Правовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

При каждом переходе Россию будоражило, либо она испытывала какой-либо системный кризис. Важно, чтобы этот период не прошел даром, обществом и государственными институтами, государственными деятелями были усвоены принципы реформирования правовой системы такой непростой страны как Россия, ведь знание некоторых принципов, заменяет знание многих фактов. В этот период под вопросом были целостность и единство Российской Федерации. И.А. Ильин писал: «Союз государств заключается на верность и на века: но не признает ни «свободного выхода», ни измены; он скрепляется клятвой; он нерушим; он не может состоять из интригующих предателей, он невозможен между мелкими народами, болеющими политическим тщеславием, манией величия и ненавистью.

Содержание работы

Введение
I. Понятие правовой системы
1.1. Основные определения. Классификация правовых систем
1.2. Правовая система и система права. Их структура
II. Правовая система России
2.1. Общая характеристика правовой системы РФ
2.2. Гражданское и смежные с ним отрасли права
2.3. Уголовное право и уголовный процесс
2.4. Судебная система. Прокуратура. Адвокатура.
2.5. Новые институты современной России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Теория государства КП.docx

— 51.93 Кб (Скачать файл)

Иерархию нормативных  правовых актов субъектов РФ образуют конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов  республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов  РФ, постановления правительств субъектов  РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых органов исполнительной власти субъектов РФ, регламенты и  другие акты нормативного характера  законодательных органов субъектов  РФ.

Низший уровень иерархии нормативных правовых актов образуют нормативные акты органов местного самоуправления. Виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных  правовых актов органов местного самоуправления определяются уставом  муниципального образования.

Судебный прецедент, как  и в других странах Романо-германской семьи, в РФ источником права не признается. Однако судебная практика официально обобщаемая направляемая в руководящих  разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ, играет исключительно важную роль в применении законодательства, представляя  собой де-факто особую нормативную  систему. Близкое к судебным прецедентам  место в системе права занимают заключения Конституционного Суда РФ. В субъектах РФ аналогичную роль играют решения местных конституционных и уставных судов.

Достаточно ограниченное применение в качестве источника  права в России имеет правовой обычай. Так, в ГК РФ содержатся ссылки на обычаи делового оборота (ст. 6), национальный обычай (ст.19) и местный обычай (ст. 221, 309, 311, 312, 314-316, 406, 421). Согласно ст. 14 ФЗ «О гарантиях прав малочисленных  народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 года при рассмотрении в  судах дел, в которых лица, относящиеся  к малочисленным народам, выступают  в качестве истцов, ответчиков, потерпевших  или обвиняемых, могут приниматься  во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным  законам субъектов РФ.

В 1990-е годы в ряде субъектов  РФ (Ингушетия, Чечня) предпринимались  попытки узаконить действие на их территории мусульманского права, имеющего нередко глубокие в культуре соответствующих  титульных национальностей, что  принесло не мало проблем.

Весьма специфическим  источником российского пава являются договоры о разграничении предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов РФ. Возможность  заключения таких договоров предусмотрена  п. 3 ст.11 Конституции РФ.

Важным источником права  являются международно-правовые акты т доктрина. Согласно Конституции (п. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены инве правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

Научные исследования в области  права в РФ ведутся в Институте  государства и права РАН, Институте  законодательства и сравнительного правоведения при правительстве  РФ, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной  прокуратуре РФ, юридических академиях, институтах и юридических факультетах  университетов. [5]

 

 

 

 

2.2.Гражданское  и смежные с ним отрасли  права

Первый в истории страны ГК был принят в период нэпа в 1922 году, создав правовую базу для восстановления элементов частного хозяйственного оборота. По своей юридической технике  ГК 1922 года отражал в целом традиции романо-германского права. В то же время советское государство  никогда не признавало идеи частного права, оставляя за собой право, вмешиваться  в любые хозяйственные отношения  в общественных интересах. С ликвидацией  нэпа в конце 1920-х годов положения  ГК о частном праве утратили силу, и советское гражданское право  приобрело относительно законченный  вид. В сфере хозяйственной жизни  центральной категорией стал социалистическая собственность, выступавшая в государственной  и кооперативной форме. На место  частной инициативы пришло плановое сверхцентрализированное управление экономикой.

Новый этап в развитии отечественного гражданского права начался на рубеже 1980-1990-х годов. В 1986 году в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность. В 1897 издано постановление  о совместных предприятиях, в 1988 году – новый закон о кооперативах. Российский законодатель в конце 1990 года легализовал частную собственность  и частное предпринимательство.

 

 

2.3. Уголовное право  и процесс

В соответствии с Конституцией РФ 1993 года уголовное законодательство отнесено к исключительному ведению  Российской Федерации. Уголовное право  РФ полностью кодифицировано. Согласно действующему уголовному кодексу РФ от 13 июня 1996 года (вступил в силу с 1 января 1997 года) уголовное законодательство РФ состоит исключительно из указанного Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК.

УК РФ основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. Кодекс, разработанный на новейших теоретических воззрениях, сохранил традиции классической школы уголовного права. В его основе лежит Модельный уголовный кодекс, принятый на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ 17 февраля 1996 года.

Новый УК устранил пробельность уголовного закона, которая образовалась ввиду изменения предмета правового регулирования и появления новых видов и форм преступности; из Кодекса также были исключены криминологически не обоснованные нормы, устранены многие противоречия, возникшие в процессе коренных преобразований социально-экономической, политической и правовой систем. Сделаны решительные шаги по деидеологизации законодательства, признанию приоритетов общечеловеческих ценностей перед классовыми.

Впервые в России введена  по сути американская система назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров путем суммирования отдельных наказаний. При этом окончательное наказание в виде лишения свободы может доходить до 25, а в ряде случаев — до 30 лет.

Особенная часть Кодекса  теперь открывается разделом о преступлениях против личности, тогда как ранее на первом месте стояли преступления против государства. В Особенной части появились новые главы - об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, за деяния, совершаемые в частном секторе, за преступления против семьи и молодежи, а также против мира и безопасности человечества. В новом УК впервые введена ответственность за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, за заведомо ложную рекламу, принуждение к сделке или к отказу от совершения сделки и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уголовный процесс

Так же как и уголовное, уголовно-процессуальное законодательство отнесено Конституцией РФ к исключительной компетенции Федерации. К середине 2000 года основным источником уголовно-процессуального  права продолжал оставаться Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 года.

Основы новой модели уголовного-судопроизводства были заложены в Конституции 1993 года. Ее положения, в частности, предусматривают, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются  только по судебному решению. До судебного  решения лицо не может быть подвергнуто  задержанию на срок более 48 часов (ч. 2 ст. 22). Обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных  заседателей в случаях, предусмотренных  федеральным законом (ч. 2 ст. 47), в  том числе во всех случаях угрозы вынесения смертного приговора (ч. 2 ст. 20).

Основным источником уголовно-исполнительного  права (именуемый ранее исправительно-трудовым) является Уголовно-исполнительнвй кодекс от 8 января 1997 года, сменивший Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 года. В настоящее  время в России действует УКП  РФ принятый Государственной Думой 22 ноября 2001 года и одобренный Советом  Федерации 5 декабря 2001 года. При его  составлении были учтены существенные изменения, произошедшие в системе  правоохранительных органов России (управление Федеральной службы налоговой  полиции и образование нового правоохранительного ведомства  – Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ), а так же реформа российской адвокатуры.

 

 

2.4. Судебная система.  Прокуратура. Адвокатура

Организация и деятельность судебной системы РФ определяются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами: ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г.; ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации” от 28 апреля 1995 г.; ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г. Статус судей регулируют обычные законы: Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г., ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г.

Согласно Конституции (ст. 118). правосудие в РФ осуществляется только судом на основе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (арбитражное судопроизводство не упомянуто в силу редакционной ошибки ее составителей). Создание чрезвычайных судов не допускается.

ФКЗ “О судебной системе  Российской Федерации” (ст. 4) закрепляет принцип единства судебной системы  РФ. В Российской Федерации действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи  субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, арбитражные суд субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов  РФ, мировые судьи, являющиеся судьями  общей юрисдикции субъектов РФ.

Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются только полномочиями и компетенцией. В соответствии с Конституцией РФ судьями могут быть граждане РФ достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121). Судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются советом федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленным федеральным законом (ст.128).

Наряду с профессиональными  судьями в осуществлении правосудия в РФ также участвуют присяжные  и арбитражные заседатели.

В настоящее время в  РФ широко применяется как коллегиальное, так и единоличное рассмотрение дел. Гражданские дела в судах  общей юрисдикции могут разбираться  судьями единолично или коллегией  в составе профессионального  судьи. В арбитражных судах дела по первой инстанции рассматриваются  судьёй-профессионалом единолично, тремя  судьями и либо судьёй и двумя  арбитражными заседателями. Формирование «профессиональных» коллегиальных  составов должно происходить, например, по делам о банкротстве (несостоятельности) либо по решению председателя суда с учётом каких-то обстоятельств (ходатайство  стороны спора, сложность дела и  т. д.).

Уголовные дела по первой инстанции  могут рассматриваться в четырёх  вариантах состава: а) один судья (дела о преступлениях, наказуемых не более  строгим наказанием, чем пять лет  лишения свободы). Такой состав суда возможен только по делам, рассматриваемым  районными судами, если подсудимый – совершеннолетний. Мировой судья  рассматривает все дела единолично; б) один судья профессионал (по делам о преступлениях, за которые в районном суде может быть назначено лишение свободы на срок свыше пяти лет, а во всех других судах – любой вид наказания); в) три судьи-профессионала (с согласия обвиняемого по делам, подсудным всем военным судам, общим судам субъектов РФ и Верховному Суду РФ); г) один судья профессионал и 12 присяжных заседателей.

В кассационной, надзорной  и аппеляционной инстанциях разбирательство  дел возможно только в коллегиальном  составе. В судебных коллегиях судов  общей юрисдикции среднего звена  и Верховного Суда РФ оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах  этих судов – не менее чем половиной  членов президиума.

Высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам  общей юрисдикции, является Верховный  Суд РФ. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей  юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции). Верховный Суд РФ возглавляет  систему федеральных судов общей  юрисдикции, представляя собой её высшее звено.

Верховный Суд является окончательной  судебной инстанцией по всем делам, отнесённым к его компетенции; вправе проверить  в порядке надзора любое решение  нижестоящего суда, включая, военные  и специализированные суды, по любому делу; обладает правом законодательной  инициативы; выносит заключения о  наличии в действиях Президента РФ признаков преступления (в рамках процедуры отрешения Президента от должности).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей судебной инстанцией в системе судов общей юрисдикции. Он состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации (по представлению  Президента РФ, основанному на представлении  Председателя Верховного Суда РФ). Президиум  Верховного Суда рассматривает: судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; материалы изучения и обобщения  судебной практики, анализа судебной статистики; вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата суда. Решения президиума являются окончательными и не могут быть опротестованы.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские  и уголовные дела по жалобам и  протестам на решения, приговоры  определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским  делам. Судебной коллегией по уголовным  делам и Военной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации  в качестве суда первой инстанции. Она  также рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Информация о работе Правовая система РФ