Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:03, курсовая работа
Целью данной работы является исследование взаимного функционирования гражданского общества и правового государства, а также выявление препятствий, стоящих на пути построения в Российской Федерации правового государства и гражданского общества.
В ходе исследования поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и структуру гражданского общества;
- проанализировать принципы и пути формирования правового государства;
- сделать выводы о соотношении гражданского общества и правового государства;
- определить проблемы становления гражданского общества и правового государства в России.
Введение.
В настоящее время в условиях проведения
в России экономических и политических
реформ решаются задачи формирования
государственно-организованного общества
на правовых началах, формируется гражданское
общество, основанное на свободе граждан,
и новая роль государства, признающая
приоритет прав человека. Становление
гражданского общества в этом смысле есть
первая и важнейшая предпосылка для успеха
реформ на пути к демократизации и юридизации
всей общественной жизни России.
Гражданское общество
- это своеобразный спутник правового
государства, то есть правовое государство
появляется в той стране, в которой существует
не просто общество людей, а гражданское
общество.
Актуальность темы
заключается в том, что проблема соотношения
гражданского общества и правового государства,
являющаяся предметом исследования, принадлежит
к числу фундаментальных научных проблем,
которая появилась с возникновением государства.
С тех пор вопрос о взаимоотношении власти
и общества стоит в центре всеобщего внимания,
что явилось причиной многих социальных
конфликтов, политических переворотов
и революций. Эта проблема также актуальна
и в настоящее время.
Целью данной работы
является исследование взаимного функционирования
гражданского общества и правового государства,
а также выявление препятствий, стоящих
на пути построения в Российской Федерации
правового государства и гражданского
общества.
В ходе исследования
поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие
и структуру гражданского общества;
- проанализировать
принципы и пути формирования правового
государства;
- сделать выводы о
соотношении гражданского общества и
правового государства;
- определить проблемы
становления гражданского
При написании работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение.
Основными источниками работы служили труды отечественных ученых по данной теме.
Структура работы. Курсовая работа состоит из двух разделов, каждый из которых состоит из двух подразделов, а также из введения, заключения и списка литературы.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон)пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель, - нет места и какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних учений о правовом государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснил принципы политики, осмыслил движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные ученые Б.Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие. Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г.Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: “1) для устранения произвола необходимо установление норм общественного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идет идея господства права в управлении; 2)если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субъективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы”. В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовым концепциям государства.
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках
одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей
правовое государство организуется
и функционирует правовым
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
Классическим образцом в этом
отношении являются США. Согласно
теории разделения властей в
ней законодательная, судебная
и исполнительная власти,
действуют как три силы в
замкнутом круге своих полномочий.
Но при этом предусмотрены
формы воздействия органов одной
власти на органы другой.
Так, президент наделен правом
налагать вето на законы, принимаемые
Конгрессом. В свою очередь оно
может быть преодолено, если
при повторном рассмотрении
Необходимо
обратить внимание на то, что
в современных демократических
государствах (таких, как США, Германия)
наряду с классическим делением
государственной власти на "три
власти" федеративное устройство
является также способом
Теперь,
основываясь на Конституции
Российской Федерации рассмотрим
принцип разделения властей
в России. Ст. 10 Конституции
Российской Федерации гласит:
"Государственная власть
в Российской Федерации
осуществляется на основе
- Президент Российской Федерации;
- Совет Министров Российской Федерации;
- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;
- Правительство республик;
- органы администрации других субъектов Российской Федерации.
К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ;
- суды республик и других субъектов РФ;
- районные народные суды;
- суды специальной юрисдикции.
Федеральное
Собрание - парламент
Российской Федерации является
представительным и законодательным
органом Российской Федерации.
Совет Федерации одобряет
законы, принятые Государственной
Думой. Закон считается
одобренным Советом Федерации,
если за него проголосовало
более половины от общего
Председателя Центрального Банка Российской Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении; формирует правительство Российской Федерации путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства, федеральных министерств; представляет кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает ее руководителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для демократического общества
принцип разделения властей
особо важен и значим.
Он выражает не только
разделение труда между
государственными органами,
но и умеренность,
"рассредоточенность" государственной
власти, предупреждающую ее
Верховенство закона. В правовом
государстве ни один государственный
орган, должностное лицо, коллектив
или общественная организация,
ни один человек не вправе
посягать на закон. За
его нарушение они несут
строгую юридическую ответственность.
Когда мы ведем речь о
Правовое государство также
предполагает правовую
устойчивость Конституции. Недопустимо
ее постоянное изменение, дополнение
и обновление. Ибо тогда она
перестает быть Основным Законом
государства, обладающим долгосрочным
характером. Вот почему бесконечные
изменения, которые вносил
Верховный Совет Российской Федерации
в Конституцию Российской Федерации
противоречили природе правового
государства и делали
нестабильной
Укрепление законности остается
актуальнейшей задачей, ибо
это - центральная категория
Все правовые акты, издаваемые
в Российской Федерации,
не могут противоречить
Федеральные конституционные законы
принимаются по следующим вопросам:
о статусе субъекта Федерации,
о референдуме, о порядке
деятельности Правительства РФ (ст.114,
ч.2); о судебной системе РФ
(ст.118, ч.3), о полномочиях,
порядке образования и деятельности
КС РФ, о порядке
введения военного положения
на территории РФ или в
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество (на примере России)