Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой работы является рассмотрение вопросов имеющих непосредственное отношение к правовой культуре для изучения, осмысления того что же она собой представляет; на основании чего сделать вывод о состоянии правовой культуры в сложившейся ситуации в современном обществе.
Итак, задачами данной курсовой работы являются:
Рассмотреть понятие, структуру, функции и виды правовой культуры;
Описать правовое воспитание, его понятие, методы, и формы;
Дать характеристику правовому нигилизму, идеализму и демагогии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3-4
Глава 1. Правовая культура:
Понятие правовой культуры……………………………………………5-7
Структура правовой культуры………………………………………...8-12
Виды и функции правовой культуры………………………………..13-15
Глава 2. Правовой нигилизм, идеализм и демагогия ………………...16-23
Глава 3. Правовое воспитание: понятие, методы, формы……………24-27
Заключение……………………………………………………………28-29
Список используемой литературы………………………………….......30

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП Правовая культура.docx

— 49.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды и функции правовой культуры

 

Виды правовой культуры

Правовая культура общества зависит от уровня развития социальных профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. Поэтому выделяют следующие виды правовой культуры: общества, социальной группы (профессиональная культура юриста), личности.

Выделим показатели правовой культуры каждого из этих видов:

    1. Показатели правовой культуры общества:

- уровень правосознания  граждан и должностных лиц, их  убежденность в следовании предписаниям  правовых норм;

- уровень совершенства  законодательства (научная обоснованность, эффективность, справедливость);

- уровень законности и  правопорядка;

- уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов, достаточная материальная  их оснащенность;

- уровень развития юридической  техники.

2) Показатели правовой культуры личности:

- знание и понимание  права;

- уважение права в силу  личного убеждения;

-  правовая активность.

3) Профессиональная  культура юриста:

- правовая культура;

- этическая (нравственная) культура;

- политическая культура.

 

 

Функции правовой культуры

 

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за её пределами, связанную, так или иначе, с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так  и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действую законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая  профессия, любой вид деятельности. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либеральнодемократического правового принципа «не запрещенное закона дозволено». Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма.

Культура – это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода «правовой всеобуч». Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Правовой нигилизм, идеализм и демагогия

 

Правовой нигилизм

При всестороннем изучении правовой культуры, нельзя обойти вниманием такое явление как деформацию правовой культуры. А. У. Абдигалиев определяет формы деформации правовой культуры как внешние формы поведенческой активности, доказывающие, что субъект правового регулирования не считает нужным для себя сверить собственное поведение с правовыми установками и демонстрирует своё пренебрежительное либо отрицательное отношение к ним.

Одной из наиболее распростарнненых форм деформации правовой культуры является правовой нигилизм.  Термин «нигилизм» (от латинского hihil – ничто, впервые ввел философ Якоби) в широком смысле означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и пр. Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений (отчуждение общества от права).

П. А. Горохов отмечает то, что философское решение проблемы правового нигилизма становится одной из актуальных задач. Что необходимо  попытаться разработать статус специфического предмета философского познания и выработать адекватные онтологические, гносеологические, аксиологические и методологические принципы его анализа. Она указывает на то, что государство в России изначально заняло такую позицию по отношению к народу, когда считает его незрелым для отстаивания своих прав и свобод.

А такие дореволюционные русские ученые как Н. М. Коркунов, П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, Б. Н. Чичерин сходились во мнении, что отрицание права и неверие в закон, созданные властью, - характерная черта русского народа. П. И. Новгородцев считал, что правовой нигилизм народа – есть ответная реакция на несправедливые действия власти и «неправедные» закона, а Н. М. Коркунов полагает, что русский человек найдет повод и способ нарушить закон, каким бы справедливым продуманным он ни был.

На форматирование черт правового современного нигилизма, несомненно, повлиял советский период, когда правовой нигилизм непосредственно способствовал укреплению коммунистической партии, т. е. в советский период право считалось чем – то ненужным, отжившим, а необходимым лишь на время.

Нужно согласиться П. А. Гороховым, по мнению которого русский народ изначально относился к праву настороженно, презрительно: «Не бойся закона, бойся законника»; «Законы святы, да судьи супостаты»; «Про нужду закон не писан».

Выделяют следующие формы проявления правового нигилизма в современном российском обществе:

  1. массовое неисполнение и нарушение правовых норм, что проявляется:
    • в незнании либо игнорировании права гражданами на бытовом уровне;
    • в неисполнении законодательства госорганами;
    • в использовании гражданами неправововых способов решения споров;
  1. прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов, находящее отражение:
    • в умышленных преступлениях;
    • в гражданских, административных, дисциплинарных правонарушениях;
    • в осуществлении преступной деятельности в организационных формах;
    • в сращивании преступного мира и части госаппарата;
    • в распространении криминальных отношений в обществе (например: рэкет);
    • в контроле организованной преступности за частью бизнеса;
    • в давлении, шантаже, заказных убийствах представителей частного бизнеса и государственных структур;
  1. распространение антиправовой психологии:
    • появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальных норм, оправдывающих антиправовой поведение;
    • эстетизация преступности, появление большого количества художественной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность;
    • сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, насилия, преступного образа жизни;
  1. нарушение законов и подзаконных актов в угоду «целесообразности», т. е. принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей государственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов;
  1. «война законов», проявляющаяся:
    • в создании параллельной системы законодательства;
    • в правовом противостоянии между федеральным центром и некоторыми субъектами Федерации (Татарстан, Башкортостан);
    • в издании взаимоисключающих актов различных ветвей власти;
  1. массовое нарушение прав и свобод человека:
    • повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятельности;
    • частная невозможность законными средствами защищать свои права и свободы;
    • незащищённость и негарантированность права на жизнь (гибель от рук преступников, большое количество аварий, несчастных случаев и пр.);
  1. низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, возникающий результат:
    • длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров;
    • больших материальных затрат, необходимых на ведение затрат, необходимых на ведение процесса;
    • равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно – правоохранительных органов;
    • большого количества судебных ошибок;
    • распространенности нарушений прав человека при правоохранительной деятельности и исполнения наказаний.

 

Правовой идеализм

 

Наряду с правовым нигилизмом существует такое своеобразное явление как правовой нигилизм (иногда его еще называют правовым романтизмом). Это явление прямо противоположно нигилизму. Идеализм (франц. idealisme,  от греч. Idea – идея) – имеет несколько связанных между собой понятий:

  1. в поверхностном смысле под идеализмом понимают наклонность к более чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, т. е. к идеализации действительности (почти синоним оптимизма);
  2. далее идеализмом называются преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных над материальными;
  3. более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного духовного порядка и др. (В. С. Соловьёв «Идеализм»).

Т. е. можно сказать, что правовой идеализм – это переоценка права и его возможностей, проявляющаяся в следующих формах:

1. нереалистичное отношение  к праву со стороны ученых  – правоведов, восприятие права  как абстракции, оторванной от  жизни (в том числе противопоставление  «писаного» и «неписаного права»);

2. слепая вера граждан  в «хорошие законы», которые способны  быстро изменить жизнь;

3. буквальное восприятие  права как средства регулирования  общественных отношений, игнорирование  того факта, что в реальной  деятельности общественные отношения  регулируются не только правом;

4. идеалистическое отношение  к праву со стороны законодателей;

5. неадекватное понимание  должностными лицами и госорганами  возможностей закона;

6. увлечение формальной  стороной права (например, при рассмотрение  многих судебных дел).

Причины распространения идеализма в российском обществе: особенности исторического развития, самодержавно-депотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций; историческое всемогущество государства (и подчиненного ему права); идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву; неразвитое и деформирование правосознания; юридическое невежество; дефицит политико-правовой культуры и др.

Правовой идеализм также опасен, как и правовой нигилизм и, несмотря на то, что суть этих явлений прямо противоположна, основные пути борьбы с ними схожи. Так бороться с правовым идеализмом, можно используя следующие пути борьбы:

    • укрепление режима законности в стране;
    • гарантированность прав и свобод граждан;
    • уменьшение частоты принятия и количества номативно-правовых актов с параллельным улучшением их качеств;
    • уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов;
    • создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;
    • правовое воспитание.

Все выше сказанное позволяет сделать определенные выводы:

 


 



 

 

 

Правовая демагогия

 

Ещё хотелось бы более подробно остановиться на таком понятии как правовая демагогия. Правовая демагогия, как особый вид социальной демагогии, представляет собой юридически значимое воздействие на чувства, знания и действия людей (греч. demagogia, от demos – народ и ago – веду). Она связана с обманом в определённых целях, «с активным влиянием» на сознание, разум и деятельность лиц, представляющих интерес для демагога. Итак, правовая демагогия – это особый вид социальной демагогии, состоящей в общественно-опасном, намеренном, обманном, конфликтном внешне эффектном воздействии лица либо различных объединений на чувства, действия доверяющих им людей путем различных форм ложного одностороннего либо грубого извращенного представления правовой деятельности для достижения собственных порочных коростных целей, обычно скрываемых под видом пользы народу и благосостояния государству.

Информация о работе Правовая культура