Правовая охрана конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – Конституция Российской Федерации, федеральные законы, федеральные конституционные законы, и процесс охраны Конституции Российской Федерации.
Цель работы - изучение правовой охраны Конституции Российской Федерации. Поставленная цель предполагает достижение ряда задач:
1. Дать понятие, рассмотреть задачи правовой охраны Конституции Российской Федерации.
2. Изучить субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации.
3. Проанализировать вопросы правовой охраны Конституции Российской Федерации на современном этапе развития России.

Содержание работы

Введение 1
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ 4
ГЛАВА 2.СУБЪЕКТЫ И ФОРМЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5
1. Значение института президентства в правовой охране Конституции Российской Федерации 6
2. Роль судебной системы в правовой охране Конституции Российской Федерации 7
3. Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции Российской Федерации 12
4. Место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе охраны Конституции Российской Федерации. 16
5. Самоохрана Конституции 17
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ. 20
Заключение 24
Библиографический список .

Файлы: 1 файл

правовая охрана конституции рф.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правовая охрана Конституции обеспечивается при  помощи конституционного контроля. Ст. 71 Конституции Российской Федерации  контроль над её соблюдением относится к ведению Российской Федерации, а обеспечение соответствия конституций республик федеративной конституции входит в предмет совместного ведения федерации и входящих в её состав республик.

Стабильность  конституционного строя в огромной  степени зависит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна законопослушности граждан. Впрочем,  во всяком обществе находятся люди и организации, цели и деятельность которых несут опасность для конституции. Угроза помимо прочего исходит от превышения полномочий и злоупотреблений со стороны  должностных лиц и органов государства. Несоблюдение конституции опасно тем, что рушит фундамент государственности и веру граждан в незыблемость конституционных порядков. А это, порождает смуту и беспорядок, опасность государственных переворотов, ущемления прав гражданина и человека.

Становление России как демократического правового  государства предусматривает необходимость  в создании определенного отношения  всех государственных структур, устройств  и должностных лиц к обществу и праву, также возведения и действия устойчивой приемлемой законодательной базы жизнедеятельности общества и страны.

Все государственные  решения обязаны основываться не на усмотрении, а на законе. Вследствие,  этого самым важным условием решения  этих задач считается обеспечение главенства Конституции в правовой системе Российской Федерации, также ее конкретное и жесткое соблюдение. Но расширение законодательства и усложнение государственной деятельности,  в общем, несет внутри себя вероятную возможность роста числа внутригосударственных противоречий, таких как нарушение Конституции Российской Федерации правовыми актами страны, ее органов и должностных лиц.

Характеристика  Российского государства как  демократического и правового включает, для начала, конституционное ограничение границ усмотрения государственных институтов, функционирование государственного механизма на базе принципов народовластия и разделения властей. Также эта характеристика включает в себя вступление в государственно-правовую систему институтов, нацеленных на разрешение, предупреждение отмеченных выше противоречий.

Специального  внимания заслуживает вопрос об обеспечении  главенства и действительности Конституции  в федеративном государстве, каким  считается Россия. Как известно, в нашем государстве наряду с Конституцией России, федеральными законами и другими правовыми актами действуют конституции, законы и другие правовые акты субъектов Федерации. В таких критериях важен механизм, который стоял бы на страже обеспечения целостности правового пространства государства и гарантировал бы соблюдение установленной иерархии правовых актов, на вершине которой стоит Конституция России. Данное главное условие нормального функционирования правового федеративного государства.

Важная роль в обеспечении режима конституционной законности в России принадлежит правовой охране Конституции Российской Федерации. Непосредственно успешная охрана Конституции Российской Федерации может и обязана обеспечить  усиление  роли Конституции как главного государственно-правового и политического документа государства.  Конституция является основным гарантом защиты прав и свобод граждан. В ее отсутствии, как показывает мировой навык, правовое государство не может быть образовано, так как правовое государство строится на принципах народовластия и разделения властей. Следовательно, тема этой работы можно считать актуальной.

Объект исследования – правовая охрана Конституции Российской Федерации.

Предмет исследования – Конституция Российской Федерации, федеральные законы, федеральные конституционные законы,  и процесс охраны Конституции Российской Федерации.

Цель работы - изучение правовой охраны Конституции Российской Федерации. Поставленная цель предполагает достижение ряда задач:

1. Дать понятие,  рассмотреть задачи правовой охраны Конституции Российской Федерации.

2. Изучить субъекты  и формы правовой охраны Конституции  Российской Федерации.

3. Проанализировать  вопросы правовой охраны Конституции  Российской Федерации на современном  этапе развития России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции Российской Федерации.

 

Термин «правовая  охрана конституции» применяется в  научной литературе давно. Правовая охрана конституции рассматривается  в широком и узком смысле. 1-ое – это охрана конституции всеми отраслями права. 2-ое – это специально-конституционные средства охраны1. И еще в научной литературе под правовой охраной конституции понимается, например, воплощение практической ее реализации в ходе государственно - правовых взаимоотношений.  Но наиболее правильнее понимать охрану Конституции, как одну из гарантийных функций в системе воплощения норм Конституции.

Следовательно, правовая охрана Конституции - комплекс особых юридических мер, призванных обеспечить соответствующую реализацию конституционных норм, согласовать (либо возобновить в случае нарушения) режим конституционной законности. В наиболее широком смысле под правовой охраной конституции  понимают создание необходимых условий, становление соответствующих гарантий, улучшение государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В особом же значении правовая охрана конституции предполагает использование нестандартных конституционно - правовых средств,  для обеспечения  главенства Конституции в правовой системе. Субъектный состав охраны Конституции в различных государствах разный. К нему относят главу страны, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля.

В конституционной  практике Российской Федерации сложились  следующие правовые способы охраны Конституции:

1) охрана Конституции  Президентом Российской Федерации;

2) деятельность  федерального Конституционного  Суда как специализированного  органа конституционного контроля  в Российской Федерации, осуществление  конституционного надзора судами общей юрисдикции;

3) деятельность  органов прокуратуры, Уполномоченного  по правам человека Российской  Федерации по обеспечению режима  конституционной законности, охране  прав и свобод в Российской  Федерации;

4) Возложение  Конституцией Российской Федерации на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы 2;

5) Предусмотренного  Конституцией запрета на присвоение  кем бы то ни было власти в Российской Федерации3;

6) Преследования  федеральным законом захвата  власти или присвоения властных  полномочий;

7) Установления  конституционного режима деятельности  общественных объединений, запрещения  создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства; установления конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения;

8) Предусмотренного  Конституцией Российской Федерации права граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд Российской Федерации и др.

Глава 2.Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации.

 

1. Значение института президентства в правовой охране Конституции Российской Федерации.

 

Важное место  в охране Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту Российской Федерации, который как руководитель страны считается гарантом Конституции; в содержание присяги Президента входит обязанность соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации.

 В силу этой обязанности, он  должен обеспечить выполнение, всеми органами государства своих конституционных обязанностей, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта России с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией России.

Президент является гарантом Конституции России, а не конституций субъектов России, но поскольку они должны соответствовать федеральной Конституции, то  Президент, осуществляя свою государственную деятельность, выступает гарантом всей системы конституционной законности в стране. Президент должен вмешиваться, если хотя бы один из органов государства нарушает или не соблюдает Конституцию России, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы различных групп. Президент обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные группировки или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза нарушениям территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время.

Функция гаранта  предусматривает постоянный контроль Президентом  над эффективностью судебной системы. Также эта функция  предполагает осуществление Президентом  очень многих других функций, которые  прямо не указанных в его полномочиях, но он не должен вторгаться в прерогативы парламента. Функция гаранта Конституции предоставляет возможность Президенту действовать по своему усмотрению, исходя не только из закона, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации.

Обобщив практику воплощения Президентом России его  полномочий как гаранта Конституции  Российской Федерации, можно сделать  вывод, что он играет основную роль в  охраны Конституции Российской Федерации. Являясь гарантом Конституции Российской Федерации, в полномочия  Президента входят ее защита и охрана.

 

2. Роль судебной системы в правовой  охране Конституции Российской  Федерации.

 

Основные принципы формирования судебной  системы  и осуществления ею правосудия рассматриваются в Конституции Российской Федерации4, а также в Федеральном законодательстве5. В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации и статьи 1 указанного федерального конституционного закона судебная власть осуществляется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства.  В судебной системе выделяют конституционные суды (Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации), суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный суд Российской Федерации, осуществляя  свою деятельность, выполняет функцию  охраны Конституции Российской Федерации.

Из перечисленных  судебных органов наиболее следует  выделить Конституционный Суд Российской Федерации, который  занимает одно из важнейших мест в системе охраны Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он учрежден в целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. 6

Конституционный Суд Российской Федерации обладает  возможностью осуществления  своих  полномочий только по запросам или жалобам лиц, установленных в Конституции Российской Федерации. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое - либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации состоит  из четырех конституционных полномочий:

1) проверка конституционности  законов, нормативных правовых  актов и договоров, осуществляемая  по трем видам запросов и  жалоб (от органов власти, граждан и судов);

2) разрешение  споров о компетенции;

3) толкование  Конституции Российской Федерации;

4) дача заключения  о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президенту

В своей деятельности Конституционный суд  Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

  1. Федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  2. Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  3. Договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  4. Не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Информация о работе Правовая охрана конституции РФ