт правового современного нигилизма, несомненно, повлиял советский период, когда правовой нигилизм непосредственно способствовал укреплению коммунистической партии, т. е. в советский период право считалось чем – то ненужным, отжившим, а необходимым лишь на время.
Нужно согласиться П. А. Гороховым, по мнению которого русский народ изначально относился к праву настороженно, презрительно: «Не бойся закона, бойся законника»; «Законы святы, да судьи супостаты»; «Про нужду закон не писан».
Выделяют следующие формы проявления правового нигилизма в современном российском обществе:
Правовой идеализм
Наряду с правовым нигилизмом существует такое своеобразное явление как правовой нигилизм (иногда его еще называют правовым романтизмом). Это явление прямо противоположно нигилизму. Идеализм (франц. idealisme, от греч. Idea – идея) – имеет несколько связанных между собой понятий:
Т. е. можно сказать, что правовой идеализм – это переоценка права и его возможностей, проявляющаяся в следующих формах:
1. нереалистичное отношение
к праву со стороны ученых
– правоведов, восприятие права
как абстракции, оторванной от
жизни (в том числе
2. слепая вера граждан в «хорошие законы», которые способны быстро изменить жизнь;
3. буквальное восприятие
права как средства
4. идеалистическое отношение
к праву со стороны
5. неадекватное понимание
должностными лицами и
6. увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрение многих судебных дел).
Причины распространения идеализма в российском обществе: особенности исторического развития, самодержавно-депотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций; историческое всемогущество государства (и подчиненного ему права); идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву; неразвитое и деформирование правосознания; юридическое невежество; дефицит политико-правовой культуры и др.
Правовой идеализм также опасен, как и правовой нигилизм и, несмотря на то, что суть этих явлений прямо противоположна, основные пути борьбы с ними схожи. Так бороться с правовым идеализмом, можно используя следующие пути борьбы:
Все выше сказанное позволяет сделать определенные выводы:
Правовая демагогия
Ещё хотелось бы более подробно остановиться на таком понятии как правовая демагогия. Правовая демагогия, как особый вид социальной демагогии, представляет собой юридически значимое воздействие на чувства, знания и действия людей (греч. demagogia, от demos – народ и ago – веду). Она связана с обманом в определённых целях, «с активным влиянием» на сознание, разум и деятельность лиц, представляющих интерес для демагога. Итак, правовая демагогия – это особый вид социальной демагогии, состоящей в общественно-опасном, намеренном, обманном, конфликтном внешне эффектном воздействии лица либо различных объединений на чувства, действия доверяющих им людей путем различных форм ложного одностороннего либо грубого извращенного представления правовой деятельности для достижения собственных порочных коростных целей, обычно скрываемых под видом пользы народу и благосостояния государству.