Правовая охрана конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – Конституция Российской Федерации, федеральные законы, федеральные конституционные законы, и процесс охраны Конституции Российской Федерации.
Цель работы - изучение правовой охраны Конституции Российской Федерации. Поставленная цель предполагает достижение ряда задач:
1. Дать понятие, рассмотреть задачи правовой охраны Конституции Российской Федерации.
2. Изучить субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации.
3. Проанализировать вопросы правовой охраны Конституции Российской Федерации на современном этапе развития России.

Содержание работы

Введение 1
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ 4
ГЛАВА 2.СУБЪЕКТЫ И ФОРМЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5
1. Значение института президентства в правовой охране Конституции Российской Федерации 6
2. Роль судебной системы в правовой охране Конституции Российской Федерации 7
3. Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции Российской Федерации 12
4. Место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе охраны Конституции Российской Федерации. 16
5. Самоохрана Конституции 17
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ. 20
Заключение 24
Библиографический список .

Файлы: 1 файл

правовая охрана конституции рф.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Целям охраны Конституции  служит положение части 5 статьи 13, отражающее, что  в Российской Федерации «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя»16. В Конституции это прописано, прежде всего, чтобы создать защиту от организаций, деятельность которых может привести к нарушениям Конституционного порядка и краху Конституционного строя в Российской Федерации. Тем самым гарантируется деятельность только тех объединений, которые признают конституционные порядки. Конкретные требования соблюдать конституцию, обращенные к отдельным гражданам, могут показаться не столь значительными. В Конституции Российской Федерации, например, отдельно установлены всего три основные конституционные обязанности граждан (платить налоги, охранять природу, защищать Отечество)17. А прав и свобод человека и гражданина в Конституции Российской Федерации закреплено не один десяток. В других странах упоминания о конституционных обязанностях граждан не всегда предусмотрены. Примером таких стран являются  США, Великобритания и др.

Принятие Конституции  относится к полномочиям Конституционного Собрания, которое имеет право  принять ее,  имея 2/3 голосов от общего числа его членов или вынести на референдум18. В случае референдума Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Но  при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Порядок образования Конституционного Собрания определён в соответствии с Конституцией федеральным конституционным законом.

Конституция ввела  норму19, - перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции или внесения в неё поправок. Предложение о поправке и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, а также группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

На повышение  стабильности Конституции направлено, и то, что её главы, выражающие сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Об этом сказано  в частности в главах 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», « Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Предложения о  пересмотре статей этих глав требуют  значительной поддержки членов и  депутатов обеих палат. Их число должно составлять 3/5 голосов от общего числа в каждой из палат. Созываемое в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции,

Поправки допускаются  лишь к главам 3-8. Они требуют одобрения не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет условия вступления поправок в силе не менее чем 2/3 субъектов Федерации.

Положения Конституции  об её изменениях относятся только к нормам статьи 65 Конституции, характеризующей состав субъектов Российской Федерации, их наименования.

Конституция 1993 г. вводит институт толкования. Речь идёт об официальном толковании, имеющем  юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов. Цель толкования - юридически точно определить, как понимать норму Конституции, допустимо ли её расширительное применение. Функция толкования закреплена за Конституционным Судом.20 Это обусловлено тем, что Конституция была принята путём референдума, непосредственно народом и поэтому её толкование может осуществляться особым образом - путём квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляет судебную власть путём конституционного судопроизводства.

Органами полномочными обращаться с запросами в Конституционный  Суд по этим вопросам являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Глава 3. Правовая охрана Конституции Российской Федерации на современном этапе развития России.

 

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной  власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти. Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Российская  Конституция - это документ своего времени. Она рассчитана, по меньшей мере, на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии, несомненно, сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности.

Со временем проявляются как сильные, так  и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.

Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения. Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы21.

Как уже отмечалось, в Конституции закрепляются конституционный  строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию. Глава «Основы конституционного строя» определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества. Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.

Конституция Российской Федерации 1993 г. законодательно закрепила  проводимые в стране политические и  экономические реформы, направленные на формирование и функционирование современной федеративной государственности, социально ориентированной рыночной экономики, гарантий обеспечения прав и свобод личности.

Сегодня деятельность общества, государства, его институтов основана на Конституции и законах. Это относится и к правовым нормам, обеспечивающим права и свободы личности. Признанием значительного продвижения вперед правовой культуры в Конституции и законах в этой области служит прием России в члены Совета Европы.

Однако нельзя не видеть, что российские граждане пока не ощутили в полной мере записанные в Конституции Российской Федерации 1993 г. права и свободы человека и гражданина. В своей повседневной жизни они постоянно сталкиваются с несоответствием между буквой и духом закона и его практическим воплощением. Ведь правовые нормы, которые закрепляют чаяния народа и при этом не выполняются, не реализуются, - это не что иное, как пустая политическая декларация, возведенная в закон. Отсюда кризис доверия к власти, к закону, отвержение закона, отсутствие поддержки общественным мнением.

По-прежнему актуальна  реализация принципа федерализма, обозначенного  в Конституции Российской Федерации 1993 г., преодоление как унитаризма так и сепаратизма в данном вопросе.

Не соблюдаются  установленные законом единство и взаимодействия разных видов государственных органов на основании принципа "разделения властей", что нередко приводит к их противостоянию. В жизни наблюдается необходимость в выборах, референдумах, опросах, митингах, петициях самих граждан, партий и общественных движений как институтах прямой демократии.

Предыдущий, теперь уже "старый", текст Конституции  был опубликован в "Российской газете" 25 декабря 1993 года после того, как Основной Закон приняли на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.

Несмотря на постоянные попытки подправить текст Конституции в соответствии с требованиями политической конъюнктуры, Основной Закон в течение пятнадцати лет оставался неизменным. Хотя и были изменения в 65-й главе, где перечислены названия субъектов Федерации - их число за эти годы в процессе укрупнения сократилось с 89 до 83. Но корректировка всякий раз производилась в строгом соответствии с нормами законодательства, так что эта тема даже у юридической общественности, всегда готовой поспорить о букве и духе очередного подпункта, не вызывала интереса.

 Действующая  Конституция является одним из  последних правовых барьеров, позволяющих  президентской власти удерживать  балансы сил в верхах. Устрани  его – и последствия будет  трудно предугадать. Об этом  говорил в  своем послании Президент Российской Федерации Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года.  По сути дела, можно сказать, что свое первое послание Президент Медведев посвятил проблеме реализации нашей Конституции.

Заключение

 

В проведенном  мною исследовании можно сделать  вывод, что важнейшим атрибутом любого демократического государства является эффективная правовая охрана Конституции. Данная тема очень актуальна для России на сегодняшний день, так как проводятся глобальные реформы, связанные с воплощением в жизнь принципа разделения властей, с созданием демократического правового государства.

Огромную роль в охране Конституции Российской Федерации играет Президент Российской Федерации. Он является ее гарантом, выполняет  функции по охране Конституции Российской Федерации. Также важным звеном правовой охраны Конституции Российской Федерации можно считать судебную систему в России. Главным и обладающим наиболее важными полномочиями в этой сфере является Конституционный суд Российской Федерации. В его сферу полномочий входит рассмотрение федеральных конституционных актов и законодательных актов субъектов федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, толкование Конституции и др. Прокуратуру и прокурорский надзор, также можно по праву считать механизмом охраны Конституции Российской Федерации. Органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации. Следующим элементом правовой охраны Конституции является Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Этот орган осуществляет контроль над деятельностью аппарата управления и контролем над соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации 1993 года. Для охраны Конституции в полной мере существует механизм, с помощью которого Конституция предусматривает самозащиту. Этот механизм воплотился в особом порядке изменения 1 и 9 главы22.

Таким образом, одним из первых вопросов всей государственной  власти становится именно вопрос о  соблюдении Конституции в обществе, его правовой системе. Особая роль здесь отведена эффективной охране Конституции России, которая может и должна обеспечить точное проведение ее в жизнь, усиление ее роли как основного правового, политического документа страны, главного гаранта защиты прав и свобод граждан.

Библиографический список

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС Российской Федерации 12.07.1994) // "Собрание законодательства Российской Федерации ", 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от 31.10. 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», пункт 2 (ред. от 06.02.2007) // Российская газета, N 247, 28.12.1995.
  4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Российская газета, N 43-44, 04.03.1997.
  5. Федеральный конституционный закон от 30.04.2010 N 3-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 24 и 26 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в РФ" и Федеральный конституционный закон "О военных судах РФ" // Российская газета, N 94, 04.05.2010/
  6. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // Российская газета, N 46, 10.03.1998.
  7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета, N 3, 06.01.1997.
  8. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) // Российская газета, N 229, 25.11.1995.
  9. Государственное право Российской Федерации. Учебник. Под ред. О.Е. Кутафина.
  10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник.
  11. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации.
  12. Колосова Н.М. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности.// Государство и право. - 1997. - № 2.
  13. Шульженко Ю.Л. О понятии «правовая охрана конституции» // Гос-во и право. – 2000. – № 7.
  14. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998. С.25-26.
  15. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001.
  16. Определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 года № 58-О. Правовая система «Консультант Плюс»
  17. "Российская газета" - Федеральный выпуск №4831 от 21.01.2009 г.

Информация о работе Правовая охрана конституции РФ