Правовое государство и гражданское общество (на примере России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование взаимного функционирования гражданского общества и правового государства, а также выявление препятствий, стоящих на пути построения в Российской Федерации правового государства и гражданского общества.
В ходе исследования поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и структуру гражданского общества;
- проанализировать принципы и пути формирования правового государства;
- сделать выводы о соотношении гражданского общества и правового государства;
- определить проблемы становления гражданского общества и правового государства в России.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.88 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Введение.

          В настоящее время в условиях проведения в России экономических и политических реформ решаются задачи формирования государственно-организованного общества на правовых началах, формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека. Становление гражданского общества в этом смысле есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России. 
           Гражданское общество - это своеобразный спутник правового государства, то есть правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто общество людей, а гражданское общество.  
           Актуальность  темы заключается в том, что проблема соотношения гражданского общества и правового государства, являющаяся предметом исследования, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. Эта проблема также актуальна и в настоящее время. 
            Целью данной работы является исследование взаимного функционирования гражданского общества и правового государства, а также выявление препятствий, стоящих на пути построения в Российской Федерации правового государства и гражданского общества.  
В ходе исследования поставлены следующие задачи: 
- исследовать понятие и структуру гражданского общества; 
- проанализировать принципы и пути формирования правового государства; 
- сделать выводы о соотношении гражданского общества и правового государства;

- определить проблемы  становления гражданского общества  и правового государства в  России.

            При написании работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение.

            Основными источниками работы служили труды отечественных ученых по данной теме.

Структура работы. Курсовая работа состоит из двух разделов, каждый из которых состоит из двух подразделов, а также из введения, заключения и списка литературы.

    1. Характеристика правового государства.
    1. Понятие, принципы правового государства.

Правовое  государство  -  это  такая  форма организации   и   деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны  взаимной ответственностью при  безусловном  главенстве  Конституции,  демократических законов и равенства всех перед законом. Представления   о   государстве   как   организации,   осуществляющей   свою деятельность на основе закона, начали формироваться  уже  на  ранних  этапах развития   человеческой  цивилизации.   С   идеей   правового   государства связывались  поиски  более  совершенных  и  справедливых  форм  общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель,  Платон)пытались   выявить   такие   связи   и взаимодействия   между   правом   и государственной    властью,    которые    бы    обеспечивали     гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что  наиболее разумна и справедлива  лишь  та  политическая  форма  общежития  людей,  при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право и, одновременно,  ограниченная  им, по мнению древних  мыслителей, считается справедливой  государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель, - нет места и какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон  говорил  о  государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и  институты  Древней  Греции  и  Рима  оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних учений  о  правовом государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политических  отношений  в обществе в эпоху  перехода  от  феодализма  к  капитализму  порождают  новые подходы к государству и пониманию его роли в организации  общественных  дел. Центральное   место   в   них   занимают   проблемы  правовой   организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного  лица или  властного  органа,   утверждающей   равенство   всех   перед   законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Наиболее известные идеи правовой  государственности  изложили  прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей  теории  Макиавелли на основе опыта существования  государств  прошлого  и  настоящего  объяснил принципы политики, осмыслил движущие политические силы. Цель государства  он видел  в  возможности  свободного  пользования  имуществом   и   обеспечении безопасности для каждого.  Ж.  Боден  определяет  государство  как  правовое управление  многими  семействами  и  тем,   что   им принадлежит.   Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы. В   период   буржуазных   революций   в   разработке   концепции    правовой государственности  значительный  вклад  внесли   прогрессивные   ученые  Б.Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие. Надо отметить, что среди русских философов идеи правового  государства  тоже нашли  свое  отражение.  Они  излагались  в  трудах   П.И.   Пестеля,   Н.Г.Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так,  Шершеневич  отмечает  следующие  пути формирования и основные параметры правового государства: “1) для  устранения произвола  необходимо  установление  норм   общественного   права,   которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы  от  других, в том числе и государственной организации, -  отсюда  идет  идея  господства права  в  управлении;  2)если  личная  инициатива  требует  простора,   то государству достаточно ограничиться  охраною  субъективных  прав;  3)  чтобы новый  порядок  не  нарушался  самими  органами  власти,  необходимо  строго определить  полномочия   последних,   отделив   от исполнительной   власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной  власти  и  допустив  к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы”. В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных  и  субъективных факторов идеи правового  государства  вначале  были  поглощены  требованиями революционного  правосознания,  а  затем  полностью  исключены  из  реальной жизни.  Правовой  нигилизм  при  сосредоточении  власти  в  руках  партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от  народа  привели  к  полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни  на началах справедливости и  в  конечном  счете,  к  установлению  тоталитарной государственности. Советская государственность в  период  тоталитаризма  не  воспринимала  идею правового государства, считая ее  буржуазной,  диаметрально  противоположной классовым концепциям государства.

          Государственная власть  в правовом  государстве не является  абсолютной.  Это обусловлено не только  господством права,  связанностью  государственной власти правом, но и тем, как организована  государственная  власть,  в  каких  формах и какими органами она  осуществляется. Здесь необходимо  обратиться  к теории  разделения  властей.   Согласно  этой  теории  смешение,  соединение властей (законодательной,  исполнительной, судебной) в одном  органе, в  руках

одного лица  чревато  опасностью  установления  деспотического  режима,  где невозможна  свобода  личности.  Поэтому  для   того,   чтобы   предотвратить возникновение авторитарной  абсолютной  власти,   не  связанной  правом  эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

          С помощью   разделения  властей  правовое  государство  организуется  и функционирует правовым способом: государственные органы действуют  в  рамках своей  компетенции,   не  подменяя  друг  друга;  устанавливается   взаимный контроль,    сбалансированность,     равновесие      во     взаимоотношениях государственных  органов,  осуществляющих законодательную,  исполнительную  и судебную власть.

          Принцип разделения   властей   на  законодательную,   исполнительную  и  судебную означает,  что каждая  из  властей  действует самостоятельно  и   не вмешивается в полномочия  другой.   При  его  последовательном  проведении  в жизнь исключается  всякая   возможность  присвоения  той  или  иной  властью полномочий  другой.  Принцип разделения  властей  становится  жизнеспособным, если  он еще  и  обставляется  системой  "сдержек  и  противовесов"  властей. Подобная система "сдержек  и противовесов" устраняет всякую  почву для узурпации   полномочий   одной   власти  другой  и  обеспечивает  нормальное функционирование  органов государства.

         Классическим образцом в этом  отношении являются США.   Согласно  теории разделения властей  в  ней  законодательная,   судебная  и   исполнительная власти,  действуют  как три силы в  замкнутом  круге  своих  полномочий.   Но при этом предусмотрены  формы  воздействия органов одной  власти  на  органы другой.  Так, президент наделен правом  налагать вето на законы,  принимаемые  Конгрессом. В  свою  очередь оно  может быть преодолено,  если  при  повторном рассмотрении законопроекта  в  его  пользу  отдадут  голоса  2/3   депутатов каждой из  палат  Конгресса.  Сената   наделен    полномочием    утверждения    членов правительства,  назначаемых президентом.  Он  также   ратифицирует   договоры  и  иные  международные  соглашения,  заключаемые  президентом.    В   случае совершения президентом  преступлений,  Сенат обращается  в  суд  для  решения вопроса  о вынесении ему "импичмента",  т.е.  об  отстранении  от  должности. "Возбуждает"же дело об импичменте  Палата  Представителей.   Но  могущество Сената ослабляется  тем,  что  ее   председателем   является  вице-президент. Но последний  может принимать участие в  голосовании лишь в том  случае,  если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в  стране  осуществляет Верховный суд США.

     Необходимо  обратить внимание на то,  что  в современных  демократических  государствах (таких,  как США, Германия)  наряду  с  классическим   делением  государственной  власти на "три  власти"  федеративное  устройство  является также способом децентрализации  и  "разделения"  власти,  предупреждающим  ее концентрацию.

     Теперь, основываясь на  Конституции  Российской   Федерации  рассмотрим  принцип  разделения  властей  в  России.   Ст.  10  Конституции   Российской Федерации  гласит:   "Государственная   власть    в   Российской   Федерации  осуществляется на основе разделения  на  законодательную,   исполнительную  и судебную.  Органы  законодательной,   исполнительной   и   судебной   власти самостоятельны." К органами  законодательной власти в  Российской   Федерации относятся: Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума -  две  палаты Собрания),   Законодательные   Собрания   республик,   входящих   в   состав Российской   Федерации;   органы   власти   других   субъектов    Российской Федерации;    местные    органы    государственной   власти.    К    органам  исполнительной власти в Российской  Федерации  относятся:     

-  Президент Российской  Федерации;

-  Совет Министров  Российской Федерации;

-  Высшие   должностные   лица   республик,   избираемые   гражданами   или  Законодательными  Собраниями;

- Правительство  республик;

- органы администрации  других субъектов Российской  Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

- Конституционный  Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд  Российской Федерации;

- Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации ;

- суды республик  и других субъектов РФ;

- районные народные  суды;  

- суды специальной  юрисдикции.

  Федеральное   Собрание   -   парламент   Российской   Федерации   является  представительным  и  законодательным  органом  Российской  Федерации.  Совет Федерации  одобряет   законы,   принятые   Государственной   Думой.    Закон считается  одобренным Советом Федерации,  если за  него  проголосовало  более половины от общего числа  депутатов либо,  если в течение  четырнадцати  дней он не  будет  рассмотрен  Советом  Федерации.  В  случае  отклонения  закона  Советом  Федерации   палаты   могут    создавать    согласительную    комиссию   для преодоления  возникших  разногласий, после чего  закон  подлежит  повторному рассмотрению  Государственной Думой.  Государственная  Дума  принимает  законы большинством  голосов   от   общего   числа   депутатов,    если   иное   не предусмотрено Конституцией  Российской Федерации.  Принятые  законы  в  течение  пяти   дней передаются  на  рассмотрение   Совету   Федерации.    Президент   Российской Федерации является    главой    государства,     гарантом     Конституции     Российской Федерации,  прав  и  свобод человека и гражданина;  представляет  Российскую Федерацию  внутри  страны  и  в  международных   отношениях; представляет Государственной   Думе предложение о назначении  Председателя  правительства; ставит  перед  Государственной  Думой   вопрос   об  отставке  правительства; представляет Государственной   Думе   кандидатуру    для     назначения     на  должность

Председателя Центрального Банка Российской Федерации и ставит  вопрос  перед ней об  его  освобождении;  формирует  правительство   Российской  Федерации путем назначения на  должность  по  предложению  Председателя  Правительства Российской Федерации заместителей  Председателя  Правительства,  федеральных министерств;  представляет  кандидатуры   для   назначения   на    должность судей Конституционного  Суда,  Верховного Суда,  Высшего Арбитражного  Суда,  Генерального  прокурора  Российской   Федерации;   назначает  судей  других федеральных   судов;    формирует   Администрацию   Президента    Российской Федерации,   назначает  и   освобождает   ее   руководителя;   назначает   и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.

         Для  демократического  общества  принцип   разделения   властей  особо важен   и  значим.   Он  выражает   не   только   разделение   труда   между  государственными   органами,   но   и   умеренность,    "рассредоточенность" государственной  власти, предупреждающую ее концентрацию,  превращение  ее  в авторитарную  и  тоталитарную  власть.  Этот  принцип   в    демократическом  обществе предполагает,  что все  три власти одинаковы,  равновелики  по  силе, служат противовесами  по отношению друг к другу  и  могут  "сдерживать"  одна  другую, не допускать доминирования  одной  из  них.  Например,  превращения  управленческой  власти  в  авторитарную,  а  законодательной – во "всевластие",  в тоталитарную  власть,  подчиняющую  себе  и  управление,  и правосудие. Но  даже  если  соблюдено  требование  разделения  властей,    задействована  система  "сдержек  и  противовесов",   то  государство  еще  не  обязательно  является правовым.  Поэтому мы  переходим  к следующему  признаку  правового государства.                                         

         Верховенство закона. В правовом  государстве  ни  один  государственный  орган,  должностное лицо,  коллектив  или общественная  организация,  ни один человек  не  вправе  посягать  на  закон.   За  его  нарушение  они  несут  строгую   юридическую ответственность.  Когда мы ведем речь о верховенстве  закона как  нормативно-правового  акта, обладающего высшей юридической  силой, то имеем в  виду,  что  все подзаконные акты должны  строго соответствовать ему, а  должностные  лица не уклонятся  от его исполнения и тем  более   не   нарушать   его.  Также недопустимо  "обогащать"  закон  подзаконными  актами,   вкладывать  в   его содержание  такой смысл,  который не был  предусмотрен   законодателем.   Кроме того и все рядовые  граждане  должны  в  своем  поведении  руководствоваться законом.  А для этого  помимо всего  прочего, они должны  быть  информированы  о его содержании.

          Правовое  государство  также   предполагает   правовую    устойчивость Конституции.  Недопустимо  ее постоянное изменение, дополнение  и  обновление. Ибо тогда  она  перестает  быть  Основным  Законом  государства,  обладающим долгосрочным  характером. Вот почему бесконечные  изменения,   которые  вносил  Верховный Совет Российской  Федерации  в  Конституцию  Российской  Федерации  противоречили  природе   правового   государства   и   делали   нестабильной внутриполитическую  обстановку  в  обществе.   Если   конституция   выражает государственную  волю  общества,   то  ее  изменение,    обновление   должно осуществляться  в соответствии с ней, а не  волей.

          Укрепление  законности  остается  актуальнейшей  задачей,   ибо  это  - центральная категория правового  государства.  Новая  Конституция  Российской Федерации в соответствии  с принципом  разделения  властей  внесла  коррективы в иерархию  нормативно-правовых актов.  Конституцией  Российской  Федерации  к федеральным  законам отнесены:  федеральные  конституционные законы и федеральные  законы.   Статья 76  устанавливает,   что  по   предметам   ведения    Российской   Федерации принимаются  федеральные конституционные законы  и  федеральные  законы.   По  предметам совместного ведения  Российской  Федерации и субъектов  Федерации  - федеральные законы  и принимаемые в соответствии  с ними  законы   и   иные   нормативные  правовые акты   субъектов  Федерации.   Вне  пределов  ведения  Российской  Федерации субъекты Федерации  осуществляют  собственное  правовое   регулирование.   К правовым  актам субъектов Федерации отнесены  конституции  республик,  уставы  краев, областей, городов  федерального   значения,   автономных  областей  и автономных округов,  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов Федерации.

          Все правовые  акты,   издаваемые  в  Российской  Федерации,   не  могут противоречить Конституции  Российской  Федерации,  федеральные   законы   не могут  противоречить  федеральным  конституционным  законам  (ст.76,   ч.3). Законы и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов  Федерации  не  могут противоречить  федеральным законам. В случае  противоречия  между  федеральным  законом  и   иным   актом,  изданным  в  Российской   Федерации,   действует федеральный закон.

          Федеральные конституционные  законы  принимаются по следующим  вопросам:  о статусе субъекта  Федерации,   о  референдуме,   о  порядке  деятельности Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной  системе  РФ  (ст.118,   ч.3),  о полномочиях,  порядке  образования  и  деятельности   КС   РФ,   о   порядке  введения военного положения  на территории РФ или в отдельных  ее  местностях (ст.87) и др.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество (на примере России)