Правовая охрана конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – Конституция Российской Федерации, федеральные законы, федеральные конституционные законы, и процесс охраны Конституции Российской Федерации.
Цель работы - изучение правовой охраны Конституции Российской Федерации. Поставленная цель предполагает достижение ряда задач:
1. Дать понятие, рассмотреть задачи правовой охраны Конституции Российской Федерации.
2. Изучить субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации.
3. Проанализировать вопросы правовой охраны Конституции Российской Федерации на современном этапе развития России.

Содержание работы

Введение 1
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ 4
ГЛАВА 2.СУБЪЕКТЫ И ФОРМЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 5
1. Значение института президентства в правовой охране Конституции Российской Федерации 6
2. Роль судебной системы в правовой охране Конституции Российской Федерации 7
3. Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции Российской Федерации 12
4. Место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе охраны Конституции Российской Федерации. 16
5. Самоохрана Конституции 17
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ. 20
Заключение 24
Библиографический список .

Файлы: 1 файл

правовая охрана конституции рф.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Также Конституционный  суд Российской Федерации рассматривает  жалобы граждан и их объединений, но только в том случае если закон, принятый государственными органами затрагивает  их конституционные права и свободы, закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Хотя в Конституции  прямо не указывается на осуществление  контрольных функций Советом Федерации, Государственной Думой, фактически данные законодательные органы ими владеют. Так как им предоставляется возможность обращаться в Конституционный Суд насчет несоответствия Конституции всевозможных нормативных актов, таких как актов Президента Российской Федерации, постольку они контролируют их законность. Понятно, что до того как обратиться в Конституционный Суд с запросом, данные органы устанавливают незаконность какого-либо акта.

Суды общей  юрисдикции и арбитражные суды, разрешая дело, вправе не применять закон в следующих случаях7:

- когда суд  придет к выводу, что федеральный  закон, действовавший на территории  Российской Федерации до вступления  в силу Конституции Российской  Федерации, противоречит ей;

- когда суд  придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

- когда закон  либо иной нормативный правовой  акт, принятый субъектом Российской  Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

По Конституции  Российской Федерации суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее статье 125 (часть 2 и часть 4) акты не соответствующими Конституции и потому утрачивают юридическую силу8. Суд не имеет право применить федеральный закон или закон субъекта Российской Федерации, если  придет  к выводу, что он не соответствует Конституции Российской Федерации. В таком случае он обязан обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данного закона.  Проверка проводится вне зависимости от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от использования неконституционного, по его мнению, закона на базе непосредственно действующих норм Конституции Российской Федерации.

 Конституция Российской  Федерации не исключает возможности  осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела выяснения соответствия перечисленных в статье 125 (пункте 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, помимо Конституции Российской Федерации.9

Таким образом, суды общей  юрисдикции не только наделены рядом  полномочий в сфере правовой охраны Конституции Российской Федерации, но они являются наряду с арбитражными судами своего рода «первичным звеном обеспечения конституционности». Это обусловлено, прежде всего, спецификой предмета конституционного регулирования, а также внутренней иерархией конституционных норм и подчинением текущего законодательства Конституции Российской Федерации. Высшие органы судебной власти, в том числе Конституционный Суд Российской Федерации, не могут охватить своим контролем все те многочисленные акции, которые совершаются на территории России. Охрана Конституции не может быть сконцентрирована в руках отдельных государственных органов.

Следовательно, Конституционный  Суд Российской Федерации обязан выступать в виде специфической контрольной инстанции, исполняя корректирующую функцию. Его решения о конституционности или же не конституционности правового акта или же по конституционному спору конечны и не подлежат обжалованию. Правовые позиции Конституционного Суда имеют все шансы рассматриваться другими судебными органами как своего рода «эталоны» обеспечения конституционности.

Конституционная  юстиция  в субъектах России помимо прочего может быть включена в механизм правовой охраны федеральной Конституции, потому что конституционные суды помимо прочего должны гарантировать соблюдение конституционных норм. Придя к выводу о несоблюдении федеральным законом, примененным или же подлежащим использованию в деле, конституционный суд имеет возможность обратиться с запросом в Конституционный Суд России в норме статьи 125 (часть 4) Конституции Российской  Федерации.

 

3.  Прокурорский надзор как форма  правовой охраны Конституции Российской Федерации

 

Прокуратура не входит в  судебную власть. Служба в органах  прокуратуры и учреждениях прокуратуры  является видом федеральной государственной  службы. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Она призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства10.

В этих целях прокуратура  осуществляет надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации. Также прокуратура осуществляет контроль над исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространяется на органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, судебных приставов, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предметом надзора  является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими

правовых актов. При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные  органы. Проверки исполнения законов  проводятся на основании поступившей  в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

При этом прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых  органов, требовать от руководителей  и других должностных лиц предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан  для объяснений по поводу нарушений законов.

По основаниям, установленным  законом, прокурор возбуждает уголовное  дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения  лиц, нарушивших закон, к иной установленной  законом ответственности. В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами прокурор освобождает лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представление об устранении нарушений закона.

Прокурор вправе приносить  протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращаться в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению, о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Другая форма действий прокурора - представление. Представление  об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. В случае если постановления Правительства Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор информирует об этом Президента Российской Федерации. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляют в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административно правонарушении.

По Конституции  все конституционные и федеральные  законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации11. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам12. В соответствии с этим прокурорский надзор за исполнением федерального законодательства должен осуществляться во всех субъектах Российской Федерации: республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, округах, городах федерального значения. Прокуратура должна представлять собой единую, централизованную систему органов, выполняющих свои функции во всех административно-территориальных образованиях. Что же касается правовых актов, выносимых в пределах исключительной компетенции субъектов федерации, то они не должны существенно влиять на единство законности. Можно упразднить те или иные государственные органы, если они исчерпали свои возможности по выполнению возложенных на них функций, или при необходимости ограничить сферы их действия. Но прокуратура к таким органам не относится. Она проводит активную борьбу с различными нарушениями законности, принимает действенные меры по восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, учреждений, предприятий, организаций и самого государства, обладает высококвалифицированными кадрами и неисчерпанным потенциалом. Ликвидация прокуратуры или какое-либо ограничение ее функций может привести к еще более стремительному росту преступности,

нарушениям  Конституционных основ Российской Федерации, а также к другим нарушениям законности.

В сложившихся  условиях возникают острые конфликты  между центральными органами власти и регионами, проявляется сепаратизм. Законодательными и исполнительными  органами субъектов федерации  нередко  принимаются нормативные акты, противоречащие общероссийскому законодательству. Это угрожает целостности Российского государства, ведет к ухудшению экономического положения населения. В борьбе с подобными негативными явлениями важная роль принадлежит именно прокуратуре. Органы прокуратуры выявляют различные незаконные акты и принимают меры по их отмене или изменению. Обеспечение единства законности - одно из главнейших условий сохранения целостности Российского государства.

Органы прокуратуры  при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяют иные государственные органы13. Такая установка лишает прокуроров возможности выполнять возложенные на них надзорные функции, ибо не подменять - значит не делать того, что должны выполнять иные государственные органы. В обязанность же прокуратуры заложен контроль над деятельностью различных органов, учреждений, предприятий, организаций, который включает наряду с обнаружением нарушений законности их предупреждение и устранение.

 

4. Место Уполномоченного по правам  человека в Российской Федерации в системе охраны Конституции Российской Федерации.

 

В отличие от Прокуратуры Российской Федерации компетенция Уполномоченного по правам человека значительно уже14, что, однако, это не мешает ему занимать важное место в системе охраны Конституции Российской Федерации.

Институт Уполномоченного  по правам человека появился в Российской Федерации сравнительно недавно. «В мировой практике» институт Уполномоченного «занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль над деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права личности. В разных странах он называется по разному: омбудсмен, медиатор, уполномоченный и так далее; общепринятое наименование – «омбудсмен».

В России Уполномоченный по правам человека действует на основании Федерального  конституционного закона от 26.02.97 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Статья 103 Конституции Российской Федерации также упоминает Уполномоченного.

Цели деятельности Уполномоченного обозначены в статье 1 Закона. Это обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод  гражданин, их соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный  назначается на должность и освобождается  от нее Государственной Думой по предложению Президента Российской Федерации или Совета Федерации, либо депутатов Государственной Думы, либо депутатских объединений в Государственной Думе.

В соответствии со статьей 3 Закона деятельность Уполномоченного  пополняет имеющиеся средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Таким образом, институт Уполномоченного в системе охраны Конституции Российской Федерации отвечает за дополнительную охрану главы 2 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет основные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

 

5. Самоохрана Конституции

 

В силу своей  природы Конституции присуще  качество стабильности, которое является основой механизма самоохраны конституции. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьёзного обоснования. Поэтому в большинстве стран установлен усложнённый порядок изменения конституции.

Высшие гарантии безопасности конституции заложены в самом ее тексте. В Конституции Российской Федерации говорится: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»15. Обязанность здесь закреплена в самой общей форме, скорее как общий принцип всей государственности, без установления ответственности за ее невыполнение. Но именно с этого начинается установление режима конституционной законности и всего правопорядка. Государство и граждане как бы договариваются строить отношения между собой на основе Конституции, принимая на себя определенные обязанности, и прежде всего, соблюдать Конституцию.

Информация о работе Правовая охрана конституции РФ