Правовое государство и гражданское общество (на примере России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование взаимного функционирования гражданского общества и правового государства, а также выявление препятствий, стоящих на пути построения в Российской Федерации правового государства и гражданского общества.
В ходе исследования поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и структуру гражданского общества;
- проанализировать принципы и пути формирования правового государства;
- сделать выводы о соотношении гражданского общества и правового государства;
- определить проблемы становления гражданского общества и правового государства в России.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.88 Кб (Скачать файл)

Необходимым   фактором,    определяющим   во   многом   успех   многих преобразований  в  государственной  и политической  жизни  нашего  общества, является уровень политической и правовой культуры  в  обществе. Необходимо избавляться  от  того  правового  нигилизма,  который   особенно   отчетливо проявился в последнее время не только у  граждан,   но  и  у  представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции,  закона  всеми членами, всеми должностными лицами  -  неотъемлемая  черта  демократического государства.

Сейчас  на   территории   распавшегося   СССР    происходят  сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах"   государственных   и    правовых   систем,    соответствующих требованиям современного гражданского  общества.   Это  развитие  все  более осложняется из-за  того,  что общество переживает жесточайший  экономический и социальный кризис,  существенно отразившийся на  уровне  жизни   людей и резко высветивший те негативные последствия, которые  породила  тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Суровая закономерность,  а может  быть  трагическая  неизбежность  в том, что человеческая  природа  и  социальная  жизнь  все  еще   далеки   от совершенства. Реалистичнее  не  мечтать  о  полном  искоренении  зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощь создания правового общества. Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека. На  данный   момент  нет  альтернативы  правовому  государству, если мы принимаем общечеловеческую  систему  ценностей,  в  основе   своей    христианскую.

Впрочем, насчет общечеловеческой  -  явное  преувеличение,   не   следует забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная   система права.  Поэтому скажем так:  На данный момент не существует альтернативы правовому  государству,  если  мы  принимаем  систему   ценностей   западной цивилизации.

2. Гражданское  общество: основные понятия.

          Понятие  “гражданское  общество”  очень  древнее.   В   трудах   Аристотеля, Макиавелли,  Локка,  Гоббса,  Монтескье,  Руссо,  Канта,   Гегеля,   Маркса, Бакунина  и  других  гражданское  общество   анализируется   и   описывается  достаточно всесторонне, конкретно  и достоверно. Для примера - несколько  “фрагментов” из произведений  мыслителей  прошлого  о гражданском  обществе.

Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается  в  согласовании повиновения (государству)  и  свободы  (в  ассоциации,  обществе).  Народный суверенитет является высшим по отношению к государству,  народ  имеет  право на свержение абсолютизма. И. Кант: Гражданское общество основано на следующих  принципах:  1)  свобода

каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного;  3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина. Ф. Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными,  но взаимодействующими  институтами.  Гражданское  общество  вместе   с   семьей составляют базис  государства.  В  государстве  представлена  всеобщая  воля граждан, гражданское общество  -  это  сфера  особенных,  частных  интересов отдельных индивидов. К.  Маркс:  В  гражданском  обществе  каждый  индивид   представляет   собой некоторый замкнутый комплекс потребностей  и  существует  для  другого  лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством. По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей,  где достигнуто   оптимальное   соотношение   всех   сфер   общественной   жизни: экономической,  политической,  социальной   и   духовной,   где   обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. В различных  источниках  понятие  “гражданское  общество”  представлено  по-разному.    Можно вынести  несколько  определений  этого  термина,  но основная идея, конечно же, у них одна. Гражданское общество - это 1) наличие  собственности  в  распоряжении  людей (индивидуальное или коллективное владение);

2)  наличие  развитой  многообразной  структуры,   отражающей   многообразие интересов различных  групп и слоев, развитой и разветвленной  демократии; 2)  высокий  уровень  интеллектуального,  психологического  развития  членов   общества, их  способности к самодеятельности  при включенности  в  тот  или   иной институт гражданского общества; 2)  законообеспеченность  населения,  то  есть  функционирование   правового   государства. Предпочтение  можно отдать этому определению: гражданское общество   - это такое общество, в котором различные по  своей  природе  объединения   граждан ( партии, союзы, профсоюзы, кооперативы,  группы  )  осуществляют   связь  между  человеком  и  государством  и   не   позволяют   последнему   узурпировать  личность.  То  есть  при  наличии  гражданского   общества,    правительства -  это  лишь  один  элемент,  сосуществующий  с  различными   институтами, партиями, ассоциациями и пр. Все это разнообразие носит название плюрализма и  предполагает,  что  многие организации  и   институты   демократического   общества   не   зависят   от

правительства  для  своего  существования,  законности  и  авторитета.   При существовании  гражданского  общества  государство   выступает   выразителем компромисса различных сил в  обществе.  Экономической  основой  гражданского общества  является  право  на  частную  собственность.  В  противном  случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить  государству  на тех условиях, которые ему диктует государственная власть. По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают  различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки,  партии. Они могут быть как  государственными,  так  и  независимыми.  Это  позволяет отдельным   людям   осуществлять   свои   права   и   обязанности    граждан демократического  общества.  Посредством   участия   в   этих   организациях разнообразными способами можно оказывать влияние  на  принятие  политических решений. Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве  с государством.   При   демократическом   режиме   оно    взаимодействует    с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции  к государству.

Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

1.  Наличие  собственности  в   распоряжении   людей   (индивидуальное   или   коллективное  владение).

2.  Наличие  развитой  многообразной  структуры,   отражающей   многообразие   интересов различных  групп и слоев, развитой и разветвленной  демократии.

3.  Высокий  уровень  интеллектуального,  психологического  развития  членов   общества, их  способность к самодеятельности  при включенности  в  тот  или   иной институт гражданского общества.

4.   Законообеспеченность   населения,   т.е.   функционирование   правового   государства.

          Гражданское сообщество включает  всю  совокупность  межличностных  отношений, которые развиваются  вне  рамок  и  без  вмешательства  государств,  а  также разветвленную  систему независимых от  государства  общественных  институтов, реализующих  повседневные   индивидуальные   и   коллективные   потребности. Поскольку повседневные интересы  граждан  неравнозначны,  постольку  и  сферы гражданского общества  имеют  определенную  соподчиненность,  которую  можно выразить следующим  образом. Базовые  человеческие  потребности   в   пище,   одежде,   жилье   и   т.д., обеспечивающие жизнедеятельность  индивидов,  удовлетворяют  производственные  отношения,  составляющие  первый  уровень  межличностных  взаимосвязей.  Эти потребности   реализуются   через   такие   общественные   институты,    как профессиональные, потребительские и иные объединения  и ассоциации. Потребности  в  продолжении  рода,  здоровье,  воспитании  детей,   духовном  совершенствовании и  вере,  информации,  общении,  сексе  и  т.д.  реализует  комплекс    социокультурных    отношений,    включающий     семейно-брачные, религиозные, этнические  и иные взаимодействия. Они образуют  второй  уровень межличностных  взаимосвязей. Потребности  данного  уровня  удовлетворяются  в рамках  таких институтов,  как  семья,  церковь,  образовательные  и  научные учреждения, творческие  союзы, спортивные общества и  т.д. Наконец, третий, высший уровень  межличностных отношений составляют  политико-культурные  отношения,  которые  способствуют   реализации   потребности   в политическом   участии,   связанных   индивидуальным   выбором   на   основе политических   предпочтений   и   ценностных   ориентаций.   Этот    уровень  предполагает сформированность  у индивида  конкретных  политических  позиций. Политические предпочтения  индивидов и  групп  реализуются  с  помощью  групп интересов, политических  партий, движений и т.д. В гражданском  обществе  разрабатывается  единый  комплекс  основополагающих, осевых  принципов, ценностей, ориентаций, которыми  руководствуются  в  своей жизни  все члены общества, какое бы  место  в  общественной  пирамиде  они  не занимали. Этот комплекс, постоянно  совершенствуясь,  обновляясь,  скрепляет воедино общество и  определяет  основные  характеристики  как  экономической, так и политической  его подсистемы. Экономика и политика  составляют  функции гражданского  общества.  Экономическая  и  политическая  свободы   -   формы проявления  более фундаментальной свободы  человека как  члена  общества,  как самоценной личности. Гражданское  общество  можно  представить   как   своего   рода   социальное  пространство, в котором люди  взаимодействуют в качестве независимых  друг  от друга  и  от  государства  индивидов.   Основа   гражданского   общества   - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому,  естественно, что сущность и  качество  общества  зависит  от  качества  составляющих  его личностей.  Формирование  гражданского   общества   неразрывно   связано    сформированием идеи индивидуальной  свободы, самоценности каждой личности. Возникновение гражданского общества  обусловило разграничение  прав  человека и прав гражданина. Права  человека обеспечиваются  гражданским  обществом,  а права гражданина  -  государством.  В  обоих  случаях  речь  идет  о  правах личности, но если в первом случае  имеют  в  виду  ее  права  как  отдельного человеческого  существования на жизнь, свободу, стремление к счастью и  т.д., то во втором случае -  ее  политические  права.  Очевидно,  что  в  качестве важнейшего  условия существования  как  гражданского  общества,  так  и  прав государства  выступает личность, обладающая  правом  на  самореализацию.  Оно  утверждается  благодаря  признанию  права  индивидуальной,  личной   свободы каждого человека.

          Из некоторых источников выяснилось, что  основными  признаками  гражданского  общества являются:

- наиболее полное  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих  его структур и различных групп  людей;

- свободно формирующееся  общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность  и прежде  всего  реальное  осуществление  права человека на информацию;

-  жизнедеятельность  в  гражданском   обществе   базируется   на   принципе  координации. В отличие от государственного  аппарата,  который  построен  на основе принципа субординации,  т.е.  система  строгого  подчинения  “младших старшим”.

          Существование   гражданского   общества   основывается   на   определенных рациональных  нормах,  для  сохранения  и   обеспечения   действия   которых специально  создаются учреждения  и  механизмы,  не  известные  традиционному  обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает  на определенном  основании,  которое  построено  из  материала,  не  известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты  могут  вырабатываться в условиях  этого общества1. В  свою  очередь,  гражданское  общество  стремится  к  тому,  чтобы  каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то  же время, добиваясь  этой  цели,  в  гражданском  обществе  не  всегда  удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов,  т.к.  большинство  из нас хотят в основном одного и того же, “но для себя и  добиваются  желаемого по-своему”.  Однако  гражданское  общество  стремится  оберегать  людей   от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов.  Все  это постепенно приводит к  выделению,  в  качестве  самостоятельной  ценности  в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь  идет о таких  правах  как  право  на  жизнь,  на  личную  неприкосновенность,  на свободное  выражение  своих  мыслей,  на  частную  собственность,  право  на свободное объединение в союзы, партии. Уже говорилось о том, что общество специально не  создается,  оно  возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя  упускать  из  вида  тот факт, что некоторые институты гражданского общества  создаются  в  интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды,  для государственной целесообразности. Исходя  из   сказанного,   можно   дополнить   к   вышеуказанным   признакам гражданского общества следующее:

-  возникновение  гражданского  общества  на  определенных  основаниях,   не исключая и  того  момента,  что  некоторые  институты  гражданского  общества  создаются  в  интересах  самого   общества   в   целом   и   государственной рационализации;

- недопустимость  гражданским  обществом  конфликтов  между  самими  членами общества.

 

2.2.Гражданское  общество в России.

          Несмотря на начавшиеся в 1985  году  преобразования,  проблема  формирования предпосылок гражданского  общества пока решается медленно.  Перераспределение собственности  через приватизацию  не  привело,  как  ожидалось,  к  созданию  многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве  своем  хотя  и перестала быть  государственной,  однако  осталась  в  руках  представителей прежнего  класса уже как частная собственность. Экономическая   политика   государства   пока    недостаточно    стимулирует формирование  предпосылок  для  увеличения  численности   среднего   класса. Имевшие место  обесценивание денежных  вкладов,  достаточно  высокий  уровень  инфляции,  сильный  налоговый  процесс,  ограничивающий  предпринимательскую  деятельность,  отсутствие  развитой  частной  собственности  на   землю   не позволяли делать  серьезные вложения средств  в  производство,  в  землю,  не  способствовали становлению зрелого  гражданина  с  неотъемлемыми  правами  и обязанностями. На пути  формирования  гражданского  общества  в  России  в  настоящее  время  существует  еще  ряд  трудностей,  и  прежде  всего  устойчивые  стереотипы, система  ценностей,   сформированные   коммунистическим   режимом,   которые отторгают  многие  экономические,  социальные   и   культурные   предпосылки  гражданского  общества.  У  значительной  части  (если  не  у   большинства) населения  вызывают  психологический   дискомфорт   такие   фундаментальные, базовые ценности, на которых  строится  гражданское  общество,  как  частная собственность, экономическое  и социальное неравенство, конкуренция, а  также отсутствие многих  социальных  гарантий,  которые  были  прежде.  Вследствие известных  ошибок  и  просчетов  реформаторов  внедрение  этих  универсальных  ценностей  в  сознание  российских   граждан   осуществляется   в   условиях постоянного падения  уровня жизни большинства  населения.  Это  и  определяет его  реакцию  отторжения  важнейших  ценностей  -  конкуренции,  демократии, рынка. Значительный  отпечаток  на  процесс  формирования   гражданского   общества накладывает форсированный  характер процесса гражданской  модернизации,  когда в сжатые  сроки одновременно  решаются  задачи,  доставшиеся  от  исторически  различных  этапов.  Изменение  материального   положения   различных   групп приводит  к слишком быстрой и радикальной  трансформации  прежней  социальной  структуры. Это обстоятельство порождает  конфликты государства  с  различными  профессиональными и социальными  группами,  что  находит  свое  выражение  в массовых забастовках, стачках, пикетах, голодовках. Осложняет  процесс кристаллизации автономной  личности  и  то  обстоятельство, что создание рыночных отношений  и  переход  от  тоталитаризма  к  демократии совпали по времени  с  процессами  национального  самоопределения  этносов  и социальной  стратификации на основе отношений  собственности. Совпадение  этих  тенденций делает процесс формирования  гражданского общества  неустойчивым  и даже отчасти возвратным. Ведь  в реальной жизни  противоречиво   переплетаются различные,  порой  противоположные  по  своей  направленности   интересы   и потребности социальных  групп, что снижает возможности  управления  процессами формирования  нормальных экономических,  социальных,  национальных  и  других интересов. Наиболее негативным последствия  снижения  регулятивной  функции  государства является формирование  существенного  разрыва  в  уровне  доходов  небольшой группы людей  и большинства бедного населения. В  этих  условиях  государству  еще   многое   предстоит   сделать,   чтобы   оно   могло   стать   гарантом  поступательности  процесса  формирования  гражданского   общества,   создать  надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки  для самореализации   индивидов   и   групп,   удовлетворения   их   повседневных потребностей. Само же государство должно  на практике все больше  приобретать  признаки  правового  государства.   Очевидно,   что   процесс   формирования гражданского общества  будет  иметь  естественный  темп,  который  невозможно будет ускорить  каким-либо подталкиванием. Ведь  зрелый  гражданин  начинается  с развитого самосознания, возникающего  из  индивидуальных  начал  личности. Развивать  их  можно  в  первую  очередь   усилиями   самой   личности,   ее устремленностью  к постоянному самосовершенствованию.

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество (на примере России)