Правовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

При каждом переходе Россию будоражило, либо она испытывала какой-либо системный кризис. Важно, чтобы этот период не прошел даром, обществом и государственными институтами, государственными деятелями были усвоены принципы реформирования правовой системы такой непростой страны как Россия, ведь знание некоторых принципов, заменяет знание многих фактов. В этот период под вопросом были целостность и единство Российской Федерации. И.А. Ильин писал: «Союз государств заключается на верность и на века: но не признает ни «свободного выхода», ни измены; он скрепляется клятвой; он нерушим; он не может состоять из интригующих предателей, он невозможен между мелкими народами, болеющими политическим тщеславием, манией величия и ненавистью.

Содержание работы

Введение
I. Понятие правовой системы
1.1. Основные определения. Классификация правовых систем
1.2. Правовая система и система права. Их структура
II. Правовая система России
2.1. Общая характеристика правовой системы РФ
2.2. Гражданское и смежные с ним отрасли права
2.3. Уголовное право и уголовный процесс
2.4. Судебная система. Прокуратура. Адвокатура.
2.5. Новые институты современной России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Теория государства КП.docx

— 51.93 Кб (Скачать файл)

Финансовое право  – представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

Земельное право  – регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

Гражданское право  – наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Трудовое право  – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.

Семейное право  – отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.

Гражданско-процессуальное право – регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

Уголовное право  – представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется.

Уголовно-процессуальное право – объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам.

Исправительно-трудовое право – регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием.

Конечно же, такая структура  системы права существовала не всегда и, как и общественная жизнь, находится  в постоянном изменении и развитии, пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной  и эффективной. Правовая карта мира включает множество национальных правовых систем (приложение 1), каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства (доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правовую культуру и т.д.). Категория «правовая семья» по мнению В.Н. Лазарева, служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.

На наш взгляд, заслуживает  поддержки подход западных компаративистов, отрицающих  сущности и использующих различные факторы, начиная с  этических, расовых, географических, религиозных  и кончая юридической техникой и  стилем права. Отсюда множество классификаций. Самой популярной оказалась классификация  правовых семей, данная известным французским  ученым Р. Давидом . Она основана на сочетании двух критериев:

-   идеологии, включающей, с одной стороны, религию, философию,  экономические и социальные структуры;

- юридической техники,  включающей в качестве основной  составляющей источники права. 

В любом случае отнесение  правовой системы к тому или иному  типа предопределяется рядом совокупных признаков (приложение 2).

 

В основе другой классификации  лежит концепция «западного права», и тогда возникает дуализм: западное право как продукт либерального общества, основанного на индивидуализме, традициях христианства, свободе  предпринимательства и стремлении к правовой стабильности, призванного  сохранить фундаментальные ценности, и социалистическое право как  исключительно нестабильное, преходящее (доктрина «отмирания права при коммунизме»), определяемое социалистическими экономическими, политическими и культурными условиями, в частности господством государственной собственности и планирования.

В структуре западного  права выделяются: романо-германская и англосаксонская системы. Эта  идея выдвинута также Р. Давидом  в 1950 г. в книге «Элементарный  курс сравнительного гражданского права». Впоследствии Р. Давид отошел от этой позиции и стал придерживаться концепции  трихотомии. К. Цвейгертом в книге  «О возможности сравнения сходных  правовых институтов в различных  социальных системах», вышедшей в 1981 г., в основу классификации правовых систем положен критерий «правового стиля».   «Правовой стиль» складывается, по мнению автора, из пяти факторов: происхождения  и эволюции правовой системы; своеобразия  юридического мышления; специфических  правовых институтов; природы источников права и способов их толкования; идеологических факторов. На этой основе различаются следующие «правовые  круги»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р. Давида. При этом во всех случаях не учитывается марксистско-ленинская  типология права, в основе которой  лежит критерий общественно-экономической  формации (рабовладельческое право, феодальное, буржуазное, социалистическое).

 

 

 

 

 

    1. Правовая система России.

2.1.Общая характеристика  правовой системы РФ

 

Российская правовая система  своими корнями уходит в глубокие пласты национальной культуры и государственности.

Древнейшие источники  русского права - обычаи славянских племен. При возникновении княжеств обычаи превращались в обычное право. Дальнейшее развитие русской правовой идеи выразилось в движении к созданию единой государственности. На смену вечевым собраниям приходит земские соборы. Основным источником права делаются законодательства. 18 век завершил самостоятельные этапы  развития русского права. При Петре I идет активный "экспорт" европейской  правовой культуры, который насаждается "сверху", самим государством. После эпохи Петра и далее  продолжается массированное проникновение  различных европейских институтов в русскую жизнь - от бытовых до государственно-правовых. Поэтому, правовая система России сейчас выступает  как сложное, противоречивое сочетание  божественного смысла, человеческого  поведения и искусственной, подчас конъюнктурной маски, надеваемой на русский правовой феномен политической властью или господствующей идеологической системой.

Историческими, религиозными и юридическими источниками российской правовой системы, выступают два  таких разных, на первый взгляд, законодательных  массива, как право Российской Империи  и советского права. В результате столь сложного переплетения нормативного материала различной идеологической природы, в том числе включающего  многих западных правовых ценностей, российское право пришло в сложное состояние  начала новой этапной революции.

Правовая система России принадлежит к особому типу правовой цивилизации. У нее специфическая  система правой идентификации, которая, однако, не делает ее каким-то исключением  в юридическом мире. Для русского типа правовой идентификации характерно стремление правосознания вкладывать в явление права собственный  социально-этический смысл, стихийно - практический поиск справедливости вне строгой позитивистской юридической  формы.

Символ христианской Троицы в ее православном толковании олицетворяет три принципиально важные для  понимания российского права  идеи: идею духовного единства людей, идею социальности и соборности всего  живого в мире и идею социальной ответственности человека. Единство русского народа основывалось не на праве. «Русский национальный акт и дух  был взращен в лоне Православия  и исторически определился его  духом на что указывал Пушкин: «К этому русскому национальному акту более или менее приобщились  почти все народы России, самых  разных вер и исповеданий. И все  они сами того, не зная таинственно, приобщились, к дарам русского православия»» [8]. Авторы западных стран могут сколько  угодно насмехаться над юстицией и судьями, высмеивать их слабости, но ни один из этих авторов не представляет себе общество, которое может жить без судов и без прав. Такое  представление мало кого шокировало в России. Подобно Святому Августину, Лев Толстой желал исчезновения права и создания общества, основанного  на христианском милосердии и любви. (В этом плане марксистский идеал  будущего общества не нашел благодатную  почву в моральных и религиозных  чувствах русского народа).

Ценность российского  права - есть его способность к  выражению духовности общества, от чего правопорядок приобретает завершенность  и целостность с культурой.

Российская правовая идея нуждается в самопознании, выявлении  и активизации в политической культуре российского общества. Это  возможно лишь в рамках своеобразной и во многом новой для России консервативной правовой революции, которая, будучи направлена не на разрушение, а на исключительно  понимание всего существующего, накопленного Россией на самых различных  этапах ее политической истории, должна привести, в конечном счете, к самораскрытию  права как элемента национальной общероссийской культуры.

Россия провозгласила  движение по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение  ее правовой системы на новом, качественном уровне, при сохранении специфики, с  романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также  восприятия некоторых достоинств прецедентного  права, присущих системе "общего права".

Осуществляется комплекс мероприятий по обновлению законодательства, обеспечению господства права и  верховенства закона, незыблемости основных прав и свобод личности, защите общества от произвола властей, взаимной ответственности  государства и личности. Идет судебная реформа. Набирает силу плюрализм в  экономике, политике и идеологии, т.е. существенно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.

Современная российская правовая система входит в Романо-германскую правовую семью, вновь возвратившись  в нее после более чем семи десятилетий господства социалистического  права. Начиная с середины 1980-х  годов вместе с развитием демократических  реформ в Советском Союзе начинается его быстрая трансформация, отход  от прежних жестких принципов. Уже  в 1986 году разрешается индивидуальная трудовая деятельность, в 1989 году рядом советских ученых обосновывается идея «социалистического правового государства», в 1990 году признается несоциалистическая собственность на средства производства, многопартийность, разделение властей. С началом деятельности Верховного Совета РСФСР созыва 1990 года начинается развитие собственное российской правовой системы. В 1990-1991 годах российскими законодателями были провозглашены равенство форм собственности, свобода предпринимательства, примат международно-признанных прав человека, на доктринальном уровне восстановлено деление права на публичное и частное. Таким образом, современная российская правовая система продолжает традиции романо-германской правовой семьи, заложенные еще в дореволюционный период и сохраненные отчасти и в советский период.

По темпам правовых преобразований Россия занимает среднее место среди  других бывших советских республик. К настоящему времени приняты  большинство кодексов и пересмотрены некоторые кодексы, принятые в середине и конце 90-х годов.

Кодификационные работы проводятся также на уровне субъектов РФ. В  ряде из них в 1990-е годы приняты  собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Карелия, Татарстан), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Муромская области) кодексы.

Правовая система России продолжает оставаться образцом для  некоторых государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик Средней Азии). Предпринимаются попытки сохранения элементов единого правового  пространства.

Основным источником права  в России являются законы и другие нормативные правовые акты. Как и  в большинстве федеративных государств, российское законодательство делится  на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов  законодательного регулирования установлено  в Конституции РФ (ст. 71-73).

В исключительном ведении  Российской Федерации, в частности, находятся: регулирование прав и  свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной  власти; установление правовых основ  единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя  политика, международные и внешнеэкономические  отношения РФ; оборона и безопасность; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательства; правовое регулирование  интеллектуальной собственности; федеральное  коллизионное право.

К совместному ведению  Российской Федерации и субъектов  РФ в числе прочего отнесены: общие  вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая  социальное обеспечение; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти и местного самоуправления.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения  субъекты РФ обладают всей полнотой государственной  власти.

Во главе иерархии федеральных (и вообще российских) актов стоит  Конституция РФ, далее следуют  другие федеральные конституционные  законы, другие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, подзаконные нормативные  акты отраслевых федеральных органов  исполнительной власти. Особое место  занимают регламенты и другие нормоустанавливающие постановления палат Федерального Собрания РФ. В отличии от многих зарубежных стран в России отсутствует  институт делегированного и чрезвычайного  законодательства. Указы Президента не должны противоречить Конституции  и федеральным законам.

Информация о работе Правовая система РФ